ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ
МОНПЛЕЗИРСКИЙ АНСАМБЛЬ
Предыдущая публикация:
Очень «странный» Нептун
Морская терраса петровского дворца, огороженная белоснежной балюстрадой, совсем рядом. Она неизменно притягивает всех гостей Петергофа, подошедших к Монплезиру со стороны Морской (Малибанской) аллеи – и тех, кто направлялся к дворцу, и тех, кто вышел к нему случайно. Все как один устремляются к морю, оставив дворец почти без внимания. И все как один вдруг замедляются у небольшой статуи. Кто с недоумением, кто с любопытством, а кто с иронией вглядываются в нескладную фигуру. А шумные стайки ребятишек и вовсе заливаются смехом, глядя на это «несуразное» божество. А зря! Если фигура удостоилась места у петровского дома, значит заслужила. И отнестись к ней надо с уважением, даже не зная историю её появления. А лучше всё-таки проявить любопытство.
Каждый, без сомнения, узнает в обращённой к морю статуе повелителя морей Нептуна с его неизменным трезубцем в руках. Вот только фигурой владыка не вышел! За что же ему такой почёт в Петергофе? Трудно поверить, но это – первая садово-парковая скульптура, изготовленная в России. Этот вид искусства, несомненно, произвёл на русского царя впечатление во время его путешествия по Европе. Он заказал скульптуру для украшения Летнего сада и Петергофа. Тогда же, вероятно, появилась мысль, что это ремесло надо осваивать самим. Считается, что Пётр 1 собственноручно нарисовал рисунок будущей статуи Нептуна, которая по его заказу в 1716 году была отлита из меди на Литейном заводе в Москве. В 1930, когда Петергоф открыли для народа, этого почётного Нептуна было решено установить у петровского дворца на морском берегу в Петергофе. В годы войны небольшую статую успели спрятать, закопали в земле, а в 1947 после реставрации вернули на прежнее место.
Однако символом победы России на море, похоже, этому Нептуну так и не пришлось стать. Зато он стал обрастать легендами и традициями. В интернете нашла такую же странную, как сам Нептун, легенду. Был, якобы, у Петра 1 в гостях знакомый купец, ходил по залам и стыдился глаза поднять – кругом на стенах и потолках «мужики и бабы» голые! Посмеялся Пётр, и решил купца увековечить, нарисовал обнажённым - таким же, как на картинах во дворцах. И предстал тот мужик в образе царя морского.
Ну а традиции до недавнего времени угадать было не сложно. Их «озвучивали» лежащие на пьедестале статуи монетки и натёртые до блеска до самой щиколотки ноги Нептуна. Кто и когда придумал эти лёгкие пути к счастью через исторические памятники неизвестно, но со временем это массовое увлечение превратилось для объектов культуры в настоящую угрозу. Нептуна сначала обнесли оградкой, а потом и вовсе убрали с пьедестала. Хочется верить – на реставрацию. Ну или получим в скором времени символ в виде парковой копии. А пока туристы с недоумением взирают на опустевший пьедестал, иногда продолжают по привычке кидать на него монетки, а затем, мимо лип прямоугольной формы спешат занять место у балюстрады. Крайняя, необычайно корявая, старая липа на пути нередко остаётся незамеченной.
Созерцая морские просторы
Думаю, хозяин дворца не обиделся бы поведению своих гостей, забывших обо всём на свете при виде моря. Ведь его тоже тянуло к нему, от того и дом свой поставил на самом берегу, чтобы чувствовать себя на одной волне со стихией. Оказавшись у Монплезира, я обычно не спешу, успеваю заметить и старую липу, и старый кирпич под ногами, а своих спутников веду к широкой площадке перед центральным фасадом дворца. Все, кто торопился, уже, забыв обо всём, дружно теснятся слева. А площадка обычно свободна (если там не стоит туристическая группа). После первого глубокого и крепкого глотка морской свежести можно отдаться созерцанию морских просторов.
Лахта-центр, скандальная башня «Газпрома», пренебрегая пересудами, горделиво высится над гладью залива. Она себе цену знает! Ей нет равных в Европе. Её высота 462 метра. Мыслимо ли, венчающая её в верхней части пирамидка, надвинутая как корона на здание в 87 этажей, чуть-чуть (около 5 метров) не дотянула до размеров колокольни Петропавловского собора, которая при высоте 122,5 метра до 21 века оставалась в Петербурге самой высокой постройкой. Чтобы ни говорили, башня знает – Пётр 1 оценил бы её достоинства и достижения. Она продемонстрировала всему миру торжество отечественной инженерной мысли, новые технологии и возможности, и вот уже несколько лет держит лидерство на континенте. Стоя на северном побережье Финского залива, опираясь на широкое здание в основании, она похожа на огромный парусник, готовый отправляется в плаванье, воплотив в себе все заветные мечты основателя парадной морской резиденции Петергоф на противоположном берегу.
Что удивительно, башня словно переодевается, меняя разноцветные наряды по погоде. То она серебристо белая в лучах солнца, то предстаёт в голубых цветах неба, и вдруг становится нежно-сиреневой или зеленоват-бирюзовой в тон ласковых пастельных оттенков моря. Но чаще кокетливо прячется под вуалью серой дымки. Когда же непогода покрывает Петербург однотонной серой краской, и небо с морем сливаются, теряя границу, башня смиренно одевает своё привычное домашнее серое платье. И только туман лишает её наряда: гигантская громада просто исчезает…
В хорошую погоду с морской террасы отлично видно стрелы вантовых мостов ЗСД (дороги, получившей в Петербурге название «Западный скоростной диаметр»). Вглядевшись вглубь побережья, справа, может быть, удастся заметить купол Исаакиевского собора. В поисках же линии горизонта можно увидеть рассекающую залив северную ветку дамбы, обозначенную белыми парапетами мостов. А слева за петергофской пристанью угадывается Кронштадт, выглядывая над линией мола куполом Морского собора. От морских просторов, от всей этой едва обозначенной картины, почему-то, захватывает дух и накатывает необыкновенное чувство сопричастности к чему-то великому.
Прямо перед главным фасадом Монплезира
Ничего этого не было в то время, когда на южный берег Финского залива вышел русский царь. Ни с чем несравнимое чувство победителя переполняло его. Он вглядывался в свинцовые воды, наслаждался отвоёванным у шведов кусочком Балтийского моря и мечтал о будущем. Теперь можно дышать морским воздухом, слушать ворчание волн, любоваться восходами и закатами и подарить это счастье потомкам. Какое удовольствие! Свой приморский дворец Пётр так и назвал – «Моё удовольствие», что по-французски звучит как «Монплезир».
Впрочем, не в последнюю очередь, это была снова дань моде. Эти манерные французы придумали давать домам имена, выражающие разные восторженные чувства, эмоции и достоинства, а европейцы тут же стали повторять за ними. Виллы, дворцы, хижины и домики вызывающе начинались со слова «моё», и уж совсем нескромно «хвастались» и «откровенничали»: «прелесть» (ma chérie – машери), удовольствие (mon plaisir – монплезир), гордость (ma fierté – маферте), счастье (mon bonheur – монбонёр) и пр. и пр. И Пётр тоже не мог не похвастаться своим любимым домом, поставленным прямо у моря. Пора, наконец, на него взглянуть!
Продолжая стоять на приморской террасе, развернувшись, оказываешься прямо перед главным фасадом центральной части Монплезира. Он находится так близко, что его даже трудно рассмотреть! Тем более, после созерцания морских просторов. Что интересно, даже фотографий северного фасада практически не отыскать, а потому петровский дом непременно нужно увидеть, рассмотреть и запомнить.
Архитектурное решение и внутреннее устройство дворца
Кубический объём центральной части дворца краснокирпичной кладки почти ничем не украшен. Кажется, угадываются вытянувшиеся вдоль стен едва выступающие узкие пилястры, усиливающие эффект вертикального членения фасадов. Практически всё расстояние между ними занимают высокие окна в рамах, «расчерченных» на квадратики. Вставки из белого кирпича над этими характерными окнами петровской эпохи чётко прорисовывают горизонтальные линии здания, останавливая движение вверх, заданное пилястрами. Высокие ставни белого цвета напоминают многочисленные двери. А венчает этот лаконичный фасад затейливой формы кровля с переломами, вытягивающая всю постройку. Её украшают фонарики с окнами-люкарнами и миниатюрная ваза, вырезанная из дерева и покрытая белой краской, установленная на самом верху крыши. По форме она перекликается с небольшими павильонами, поставленными справа и слева от дворца, задняя стена которого соединена с ними одноэтажными галереями. Это – люстгаузы, в переводе с немецкого – весёлые домики.
Монплезир, несмотря на французское название, нередко называют «голландским» домиком. Влюбившись во время своей первой поездки по Европе в Голландию, которая в 17 веке считалась великой морской державой, Пётр поначалу пытался подражать ей во всём. Задумав строительство собственного дворца в Петергофе, он сам продумал общий план и планировку интерьеров с использованием голландского опыта, технологий и традиций. К строительству дворца, начатому в 1714 году, русский царь привлёк лучших европейских архитекторов, прибывших по его приглашению в Россию. Руководил работами Жан-Батист Леблон, самый «дорогой» приглашённый из Европы специалист, назначенный Петром главным зодчим Петербурга. К отделке интерьеров приступили уже через 3 года, а завершилось строительство Монплезира к открытию резиденции в 1723 году.
Пётр полюбил этот дворец всей душой, в нём было удобно, уютно и комфортно, а потому летом он старался пожить в Петергофе, чтобы провести время у моря в кругу семьи. Екатерина Алексеевна, супруга Петра1, по-домашнему суетилась на кухне и нередко сама готовила завтраки, обеды или ужины. Также, как и семейный дворец в Летнем саду, Монплезир был оборудован по последнему слову техники водопроводом и проточно-промывной канализацией.
Небольшие, скромно обставленные покои для всех членов семьи императора, включая кухню и буфетную в голландском стиле, размещаются вокруг огромного парадного зала. Его отделка с использованием дерева и настенной росписи на вечные темы мироздания, поражает изысканностью и торжественностью.
Главное украшение петровского дворца
Дверь из главного зала дворца ведёт прямо на террасу, устроенную на искусственном мысу и отгороженную от моря той самой балюстрадой, которая так «притягивает» всех гостей Петергофа. Терраса сложена из кирпича и укреплена насыпью из валунов. Она повторяет форму дворца: просторная площадка расположена напротив жилого корпуса, два небольших партера устроены по обе стороны от неё напротив галерей. Площадки для прогулок выложены жёлтым и красным кирпичом. Этот уникальный кирпич петровского времени, который использовали в качестве тротуарной плитки, сохранился и удивляет своими размерами. Изящные узкие плитки положены ребром вдоль галерей, а на центральной площадке выложен незатейливый рисунок.
Слегка оживляют террасу ряды лип, посаженных между прогулочными тротуарами партеров. Липы здесь были всегда. Они подстраивались под моду, то вторили аллеям парка геометрическими формами, то разрастались кронами. А вот скульптура в партере появилась только после революции, когда Петергоф превратился в музей под открытым небом. Мраморные статуи античных богинь, Амфитриты (на западной стороне террасы) и Лето (на восточной), перевезли в Петергоф из соседнего Ораниенбаума, парк которого превратили в парк отдыха трудящихся….
Налюбовавшись морским пейзажем, рассмотрев в удовольствие любимый петровский дворец, теперь можно отправляться дальше. Но прежде непременно ещё раз стоит оглядеться вокруг, увидеть дворец и море вместе, разом, и почувствовать гармонию места. Северный фасад дворца явно задумывался Петром как единый ансамбль с морем. И следует признать, получилось! Здесь Финский залив, пожалуй, главное украшение Монплезира. И это пронзительно чувствуешь, как только оказываешься с другой стороны дворца. Вот почему я особенно люблю выбранный мной для виртуальной прогулки маршрут. Эффект получается ошеломляющий!
После того, как перед глазами калейдоскопом прокрутился морской пейзаж, отмотав время на три столетия назад, а дворец наполнился историческими персонажами, никто не пройдёт мимо галерей Монплезира, оставив их без внимания. Теперь они оживают чередой застеклённых широких арок, которые, придают всему дворцу необыкновенную лёгкость! Между ними – пустые ниши. По проекту они предназначались для скульптуры, которая до наших дней не сохранилась. А заканчиваются галереи арочными проёмами, через которые попадаешь во внутренний двор Монплезира. И после лаконичного морского фасада, сразу захлёбываешься буйством красок, шумом воды и царящим вокруг праздником! Потрясающий контраст!
В Монплезирском саду
Перед южным фасадом дворца, вытянувшемся единой стеной, разбит сад в регулярном стиле. Две пересекающиеся аллеи делят всё пространство на четыре партера с цветниками затейливого рисунка, статуями, керамическими вазами и фонтанами. Там, где аллеи пересекаются, рассыпается множеством водяных зёрен старейший фонтан Сноп (1722-1723, арх. Н.Микетти, инж. П.Суалем). Его основание, выложенное туфовым камнем, замшелым от времени и влаги, в самом деле, напоминает связанные стебли, а бьющие из него 25 струй – гигантские колосья.
Фонтаны среди цветников тоже заслуживают внимания. Их называют «Колокола». В них использован тот же принцип, что в «Тритонах» в западной части парка. Только золочённые статуи, поставленные на бронзовые пьедесталы с дисками, из которых выходит вода, не дают ей подняться, и она колоколом падает вниз из-под ног Аполлона, Вакха, Психеи и Фавна с козленком. Замыкают ансамбль Монплезирского сада аллеи, окаймляющие с трёх сторон партеры. Они ведут прямо к Люстгаузам Монплезира. Вдоль них высажены липы.
А возле фонтана Сноп стоят старейшие дубы Петергофа. Если их сажали ещё при Петре 1, им более 300 лет. А если верить легенде, один из дубов вырос из жёлудя, который собственноручно был посажен великой княгиней Екатериной Алексеевной в честь рождения её сына Павла, долгожданного наследника престола. Когда на следующий год появился росток, вокруг были посажены другие дубовые саженцы. В картину регулярного Монплезирского сада они внесли пейзажную дисгармонию, но на протяжении всего 19 века их оберегали как исторические памятники. Война в середине 20 столетия не пощадила деревья. Большая часть из них погибла, а самый большой дуб пострадал от непогоды уже в 21 веке. Ствол его был бережно сохранён. И сегодня нередко можно наблюдать трогательную картину: посетители парка гладят, обнимают вековое дерево и прижимаются к нему лицом, заряжаясь энергией и приобщаясь к истории.
Сам же петровский дворец судьба уберегла от разрушения в годы Великой Отечественной войны. Предметы интерьера успели вывезти из дворца перед оккупацией. Немцы использовали Монплезир для ведения боевых действий. На террасе стояло оружие, из которого обстреливалась акватория залива. При отступлении немецкие войска намеревались взорвать Монплезир, но не успели. Мины были обнаружены и обезврежены советскими сапёрами. Стенам же дворца были нанесены существенные повреждения. Только в 1960-х Монплезир восстановили и открыли для посещения. Однако, прослужив более полувека, он вновь потребовал реконструкции, и пару лет назад Монплезир закрыли.
С какой бы стороны Монплезирский сад не появился на маршруте, он производит эффектное впечатление, однако открывается не сразу. Во время движения по его аллеям он демонстрирует себя фрагментами с разных ракурсов, и вряд ли его удастся постичь с первого раза. А потому здесь стоит задержаться...
Монплезирский сад окружают здания, которые вместе с Монплезиром составляют единый ансамбль, но создавались в разное время. В следующий раз я буду бродить по аллеям сада, разобрбираться в назначении и конструкции построек и, конечно, дойду до диванчиков с секретом, который уже давно не секрет.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало прогулки здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!