Найти в Дзене
Психопедагогика

Когда болезнь – больше, чем болезнь

Кате 5 лет. В прошлом году она болела ОРЗ 14 раз. Чаще, чем раз месяц. Каждый раз Катина мама брала больничный, по часам брызгала Кате горло и промывала нос, читала книжки и растирала ножки. Через несколько месяцев такой жизни мамин работодатель вежливо посоветовал ребенка закалять. В семье Кирюши все было еще хуже. Его мама так и не смогла выйти из декрета. Один день в детском саду оборачивался двухнедельным больничным с обструктивным бронхитом, во время которого мама варила для Кирюши компотики и бесконечно делала дренажный массаж. В конце концов семья решила не мучить ребенка и мама уволилась. Кира уже школьница. И очень много пропускает по болезни. В каждую четверть она болеет не менее 3-х недель. В это время за Кирой с удовольствием ухаживает мама. Она разрешает смотреть мультики и каждый день готовит что-то вкусненькое. В глубине души мама рада, что может отдохнуть от работы в это время. Вам кажется, это три разные истории, в которых нет ничего общего? А вот для психолога это тр
Оглавление

Кате 5 лет. В прошлом году она болела ОРЗ 14 раз. Чаще, чем раз месяц. Каждый раз Катина мама брала больничный, по часам брызгала Кате горло и промывала нос, читала книжки и растирала ножки. Через несколько месяцев такой жизни мамин работодатель вежливо посоветовал ребенка закалять.

В семье Кирюши все было еще хуже. Его мама так и не смогла выйти из декрета. Один день в детском саду оборачивался двухнедельным больничным с обструктивным бронхитом, во время которого мама варила для Кирюши компотики и бесконечно делала дренажный массаж. В конце концов семья решила не мучить ребенка и мама уволилась.

Кира уже школьница. И очень много пропускает по болезни. В каждую четверть она болеет не менее 3-х недель. В это время за Кирой с удовольствием ухаживает мама. Она разрешает смотреть мультики и каждый день готовит что-то вкусненькое. В глубине души мама рада, что может отдохнуть от работы в это время.

Вам кажется, это три разные истории, в которых нет ничего общего? А вот для психолога это три одинаковые как под копирку истории.

  • Все дети были в семьях долгожданными, родились после лечения/ЭКО.
  • В младенчестве все были беспокойными, «висели на груди», не спали ночами.
  • Став старше, не отходили от матерей ни на шаг, не оставались с другими родственниками.
  • Идти в сад\школу никто из них не хотел: чужие стены, незнакомые люди, непонятные правила. Каждый хотел быть дома, рядом с мамой.
  • Стресс от разлуки вырос до небес. Не мудрено, что все дети мгновенно заболели ОРВИ: это известно, что стресс снижает иммунитет и делает человека очень восприимчивым к вирусам.
  • И тут случилось чудо: оказалось, что ходить в ненавистный сад (школу) больше не надо, а мама может быть рядом круглые сутки. Началась сказка наяву: мультики, сладости, добрая ласковая мама, исполняющая все желания.
Изображение от Freepik
Изображение от Freepik
  • Не было никакого смысла выздоравливать, останавливать сказку и вновь прощаться с мамой. Но фармакология делала свое дело, дети выздоравливали и возвращались в учреждение.
  • Цикл начинался заново.

В психологии есть такое понятие: вторичная выгода – преимущество, получаемое от каких-то проблем.

Если пристально рассматривать любую трудную ситуацию, в которой человек находится достаточно давно, то вторичная выгода обязательно найдется. Как раз она «держит» человека в «неприятностях», не давая ему решить проблему. При наличии вторичной выгоды человеку невыгодно менять положение – в таком случае он лишится чего-то важного для него. Так люди годами работают на нелюбимой работе (ведь там можно «халявить» и целый день сетовать на судьбу), опаздывают (не только из-за лишних 10 минут дома, но и потому что в 09.10 офисные коридоры пустеют и можно в одиночестве ехать в лифте, а не «доброутраться» с коллегами), состоят в несчастливых отношениях, и, конечно, болеют.

Для Кати, Кирюши и Киры вторичной выгодой является воссоединение с любимыми мамами, избавление от детского сада\школы. Это очень серьезный мотив. Они не перестанут болеть, пока условия их болезни не поменяются. Да, болеть должно быть некомфортно!

· Ты болен – поэтому мы выключаем мультики.

· Ты болен – поэтому сладостей не будет. Я вот съем конфетку, конечно, а тебе нельзя – ты же болеешь. Поправишься – и купим торт на всю семью, выздоравливай.

· Нет, я не могу взять больничный. С тобой будет сидеть няня.

· Нет, бабушка не придет в гости – ты же болеешь, вдруг ее заразишь!

· В город цирк приехал, жаль, что ты болеешь, а то бы сходили… И так далее.

При таком подходе вторичная выгода исчезает, а мотивация на выздоровление растет.

Конечно, если ребенок здоров – это здоровое состояние тоже надо поддерживать: присутствием в жизни ребенка, вниманием и поддержкой. Ребенок должен понимать, что в болезни нет совершенно ничего положительного, это скучно и грустно. А быть здоровым, напротив, хорошо, интересно, радостно, вы-год-но!

Если Вы столкнулись с трудностями в воспитании ребенка, психолог вам обязательно поможет. Запись на онлайн консультацию: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)

Читайте еще:

-2