Найти в Дзене
Психопедагогика

Ребенок болеет без перерыва - почему? Пример из практики психолога

Врачи нередко направляют своих хронических пациентов к психологам и это правильная тактика. Психика и тело представляют собой единое целое. Без здоровой психики невозможно здоровое тело и наоборот. Особенно это справедливо для маленьких пациентов, потому что чем меньше ребенок, тем теснее эта связь. Ксюша стояла на учете буквально у всех узких специалистов, причем никаких серьезных диагнозов у нее не было - сплошь функциональные расстройства. Выглядела девочка тоже болезненно: бледная, рыхлая, апатичная. По состоянию здоровья Ксюша часто пропускала школьные уроки, поэтому училась слабенько. Друзей она не завела, каких-то увлечений - тоже. Разговаривать с ей было трудно. Только одна тема вызывала у Ксюши оживление, покрывала щеки румянцем, вызывала улыбку: её болезни. Я не могла отогнать от себя впечатление, будто Ксюша гордится своими «медицинскими достижениями». Ксюшина мама до замужества жила со своей мамой, не работала, а замуж вышла поздно, за мужчину намного старше себя и без любв
Оглавление
Врачи нередко направляют своих хронических пациентов к психологам и это правильная тактика. Психика и тело представляют собой единое целое. Без здоровой психики невозможно здоровое тело и наоборот. Особенно это справедливо для маленьких пациентов, потому что чем меньше ребенок, тем теснее эта связь.

Ксюше было уже 17 лет и у нее болело всё: ноги, спина, голова, живот; несколько раз в год обострялась экзема, скакало давление, частил пульс, были плохие анализы крови, упадок сил и головокружение.

Ксюша стояла на учете буквально у всех узких специалистов, причем никаких серьезных диагнозов у нее не было - сплошь функциональные расстройства. Выглядела девочка тоже болезненно: бледная, рыхлая, апатичная. По состоянию здоровья Ксюша часто пропускала школьные уроки, поэтому училась слабенько. Друзей она не завела, каких-то увлечений - тоже. Разговаривать с ей было трудно. Только одна тема вызывала у Ксюши оживление, покрывала щеки румянцем, вызывала улыбку: её болезни. Я не могла отогнать от себя впечатление, будто Ксюша гордится своими «медицинскими достижениями».

Ксюшина "история болезни" началась еще до того, как Ксюша появилась на свет.

Ксюшина мама до замужества жила со своей мамой, не работала, а замуж вышла поздно, за мужчину намного старше себя и без любви: «Мама нашла мне мужа… Она сильно болела и уже знала, что скоро умрет. Не могла оставить меня совсем одну». Беременность была незапланированной, протекала тяжело, с угрозой прерывания и хронической гипоксией плода. Ксюша родилась маловесной и слабой. После первых бессонных ночей новоиспечённый папа решил, что воспитание младенцев – это не мужское дело и самоустранился. Вся забота о дочери целиком легла на плечи мамы – личности инфантильной, мнительной и ипохондричной. Ксюша часто и подолгу болела, ее медицинская карта толстела от года к году. Ксюшина мама, никогда не отличавшаяся крепким здоровьем, тоже стала "сдавать". Жизнь семьи закрутилась по маршруту «детская поликлиника – взрослая поликлиника». Почти каждую неделю то Ксюша, то мама по очереди сдавали какие-нибудь анализы, делали УЗИ чего-нибудь, ходили куда-нибудь на реабилитацию. Ксюша выросла в очередях к узким специалистам, среди тонометров и плёнок ЭКГ. По мере взросления дочери в семье появлялись свои ритуалы: утром жаловаться на плохой сон, вечером – на бессонницу, в пасмурный день – на сонливость, в солнечный – на слабость. Сейчас у матери и дочери хватает общих тем для увлекательных разговоров: плохое самочувствие, медицинские манипуляции, некомпетентные врачи – в этих темах они как рыба в воде. Никто не поймет их лучше друг друга, никто не пожалеет так искренне и тепло.

изображение freepik
изображение freepik

Почему Ксюша болеет? Потому что она никогда не видела другой жизни, не умеет жить иначе. Ее научили только болеть.

Картину мира, модели поведения, ценности и убеждения формируются у детей под влиянием социального окружения: в первую очередь – семьи, а потом уже детского сада, школы, друзей. Хорошо, когда ребенок растёт в большой семье в кругу многочисленных родственников и знакомых – тогда он видит и перенимает разнообразные варианты поведения, лучше развивается в социальном плане, вырастает адаптированным членом общества. Так же важно, чтобы окружение ребенка было психически здоровым и благополучным.

Ксюше не повезло дважды: все её социальное окружение составила мама, психическое здоровье которой сомнительно. Копируя мамину модель поведения, Ксюша начала вести себя так, как было принято в их семье. В свою очередь, мама закрепила это поведение, эмоционально положительно отреагировав на болезненность дочери и предоставив ей в болезни двойную порцию заботы, нежности, любви, близости, внимания. Так постепенно недомогания стали смыслом жизни, основой детско-родительских отношений, единственной темой, на которую Ксюша способна говорить.

Может ли Ксюша перестать болеть?

А что тогда она будет делать, чем жить? Кроме болезни, Ксюша ничего больше не умеет и не знает. Напомню, девочка не увлечена учебой, спортом или рукоделием, она не стремится замуж или сделать карьеру. Кроме того, выздоровление уничтожит ее отношения с единственным близким человеком – мамой. Никто по-настоящему не хочет, чтобы Ксюша выздоравливала. В медицинской карте Ксюши была одна интересная деталь: она сплошь состояла из диагностических процедур и рекомендаций, которые не выполнялись. Т.е. Ксюша и мама «коллекционировали» болезни, но не стремились их вылечить. Потому что это никому не выгодно: мама потеряет компаньонку по нездоровью, исчезнут их сочувствующие разговоры до утра, из отношений матери и дочери уйдет близость и взаимопонимание. Вся жизнь этих двух людей будет разрушена.

Психолог онлайн для детей и их родителей. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Telegram, sms). Возможна консультация по телефону.

Читайте ещё на эту же тему: