Глава ✓ 174
Начало
Продолжение
Как часто мужчина в начале века 19-го наблюдали за дамами-рукодельницами?
Видали часто, да присматривались редко. А тут Николая Арендта как ударило!
Беседовал он с Машенькой, Анной Павловной и ещё несколькими представительницами дворянских родов российских, нашедших приют в доме на Смоленском бульваре, о тяготах, выпавших на долю россиян за минувшие полгода. Увы, но настаивали женщины, потерявшие на кровавых полях и оврагах мужей, братьев и сыновей, на честном и беспристрастном рассказе.
- Не щадите наших чувств, Николай Фёдорович, ничего нет страшнее неведения. А мы хотим знать не только о героизме наших любимых, но и о том, как вы спасали их жизни, что переживали они, через что прошли. - Баронесса Делагард смахнула набежавшую слезинку и продолжала: - супруг мой, полковник лейб-гвардии Егерского полка Яков Оспович Делагард, раненый под Бородино в пулею в левый бок и живот навылет, вашими стараниями остался жив, и вот уже пятый месяц, как по полном выздоровлении вернулся в строй. Но ведь ни слова мне не рассказал, и он таков - не один.
- Как прикажете, дамы, но рассказ мой будет тяжким для многих. Вдосталь я нагляделся невыразимо тяжких ран, кои перевязывали с усердием военные лекари.
Рассказывал мне лейб-медик Христиан Лодер, возглавивший временные военные госпитали в городах Касимове и Елатьме и поселке Меленки: «Многие тысячи прибыли в госпиталь со страшными в грудь и брюхо ранами, с раздробленными костями. Многие везены были в таком состоянии через Москву от самого Смоленска и Вязьмы и суток 10, 12, 14 и еще более пробыли без перевязки. У многих завелись в ранах антонов огонь (гангрена) и черви. Многих обессилила изнурительная лихорадка, нервические припадки и были притом истощены голодом. При суровости осенней погоды везены они были на телегах, не имея даже под собой пучка соломы, нередко лохмотьями только прикрываемые и почти нагие. Даже многие офицеры были в разодранном мужицком кафтане, без рубахи, и в худых чулках, потому что, лежавши замертво на месте сражения, ограблены были донага. И при всем том никого не слыхал я ропщущего или отчаявшегося в спасении отечества!»
Наибольшим тяжкие раны наносило оружие огнестерльное, нежели холодное. Ружья и штыки - у пехоты, палаши и пики - у кавалерии, ядра и гранаты - у артиллерии. Бо́льшая часть находившихся в военно-временных госпиталях раненых имела огнестрельные раны, причиненные не столько ружьями и пистолетами, сколько бомбами и снарядами, чаще всего картечью, в то время как на раны холодным оружием приходилось самая малая часть.
Я свидетелем был, как один лекарь с головой, обмотанной бинтом, на коем выступали пятна крови, продолжал сшивать рану страдальца-воина до тех пор, пока сам не упал от течения крови и истощения сил.
В битве у Бородино, в районе Семеновских флешей, где вся земля была изрыта ядрами, под градом пуль и картечи работал называемый современниками - медиками самым прославленным лекарем штаб-лекарь 2-й гренадерской дивизии 8-го пехотного корпуса 2-й Западной армии А.Д.Протопопов. Он был ранен и истекал кровью, но, не обращая внимания на это, делал перевязки другим. Там же при оказании врачебной помощи был ранен в грудь и колено главный медик 2-й Западной армии надворный советник И.И.Гангарт. Сам главный медицинский инспектор Яков Виллие под огнем противника сделал от 60 до 80 важных операций, в то же время руководя всей медицинской службой армии. А я - всего лишь один из них, спасал, кого мог и облегчал муки, как умел. И совсем скоро вернусь на свой пост, как и положено военному хирургу, но кажется, уеду я более умелым лекарем, коим в Москву приехал и всё - благодаря вам и мастерству вашему!
Дамы, совмещали беседу с работой. Анна Павловна возглавила благотворительный комитет, который обеспечивал самым необходимым погорельцев. И вот за разговором вместо изящных вышивок их пальчики шьют рубахи из простого полотна.
Жених, как ему и положено, с невестой рядом, следит за ловкими движениями, как мелькает игла в пальцах...
И тут яркой вспышкой - осознание! - вместо ткани хлопчатой перед глазами оператора встают человеческие ткани. То, с чем непосредственно работает хирург.
Он и сам чего только не испробовал для ушивания краёв ран: привычный шёлк и шёлк вощёный, тончайшие серебряные и золотые нити, даже кетгут, описанный римским врачом Галеном. Но как часто помощь его запаздывала, а раны воспалялись не только от грязи, в неё попавшей, но и от первой перевязки, если она вообще была (раны, басистовыми офицерскими платками шейными перевязанные заживали лучше и легче, недели плотными полотняными бинтами.
И от самого шовного материала. И....шва.
- Отчего же умолкли вы, Николай Фёдорович? - крепкие и тонкие пальцы Марьи Яковлевны легли на обшлаг его рукава.
- Простите, дамы, но не могли бы вы показать мне все виды швов, вами употребляемых? Сие может значительно помочь в нашем операторским мастерстве.
Сдерживая рыдания, показывали баронессы, графини и даже одна княгиня пути движения иглы и нити, которые соединяют два куска ткани в одно целое.
Вертикальный и горизонтальный матрацные швы предназначены для выворачивания кожи и распределения натяжения. "Бегущий" или непрерывный шов выполняется быстрее, но несет риск разрыва, если шов разрезан только в одном месте. Непрерывный закрепочный шов в некотором смысле является более безопасной версией. Грудной дренажный шов и угловой шов являются вариациями горизонтального матрацного шов. Кисетный шов — непрерывный круговой, предназначенный для обеспечения сближения краев хирургической или травматической раны. «Восьмерка» - подкожный непрерывный. Поверхностные зияющие раны можно эффективно уменьшить, используя непрерывные подкожные швы. Остается неясным, могут ли подкожные швы снизить частоту инфекций в области хирургического вмешательства по сравнению с другими методами наложения швов, но это уже мелочи.
Многими нововведениями в хирургии мы обязаны военврачам Отечественной войны, аптечный ящик которых содержал более 150 хирургических и анатомических инструментов и некоторые другие медицинские принадлежности.
В нем находились два короба по 15 инструментов в каждом для отдельных отрядов и карманный хирургический набор (15 инструментов, 6 хирургических игл, шелковые вощеные нитки, английский пластырь и корпия). Такой набор полагался каждому медицинскому чиновнику - от младшего лекаря 2-го класса до генерал штаб-доктора. Полковой ящик содержал 42 хирургических инструмента, в том числе 10 игл различной формы, лубок10, обшитый холстиной, а также «баночку с Гом-берговой мазью». В батальонном ящике содержалось 10 инструментов, он был снабжен чехлом с ремнем, что позволяло его переносить.
Символом хирургии в представлении многих профанов является скальпель, вполне справедливо ассоциирующийся у большинства людей с болью и разрушением. Напротив, в профессиональном хирургическом мире символом операции в большей степени являются проходящие через ткань игла с нитью, закономерно связываемые с восстановлением разрушенного, а значит – с выздоровлением пациента.
Честь Вам и слава, военные хирурги! На все времена....
Продолжение следует...