Продолжение. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
«Через Гоби и Хинган»
Первый, и пока, к сожалению, единственный художественный советский фильм, снятый совместно с монгольскими кинематографистами, который затрагивает сразу несколько главных тем и аспектов Маньчжурской наступательной стратегической операции, успешно и победоносно проведенной войсками Красной Армии в период с 9 августа по 2 сентября 1945 года.
Основой для сценария картины послужили одноименные мемуары «Через Гоби и Хинган», вышедшие из-под пера дважды Героя Советского Союза, генерала армии Иссы Александровича Плиева. Во время Советско-японской войны он командовал Конно-механизированной группой Забайкальского фронта, которой предстояло выполнить наиболее важную и трудную задачу – нанести неожиданные для врага удары по тылам и левофланговым частям Квантунской армии, предварительно преодолев в кратчайшие сроки пустыню Гоби и горные кряжи Хингана.
В фильме показаны практически все главные творцы блестящей победы, одержанной советскими и монгольскими войсками над многочисленной, хорошо вооруженной и оснащенной Квантунской армией всего за четыре недели. На экране зритель видит как планировали и координировали Маньчжурскую операцию прославленные Маршалы Советского Союза – Александр Михайлович Василевский, Родион Яковлевич Малиновский и Кирилл Афанасьевич Мерецков.
Также картина достаточно подробно повествует о том, как развивалась Хингано-Мукденская наступательная операция, главными участниками которой стали упомянутый генерал-полковник Исса Александрович Плиев и генерал Юмжагийн Цеденбал – заместитель главнокомандующего МНРА (Монгольской Народной Революционной Армией).
Отдельное место в картине занимает сюжетная линия, рассказывающая о подвиге советских военнослужащих, врачей, сотрудников внешней разведки и госбезопасности, благодаря которым были пресечены попытки японского командования применить бактериологическое оружие против частей Красной армии и МНРА.
Впервые в художественном кинематографе значительное место в повествовании фильма было уделено преступной и античеловеческой деятельности печально известного «Отряда 731», занимавшегося масштабными разработками химического и бактериологического оружия, которое активно испытывалось на живых людях.
Кинокартину удачно и логично дополняют документальные кадры атомной бомбардировки японских городов американской авиацией, а также цветная кинохроника, запечатлевшая самые главные и торжественные моменты Парада Победы, состоявшегося на Красной площади 24 июня 1945 года.
«Утомлённое солнце…»
В основе сюжета данного фильма лежит история подвига трёх советских разведчиков, заброшенных в августе 1945 года на территорию Северной Кореи, оккупированной на тот момент японскими войсками. Советским морпехам приказано при содействии местных партизан обнаружить и ликвидировать секретную японскую лабораторию, находящуюся в одной из заброшенных шахт.
В этой лаборатории японские специалисты разрабатывают и испытывают на военнопленных смертоносное бактериологическое оружие массового поражения. Японские милитаристы намереваются в ближайшем будущем реализовать так называемый «План Сакуры» – применить на всех фронтах и театрах боевых действий против своих противников масштабную бактериологическую атаку.
Лаборатория, которую ищут советские разведчики, является ключевым звеном разработок и экспериментов, находящихся на завершающей стадии последних клинических испытаний. Вот почему её необходимо обнаружить и уничтожить в самое ближайшее время.
К сожалению, данный совместный проект советских и северокорейских кинематографистов получился слабоватым в плане зрелищности, динамичности и достоверности сюжета, раскрытия характеров главных героев. Вообще сам сюжет, связанный с поисками секретного объекта, на котором ведутся разработки и испытания бактериологического оружия специалистами японского «Отряда 731», используется сценаристами слишком часто, а потому изобилует схожим набором режиссерских штампов и клеше.
При этом в фильме откровенно много нелепиц и эпизодов, которые никогда не могли бы произойти в реальности. Сама главная сюжетная линия, что называется, сшита толстенными белыми нитками. В глубокий вражеский тыл на поиски важнейшего объекта подводная лодка доставляет лишь трёх разведчиков, хотя в отсеках субмарины могли бы спокойно разместиться 15-20 десантников-диверсантов.
На поиски и ликвидацию лаборатории, которая наверняка надёжно и особ тщательно охраняется, посланы два опытных разведчика и юная девушка-санинструктор, не имеющая никакого боевого опыта и ни разу не привлекавшаяся к подобным операциям. Зачем такому маленькому отряду санинструктор? Лучше бы взяли радиста или специалиста по бактериологическому оружию и боевым отравляющим веществам.
Конечно же, опытные разведчики, имевшие за плечами десятки забросок за линию фронта, гибнут, а девушка остаётся живой. Она удачно скрывается от японских преследователей, попутно крутит романтические отношения с местным корейским партизаном, после чего благополучно возвращается в расположение советских войск.
Далее в лучших и избитых традициях подобного жанра отважный санинструктор возвращается во вражеский тыл, ведя за собой другую – более многочисленную диверсионно-разведывательную группу для уничтожения обнаруженной лаборатории. Конец картины оказался предсказуемым и тоже многократно обыгранным в других военных фильмах. Все советские бойцы погибают, а отважная девушка взрывает вражеский секретный объект, при этом сама погибает.
В картине одну из первых своих главных ролей исполнила молодая актриса Нина Дробышева. Её героиня – санинструктор Мария Цуканова существовала в реальности, правда, подвиг она совершила в ином месте и не связанный с уничтожением японской лаборатории, занимавшейся созданием бактериологического оружия.
21-летняя санитарка 3-й роты 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота Мария Никитична Цуканова 14 августа 1945 года в составе своего подразделения участвовала в высадке десанта в корейский порт Сэйсин (сегодня северокорейский город Чхонджин). Во время боя Мария оказывала медицинскую помощь раненым морякам. Будучи дважды раненой, лично на себе она вынесла с поля боя 52 раненых советских десантника.
Оставшись с группой автоматчиков прикрывать отход своей роты, 15 августа рядовая Цуканова лично из своего ППШ уничтожила и ранила более 90 японцев. Уже находясь бессознательном состоянии, она попала в плен. На допросах советскую санитарку-десантницу повергли саамы изуверским пыткам и жесточайшим избиениям. Проводивший допрос японский офицер лично исполосовал её тело ножом, выколол глаза, а затем отрубил своим самурайским мечом обе руки и только потом отсёк голову.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом отвагу и геройство» Цукановой Марии Никитичне было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Отважная и неустрашимая Мария Цуканова стала единственной женщиной, получившей звание Героя Советского Союза в Советско-японской войне.
«Люди за солнцем»
Первоначально китайский режиссер Моу Тун-Фэй планировал снять документальный фильм о военных преступлениях так называемого «Отряда 731» – специального подразделения вооружённых сил Японской империи, сотрудники которого занимались исследованиями в области применения биологического и бактериологического оружия, проводя практические клинические опыты на живых людях.
Примечательно, что в официальных документах «Отряд 731» фигурировал как «Главное управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии». Сегодня широко известно, что служащие «Отряда 731» на протяжении тринадцати лет проводили изуверские, мучительные, калечащие и умертвляющие опыты над живыми людьми с целью изучения воздействия на человеческий организм неблагоприятных факторов окружающей среды, химических, бактериологических, токсических и других смертельно опасных веществ.
По мере накопления информации Моу Тун-Фэй принял решение создать художественный фильм о бесчеловечных, беспринципных и невиданных прежде зверствах японских ученых, врачей и военных. В основу сюжета легли истории юных японцев, служивших в «Молодёжном корпусе» (аналог германской нацистской молодёжной организации «Гитлерюгенд»), которых использовали для охраны одной из секретных лабораторий «Отряда 731».
Генерал-лейтенант Сиро Исии – начальник «Отряда 731» (по специальности – микробиолог и хирург) методично, последовательно и хладнокровно руководит проведением целой серии самых антигуманных опытов, исследований и тестирований на живых людях, которые японские садисты и палачи в белых халатах между собой презрительно называли «брёвнами».
В качестве подопытных японские преступники и изуверы использовали военнопленных – китайцев, монголов, корейцев, а также русских из числа эмигрантов, проживавших в Маньчжурии после окончания Гражданской войны. Главный военный японский преступник – Сиро Исии не только занимается обобщением и систематизацией данных, полученных в ходе шокирующих по степени своей жестокости и изощренности опытов и испытаний над людьми. Он старается воспитать из вчерашних японских старшеклассников настоящих воинов и самураев, лишенных какой-либо жалости и снисхождения к «брёвнам».
Фильм при всех его недостатках и малом бюджете, отразившемся на качестве съёмок, игре актёров, съёмках сцен с шокирующим контентом, вызвал в своё время широкий мировой общественный резонанс. Даже в некоторых странах бывшей Антигитлеровской коалиции картину изрядно и нещадно критиковали за демонстрацию жесточайших, изуверских и отвратительных по своему содержанию сцен насилия и пыточного беспредела, творимого японцами, сводит к нулю всю информативную ценность киноленты, а также её антивоенный и гуманный посыл.
Режиссер был готов предоставить наиболее рьяным критикам собранные им документальные свидетельства японских преступлений против человечности – архивные материалы, фотографии, киноплёнки, свидетельства очевидцев и т.д. Но Моу Тун-Фэя не желали слушать. В двух государствах, полномасштабно воевавших против Японской империи на протяжении почти пяти лет – США и Великобритании фильм «Люди за солнцем» получил ограниченный прокат. В ряде стран Британского содружества, которые также пострадали от японского милитаризма, из фильма вырезали наиболее жестокие сцены или вообще запретили показ.
Наибольшую истерию и волну возмущения картина «Люди за солнцем» вызвала в Японии. Ещё тогда – в канун празднования 50-летия окончания Второй мировой войны значительная часть японской общественности придерживалась мнения о том, что хватит «Стране Восходящего Солнца» извиняться за преступления прошлых лет. Дескать, прошло полвека, всё поросло травой забвения, надо жить дальше, не вспоминая о плохом, а китайцам, мол, так и надо, поскольку они всегда испытывали неприязнь к более развитой и процветающей японской нации.
Неудивительно, что прокат фильма «Люди за солнцем» был прекращён после первых дней показа. Наиболее радикальные потомки самураев призывали сжечь все копии картины, а Моу Тун-Фэй длительное время получал угрозы от негодующих японских зрителей, которые не только обещали сурово расправиться с ним при первой возможности, но даже грозили убить режиссера.
Как верно заметил один из современных российских кинокритиков, несмотря на обилие жестокости и бесчеловечности, происходящей на экране, многие зрители даже не догадываются о том, что создатели фильма не затронули наиболее вопиющие, ужасающие и самые худшие эксперименты, которые проводили сотрудники «Отряда 731».
Фильм «Люди за солнцем» (в мировом прокате он также известен под названиями «Человек за солнцем» и «Отряд 731») оставляет длительные глубочайшие эмоциональные впечатления, порой превосходящие по степени своего воздействия известную советскую военную драму «Иди и смотри».
«Люди за солнцем», однозначно, предназначен для просмотра только лицам достигшим 18-летнего возраста и не рекомендуется к просмотру лицам с неустойчивой психикой и с повышенной эмоциональной чувствительностью.
«Маньчжурский вариант»
Экранизация шпионско-приключенческого романа Анатолия Ромова «Хокуман-отель». Середина августа 1945 года. Японская империя терпит тяжёлые поражения на всех фронтах и театрах боевых действий Второй мировой войны. На Хиросиму и Нагасаки сброшены атомные бомбы. Советские войска успешно развивают наступление в Маньчжурии.
Япония обречена на скорое и окончательное поражение. Осознавая этот факт, император Хирохито принимает решение всенародно объявить о необходимости капитуляции японских вооруженных сил. В отеле «Хокуман», расположенном среди живописных и пока удаленных от линии фронта приморских маньчжурских пейзажей, проходят отдых, лечение и реабилитацию высокопоставленные чины японской императорской армии.
Узнав о намерениях микадо, одни генералы и старшие офицеры принимают решение с честью погибнуть на поле боя, другие предпочитают в духе самурайских традиций совершить ритуальное самоубийство во имя императора и сохранения безупречной репутации своей родовой чести.
Однако немало нашлось высших японских военных чинов и членов императорской фамилии, которые вопреки здравому смыслу и безнадёжному стратегическому положению «Страны Восходящего солнца» стремились любыми средствами продолжить войну и против США, и против СССР.
По воле случая в отеле «Хокуман» оказывается один из наиболее влиятельных и непримиримых милитаристов, готовых против воли своего правителя побудить японский народ либо сражаться до конца, не признавая акт о капитуляции, либо добровольно лишить себя жизни.
Владелец отеля – резидент советской внешней разведки начинает опасную и многоходовую игру, стремясь нейтрализовать оголтелого и «упоротого» фанатика до того, как он приступит к реализации своего беспринципного плана. Операция по нейтрализации предводителя непримиримых милитаристов – князя Фудзимури, близкого родственника императора, получает название «Маньчжурский вариант»…
Несмотря на достаточно интересный и «незаезженный» кинематографистами сюжет, сценарий получился явно не доработанный и поверхностный. Фильм по хронометражу недлинный, но смотрится очень скучно, тягостно, без повышенного интереса, внимания и напряжения. В экранном повествовании слишком много пробелов и моментов, когда зритель должен самостоятельно догадаться, что и как произошло накануне, откуда взялся тот или иной предмет, почему главный или второстепенный персонаж поступил именно так, а не иначе, откуда и каким образом получена важная информация и т.д.
Актёрская игра соответствует восточному менталитету и образу жизни, но практически все образы героев – главных и второго плана получились нераскрытыми, незавершенными, обозначенными отдельными размытыми штрихами. Те, кто читал первоисточник, едины в своём мнении, что экранизация романа «Хокуман-отель» получилась очень серенькой, невыразительной, трудной для восприятия, лишенной интриги и желания пересмотреть этот фильм во второй раз.
Полностью публикацию «Художественные фильмы о вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол и Советско-японской войне» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)