Окончание. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
«Багряный закат»
В предыдущих частях данной публикации были представлены фильмы советского, монгольского, японского и гонконгского производства. Вот, наконец-то, очередь дошла и до китайского самобытного кинематографа. А почему бы, собственно, нет? Маньчжурия – сначала оккупированная Японскими войсками, а затем ставшая ареной ожесточенных боёв в августе 1945 года, это нынешний Северо-Восточный Китай. В связи с этим было бы неплохо увидеть изыскания современных китайских кинематографистов относительно событий 80-летней давности.
Увы и ах, но «Багряный закат», разрекламированный его создателями как боевик и военная драма, представляет собой жуткую смесь пародии на военные фильмы, арт-хауса, дилетантского эпического опуса, а также провального патриотического и пацифистского художественного проекта.
В основе сюжета фильма лежит абсолютно нереальная история о том, как в ходе Маньчжурской наступательной операции советских войск военная судьба-злодейка и нелепое стечение обстоятельств свели воедино четырёх самых разных людей. Советская медсестра Надежда в звании младшего лейтенанта и обольстительной мини-юбке цвета хаки, придурковатой наружности танкист-красноармеец, китайский крестьянин Янг и японская школьница Акийоги, облаченная в матросскую униформу из фильмов для очень взрослых оказались в одном из уголков бескрайних просторов Маньчжурии.
Вскоре танкист погибает, и оставшееся «трио» начинает свой путь… неизвестно куда и зачем. Сразу вспоминается отрывок из замечательного советского мультфильма «Волшебное кольцо»: «…и пошли до города Парижа. Бредут лесами тёмными, идут степями широкими, лезут горами высокими…».
Тройка странников на протяжении всего фильма блуждает среди берёзовых рощ, степей, холмов и даже в болото умудряется забрести. По пути сексапильная медсестра, диковатой и психически неуравновешенной наружности китаец, а также юная японская патриотка, больше похожая на персонаж анимэ, бесконечно ссорятся, ругаются (языковой барьер им не помеха), наставляют друг на друга оружие, из которого иногда стреляют, но не попадают.
То, что происходит на экране на протяжении полутора часов, многие современные российские зрители и кинокритики совершено справедливо характеризуют одной короткой фразой – «лютая дичь». Не хватает запаса приличных слов, терпения и здравого смысла, чтобы даже вкратце описать «похождения» главных героев, «конгениальную» концовку киноленты, а также флэшбэки, связанные с судьбой Янга и Акийоги.
Это нужно увидеть самому, чтобы прочувствовать и оценить всю степень «шедевральности» сценария, халтурной режиссерской работы, бездарнейшей игры актёров, одновременно фантастичности, комичности и нелепости боевых сцен, снятых в лучших традициях классического индийского кино.
Единственное, что может хоть как-то заинтересовать любителей военного кино (особенно ценителей художественных танковых баталий Второй Мировой), это начало фильма, в котором показаны встречное сражение советских Т-34-85 и японских архаичных танков «Чи-ха» (Тип 97), а также действия японских смертников, бросавшихся под советскую бронетехнику с минами в руках и обвешавшись взрывчаткой.
«Орден»
Сценарий данного мини-сериала по сути своей является компиляцией хорошо известных и ранее использованных сюжетных коллизий других художественных военных фильмов, повествующих, как о Великой Отечественной, так и о Советско-японской войне.
Бравый и отважный капитан-разведчик Иван Забелин встречает долгожданную Победу в одном из городов поверженной и капитулировавшей нацистской Германии. Он и его сослуживцы ждут, что со дня на день их демобилизуют и отправят на родину. Однако неожиданно приходит «приказ с самого верха», который предписывал часть, где служили разведчики, перебросить на Дальний Восток для участия в боевых действиях против милитаристской Японии.
Конечно же, Ивану Забелину предстоит выполнить задание особой важности, от которого зависит судьба не только полка и дивизии, но – не много не мало – целого советского фронта (правда, какого из трёх не сказано). Задание особой важности и секретности отправляются выполнять от силы 12-15 бойцов, хотя в составе советских фронтов, принимавших участие в разгроме Квантунской армии, числилось 1,577 млн. солдат и офицеров, а от исхода упомянутой операции зависела судьба, как минимум каждого третьего из них. Возникает закономерный вопрос: что стоило командованию послать на выполнение особо важного задания не отделение, а хотя бы роту или батальон?
Разумеется, вопреки всем преградам, трудностям и препятствиям капитан Забелин задание не только выполнил, но и даже перевыполнил, захватив попутно в плен высокопоставленного японского генерала. За это достижение командование фронта представило доблестного командира-разведчика к награждению полководческим орденом Суворова 2-й степени, а сам генералиссимус Сталин произвёл Ивана из капитана сразу в полковники.
Как и все прочие НТВ-шные военные фильмы, мини-сериал «Орден» вобрал в себя все штатные и стандартные наиболее критические, режущие глаз, набивающие кислейшую оскомину, навевающие скуку и недоумение недостатки, недочёты, киноляпы, штампы и клеше.
Слабая и постоянно «проседающая» массовка, слабая актёрская игра, вместо настоящих автоматных и пулемётных выстрелов даже самый неискушенный зритель видит компьютерные огоньки, нелепо пляшущие на дулах стрелкового оружия. Японские военнослужащие напоминают своим внешним видом ряженых среднеазиатских гастарбайтеров, совершающих нелогичные поступки и непонятные телодвижения. Сцены боевых столкновений похоже на игру в пейнтбол в исполнении новичков и дилетантов.
Идя на выполнение особо важного задания, капитан Забелин добивается у начальства включения в свою группу двух лётчиков, находящихся под следствием и обвиняемых в сотрудничестве с фашистами. Конечно, главным антагонистом Ивана является злыдень-полковник, имеющий большущий зуб на командира-разведчика ещё с 1944 года.
Полковник этот (не то особист, не то высокопоставленный штабной политработник) чинит всевозможные препятствия капитану, отдавая ему заведомо невыполнимые приказы, при первой же возможности посылая на верную смерть. Но Иван Забелин выживает вопреки всем проискам коварного «полкана», режет ему правду-матку в глаза, пререкается, спорит, наставляет пистолет, а иногда наносит побои лёгкой степени тяжести в воспитательных целях.
Одним словом, представленный фильм исключительно для одноразового просмотра и только для тех зрителей, у кого хватит терпения, выдержки и желания до конца досмотреть события – полностью предсказуемые и абсолютно оторванные от реальностей фронтовых и служебных будней полковой военной разведки.
«Отмеченный»
Вот и современные монгольские кинематографисты самостоятельно, без привлечения иностранных специалистов сняли полноценный военный художественный фильм об одном из своих национальных героев – полковнике Лодонгийне Дандаре, который во время вооружённого конфликта на реке Халхин-Гол командовал 6-й кавалерийской дивизией МНРА (Монгольской народно-революционной армии).
В фильме, как и в настоящей жизни, Лодонгийн Дандар показан отважным воином, истинным монгольским патриотом, лихим кавалеристом и бестрашным командиром. Недаром среди своих и японских солдат он имел характерное прозвище – «Богатырь на пёстром коне». Во время боёв на реке Халхин-Гол лейтенант Дандар прошёл путь от командира 17-го кавалерийского полка до комдива, заслужив не только авансом присвоенное ему звание полковника, но также два почётных ордена – Сухэ-Батора и Боевого красного знамени. После победы над Японией в конфликте на реке Халхин-Гол высший законодательный орган МНР – Малый хурал присвоил Лодонгийну Дандару звание Превосходного героя. Данное награждение лично и подтвердил маршал Хорлогийн Чойбалсан – командующий МНРА.
Что касается самого фильма, то, применительно к монгольскому кинематографу, наверное, его можно отнести к разряду самобытных и патриотических картин, заслуживающих, как минимум, однократного ознакомительного просмотра. Ценителям и любителям военного художественного кино наверняка запомнятся эпизоды, в которых лихие, отважные и неустрашимые монгольские кавалеристы сокрушают кадровые японские части во время неудержимых конных атак.
Главным минусом представленной кинокартины является безобразное изображение советских офицеров, облаченных в немыслимые по внешнему виду, а также по набору знаков отличий и наград мундиры. Столь же много ляпов и несуразиц создатели фильма допустили в исторической реконструкции внешнего вида военнослужащих МНРА и японских войск.
Режиссер и его помощники допустили и ещё одну типичную ошибку, присущую современному российскому военному кинематографу, сделав главным антагонистом Лодонгийна Дандара «упыря в погонах», который совместил в своём образе одновременно и бесноватого «особиста», и фанатично-помешанного комиссара, всюду ежеминутно выискивающего измену и предательство.
Небольшая подборка кадров из того же фильма «Отмеченный», на которых запечатлён облик командиров и рядового состава РККА в представлении современных монгольских военных консультантов и специалистов по исторической реконструкции военной формы и обмундирования начального периода Второй мировой войны:
«Топор 1945. Июль»
После почти провального, неимоверно скучного и унылого предыдущего «Топора-4» (он же «Топор 1945. Кёнигсберг») трудно было ожидать, что пятая часть известной НТВ-шной топорной кинофраншизы окажется успешной или хотя бы пригодной к просмотру. В целом пессимистические предчувствия и ожидания не обманули большинство телезрителей.
Конечно, «Маньчжурский топор» получился намного лучше «топора из Кёнигсберга», и даже превзошёл по степени оригинальности сценария «Топор 1944». Однако в целом зрительской аудитории предлагают для просмотра очередной проходной фильмец, создатели которого эксплуатируют (весьма неумело и топорно) тему военных преступлений, совершенных сотрудниками и служащими «Отряда 731», о деятельности которого подробно рассказывалось в предыдущих частях публикации.
Старшина-разведчик Иван Родин включён в состав специальной разведывательно-диверсионной группы, которой предстоит нейтрализовать один из филиалов «Отряда 731», занимающийся разработкой чумного бактериологического оружия, а также эффективными средствами его доставки на вражескую территорию.
Иван Родин, несмотря на свой преклонный и нестроевой возраст, включён в состав группы в качестве знатока маньчжурской местности, на которой расположена японская секретная лаборатория. Как выяснилось, есаул Родин в самом конце Гражданской войны, когда боевые действия шли на Дальнем Востоке, служил в составе частей атамана Григория Семёнова, но затем ушёл от него из-за зверств, которые творили его подчиненные. Ну, что же, как говориться, лучше поздно одуматься и принять верное решение, чем никогда.
В состав специальной разведывательно-диверсионной группы также вошли врач-микробиолог, специальные знания которой так и не понадобились, сотрудник внешней разведки, занимавшийся психологической подготовкой резидентов в Маньчжурии (его-то и назначили командиром отряда), а также представители дальневосточных народов и национальностей – китайцы, корейцы и т.д.
Неся потери, постоянно вступая в боевые столкновения с превосходящими силами японцев, разведчики, разумеется, выполняют задание. Неоценимую помощь им в борьбе против японских частей оказывают местные буддистские монахи. Секретная лаборатория найдена, координаты её установлены, «чумные бомбы» уничтожены мощным взрывом, главный японский злодей-живодёр уничтожен.
Из всей разведгруппы в живых остаются только Иван Родин и та самая врач-микробиолог, КПД которой в ходе всей операции не поднимался выше нулевой отметки. И вот незадолго до финальных титров бывший казачий есаул, а ныне старшина Красной армии вступает в единоборство с японским подполковником – начальником охраны секретной базы.
Родин вооружён, конечно же, своим незаменимым топором, а также заостренным с обоих концов деревянным колышком. Подполковник Танагути, как и положено самураю, орудует мечом. По непременному к исполнению закону кинематографического жанра, сначала более молодой, прыткий и опытный в плане искусства фехтования японец пару-тройку раз ранит Родина и сбивает его с ног.
Но затем у бывшего есаула открывается второе дыхание, и он – уставший, запыхавшийся, истекающий кровью, перехватывает инициативу. Серьёзно повредив руку японского оппонента, старшина-разведчик переходит в решающую контратаку и, естественно, убивает Танагути. Однако ликвидация японского офицера происходит не при помощи легендарного топора, а посредством нанесения нескольких фатальных ударов заостренным колышком в тело японца.
Советская авиация успешно разносит японскую секретную бактериологическую лабораторию, а Иван Родин после демобилизации остаётся на ПМЖ на Дальнем Востоке. Вот, собственно, очень-очень краткий пересказ сюжетной линии пятой части «Топора».
Впрочем, у данного фильма всё есть три существенных плюса. Во-первых, в картине нет привычного «набора антигероев-злодеев» – костоломов-особистов, фанатичных и безнадёжно помешанных на агитации политруков, бездарных генералов-толстолобиков. Во-вторых, японские военнослужащие выглядят почти адекватно и обладают вполне развитым интеллектом. В-третьих, самое главное достоинство картины заключается в том, что Красная армия накостыляла японским милитаристам по всем статьям без привлечения штрафников и бывших зэков, а также без напрасных безвозвратных потерь.
«Топор 1945. Июль» может понравиться и вызвать интерес, разве только у поклонников творчества Андрея Смолякова, а также у тех, кто смотрел предыдущие «Топоры» и окончательно ещё не разочаровался в этой франшизе. С другой стороны, «Топор 1945. Июль» стоит на несколько ступеней выше, чем военный художественный киношлак, который в последние годы штампует в ускоренном темпе режиссёр-ударник канала НТВ – Виктор Двояк.
Полностью публикацию «Художественные фильмы о вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол и Советско-японской войне» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)