Далеко не мирный атом, восстание машин и глобальный потоп
Постапокалипсис не собирается выходить из моды не собирается. Как сеттинг он прочно закрепился в многочисленных RPG, шутерах, стратегиях, экшенах и проектах других жанров, а вместе с тем — и в сердцах миллионов геймеров. Любовь к идее глобальных катастроф и уничтожения цивилизации кажется абсурдной, но мы просто обожаем игры с такой основой. Нравится нам, изнеженным благами прогресса, уставшим от душных офисов, сотен бытовых, экономических и социальных обязательств, погружаться в свободные миры без начальника, дедлайнов, налогов, где есть лишь хардкорное выживание, риск и азарт.
При этом постапокалипсис не везде одинаковый. Версии судьбоносного армагеддона от игры к игре не так часто, как хотелось бы, но все же разнятся — от пресловутого зомби-вируса до ядерных и природных катастроф. В этом материале вспоминаем некоторые сценарии заката человечества, которые нам показывали и предлагали разработчики. Но для начала нужно узнать…
Откуда ноги растут
Мысли о конце света — не какая-то новая тенденция. Да, сегодня планете и нашей цивилизации активно предрекают смерть от глобального потепления, ИИ и так далее, но сама идея мирового коллапса уходит корнями в века. Долгое время она жила на уровне религии (взять того же Ноя, ковчег и потоп), но потом разрослась за ее пределы. Новый виток она получила после смертоносной Первой мировой, но особенно ярко расцвела уже после Второй, в период Холодной войны, когда человечество задумалось о возможной скорой гибели на фоне опасений, связанных с ядерным оружием.
В этот период направление и стало популярным. Впрочем, произведения по его лекалам создавались еще задолго до — вспомнить только тот же роман Мэри Шелли «Последний человек», выпущенный в 1820-х. Из литературы идея конца перекочевала на экраны, а потом — как раз в игры. К тому моменту она уже достаточно оформилась, обросла своими сюжетами и клише.
По причине многовекового существования идей о конце света, а также различных произведений подобного толка, к моменту появления первых игр с таким сеттингом базовые сценарии армагеддона уже были придуманы. Люди успели пофантазировать об апокалипсисе, связанном с потопами, ядерным уничтожением, эпидемиями и так далее. Разработчикам оставалось лишь адаптировать основу под себя или совершенствовать ее. Так что во многом сюжеты перекликаются как с широко распространенными в сознании общества, так и с «книжными» или «киношными».
Атака ходячих мертвецов и им подобных существ
Уничтожение человечества ордой чудовищных монстров — классический сюжет для постапокалиптики в целом. Так что он фигурирует не только в играх, но и в фильмах с книгами. По нему мир (или его часть) зачастую захватывают агрессивные бездумные существа-каннибалы, которые убивают живых или же обращают их в себе подобных, постепенно снижая популяцию людей и тем самым приводя к коллапсу. Это база, но все же игры предлагают разные сценарии такого рода апокалипсиса, отличающиеся, в том числе, в первопричинах появления мертвецов. Вот самые яркие примеры таковых:
- Нашествие зомби-подобных существ становится результатом мутации паразитирующего гриба, способного менять поведение живых организмов. Сценарий с кордицепсом из The Last of Us.
- Зомби появляются как результат распространения некого вируса. Как в Days Gone (созданный в лаборатории и вышедший за ее пределы в результате утечки) или Left 4 Dead, например.
Ядерное безумие немирного атома
Еще один базовый (равно как и зомби) сценарий апокалипсиса, который зародился в результате напряженности XX века. Сюжет, при котором кто-то пускает ядерные боеголовки, что превращают огромные территории планеты в пустоши. При этом большая часть человечества погибает, а оставшаяся вынуждена влачить существование на обломках былой цивилизации и прогресса. Зачастую не обходится без мутантов.
По теме:
Самые популярные игры, которые предлагают именно такой сценарий развития событий, относятся к серии Fallout. Там ядерное безумие началось и закончилось одним днем — 23 октября 2077 года. Долгое время фанаты гадали, кто же из соперничающих государств — США или Китай — пустил ядерные ракеты первым. В 2023-м создатель оригинальной игры Тим Кейн называл виновником трагедии вторую страну.
В культовой Wasteland сценарий похожий, но там причиной ядерного апокалипсиса стала война между США и СССР. Кроме того, в этой игре после удара боеголовками человечество еще пытается уничтожить злой ИИ с армией роботов. С такого рода коллапсом часто, кстати, мешают другие катастрофы. В Mutant Year Zero: Road to Eden, например, показан сценарий, при котором апокалипсис наступает после ядерной войны и вспышки опасной эпидемии.
Природные и климатические напасти
Менее распространенный сюжет апокалипсиса в играх, чем нашествие зомби и ядерный коллапс, когда человечество и планета погибают из-за внешних причин. Они могут быть самыми разными — фантазия разработчиков не ограничена. Вот, например, лишь несколько ярких сценариев, которые предлагают тайтлы:
- Цивилизация уничтожается из-за глобального потепления, после которого вся поверхность планеты оказывается во власти воды. О том, как люди приспосабливаются и выживают, рассказывает Age of Water, например.
- На поверхности планеты случается мощное землетрясение, которое обращает все в руины, губит людей и разрушает привычный уклад вещей, а выживших вынуждает мародерствовать и идти друг против друга. Локальный вариант такого апокалипсиса — в I Am Alive.
- Планета оказывается во власти жестких холодов, из-за которых погибает большая часть человечества, а выжившие вынуждены существовать в крайне ужасных условиях. Интересно показано в Frostpunk.
Угроза прямиком из космоса
Сценарий апокалипсиса, при котором планету и человечеству угрожает что-то извне. Первое, что автоматически представляется, — нашествие пришельцев. Игры активно используют этот сюжет — взять, допустим, культовую Half-Life. После научного эксперимента повылезали инопланетяне, которые в дальнейшем разрушили цивилизацию и подчинили планету — чем не апокалипсис, пусть и не в самом чудовищном виде.
А ведь в космосе — не только пришельцы. Еще один сценарий катастрофы — столкновение с гигантским астероидом. Как в Rage, например — там из-за этого разрушились города и страны. А 80% населения планеты и вовсе погибло.
Апокалипсис может наступить и после падения на поверхность Земли метеорита. Такой сценарий показывает новенькая Survive the Fall. Там после этого человечество столкнулось с экологическими катаклизмами. Многие их не пережили, а выжившие вынуждены справляться с тем, что осталось после небесного камня.
Жестокие железяки
Да-да, тема восстания машин. В играх вызванный роботами апокалипсис — не такой частый гость, как хотелось бы, но подобные сценарии все же присутствуют. Нет смысла говорить о Terminator: Resistance — ее вспоминаешь автоматически. История о смерти людей от рук машин показана же еще в Generation Zero — правда, в локальном варианте.
Там апокалипсис наступает из-за роботов-убийц, управляемых взбунтовавшимся искусственным интеллектом FNIX. А сердцем всего процесса становится Швеция. Впрочем, более изысканный сценарий уничтожения мира роботами предлагает серия Horizon. По задумке разработчиков в будущем созданные людьми боевые машины выходят из-под контроля и полностью уничтожают мир — спасает от исчезновения людей как вида только специальный проект.
Конечно, это не все сценарии апокалипсиса, которые есть в играх. Разработчики также обращаются к темам эпидемий (Tom Clancy’s The Division), а в редких случаях — придумывают и более оригинальные истории про уничтожение цивилизации (LISA: The Painful и загадочное исчезновение женщин, лишающее человечество возможности продолжать род).
А какие сценарии апокалипсиса вспомнили вы? Пишите в комментариях.