В СМИ заявляют, что вот уже три недели в России снижаются цены на продовольственные продукты. Цифры пусть и не впечатляющие, но тем не менее обнадеживающие — 0,05, 0,05 и 0,13%. Однако не все эксперты согласны, что можно говорить именно о дефляции. Скорее всего, речь идет о сезонном снижении цен. Это значит, что вскоре продукты вновь начнут дорожать.
Что подешевело
За прошлую неделю Росстат зафиксировал дефляцию на уровне 0,13% — то есть цены на некоторые продукты начали снижаться. Такая тенденция наблюдается уже три недели, причем сейчас падение цен как будто ускорилось.
В частности, овощи подешевели на 4,6%. Но это в целом. По отдельным позициям данные еще лучше: цена на картофель упала на 10,8%, на морковь — на 8,4%.
С другой стороны, ситуация с другими товарами почти не изменилась. Так, хлеб и сливочное масло стали дешевле на 0,1% — вряд ли это кто-то заметил.
Постепенно продукты дешевеют почти во всех регионах страны. А где не дешевеют — там медленнее дорожают. А это уже победа. Впрочем, Центробанк честно сообщает, что кое-где ситуация становится только хуже.
Благодаря этим небольшим сдвигам годовая инфляция несколько сократилась — с 9,02 до 8,8%. На восьмом месяце года это все еще далеко от плановых показателей, к которым стремится Банк России.
Все-таки рано радоваться
По словам Юлии Кузнецовой, инвестиционного советника реестра ЦБ, снижение цен сейчас носит сезонный характер. Да, в стране зафиксирована дефляция, но за счет продуктов, которые всегда дешевеют с приходом на рынки нового урожая.
Овощи и фрукты будут дешеветь еще больше, так как на прилавки поступает много свежей продукции. В итоге товара много, и его нужно поскорее продать. Кроме того, увеличивается конкуренция. Такая ситуация продолжится до осени.
Однако, к сожалению, цены снизились лишь на плодоовощную продукцию. Что касается остальных продуктов — макарон, масла, круп — они не изменились.
По словам другого эксперта, крупные ритейлеры стараются замедлить рост цен, чтобы избежать регулирования со стороны государства. Мы писали об этом ранее:
Помимо этого, инфляцию замедляет и снижение спроса со стороны населения. Пока у людей есть возможность вкладывать свободные деньги на вклады и получать высокие проценты, они делают именно это, а траты откладывают до лучших времен.
Помогает рынкам и снижение ключевой ставки. Если производителям не нужно закладывать дополнительные издержки для погашения дорогих кредитов, цены на их продукцию будут ниже. Экономисты считают, что это находит отражение в ценах.
Оговоримся, что последнее предположение выглядит довольно сомнительным, так как при ключевой ставке 18% кредиты для бизнеса все равно остаются очень дорогими. И такая ситуация продлится долго — пока «ключ» не снизится до 7–10%.
На самом деле для Центробанка очень важно не столько, чтобы цены как можно быстрее снизились, сколько, чтобы люди перестали ждать их повышения. По словам Эльвиры Набиуллиной, для экономики болезненными являются именно проинфляционные ожидания граждан. Если цены снизятся, люди поверят, что в будущем все будет лучше, чем сейчас.
Что ожидать от Центробанка
Центробанк, как бы ситуацию ни называли, понимает, что она носит сезонный характер, так как цены на другие продукты, кроме овощей, не снижаются. Тем не менее совет директоров готов хвататься за слова как за соломинку.
Не рост, а падение цен? Значит, дефляция — и можно немного смягчить денежно-кредитную политику и продолжать снижать ключевую ставку. Пока ожидается, что на следующем заседании совета директоров ее снизят до 17–16%. А вместе со ставкой уменьшатся и ставки по вкладам и накопительным счетам.
Вкладчики, разбалованные прибылью по 20%, могут посчитать 13–15% невыгодными и начать забирать деньги из банков, тратя их в магазинах. Это вновь разгонит инфляцию или, напротив, даст толчок экономике, так как производители получат больше денег для инвестирования в свое развитие. Однако, конечно, это не прогнозы, а предположения.
О том, как меняется ситуация со вкладами и кредитами после снижения ключевой ставки, читайте в этой статье:
Наблюдаете ли вы снижение цен на рынках и в магазинах? Как думаете, удалось ли Центробанку переломить ситуацию?