Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Школа для слепых детей. Жизнь и служение Генриха Генриховича фон Дикгофа

Оглавление

Еще когда на проспекте Мира красовался узорочный храм мучеников Адриана и Наталии, который я упоминал несколько дней назад, справа от него построили эклектический дом в духе псковского зодчества, в чем-то перекликающийся обликом с самой церковью.

Много раньше, в середине восемнадцатого столетия на этом месте располагались каменные палаты купца, владельца скипидарной фабрики Абрама Федоровича Евреинова. Пятеро его сыновей, наследники и продолжатели дела отца, устроили на месте палат усадьбу, и главный усадебный дом вобрал в себя старинные своды и стены.

Евреиновы владели усадьбой до 1800-х годов. Затем хозяева менялись в течение сотни лет, пока в 1911 году её не выкупили для нужд благотворительного общества, которое основал …

…Лютеранский пастор Генрих фон Дикгоф

Родившись в Полтаве и переселившись с родителями в Москву, он получил образование в Петропавловской мужской гимназии, что была открыта при евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Петра и Павла на Ивановской горке. В том же соборе он позднее служил пастором, являясь помощником своего отца – старшего пастора московской лютеранской общины Святых Петра и Павла.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

В 1860-х он принимал участие в создании училища для глухонемых, но одновременно с этим уже давно горел желанием основать такое же учебное заведение для слепых детей. Азбука Луи Брайля к тому времени уже существовала, более того, слепой изобретатель в 1834 году с помощью созданного им шрифта напечатал первую Библию для слепых. И Генрих Генрихович (или, как его звали в России, Андрей Андреевич) мечтал…

…Помочь слепым детям получить возможность самостоятельно читать Писание

С этим желанием он обратился к правительству. Да не просто так, а напрямую к императрице Марии Александровне, супруге Александра Второго, которая до принятия православия, кстати, тоже была лютеранкой. И та восприняла идею благосклонно.

Впрочем, подготовка и согласование всех тонкостей и нюансов продолжались весьма долго. Порой даже при поддержке от членов императорской фамилии прошибить бюрократию весьма проблематично.

-3

Совет учредителей, в который вошли князья Дмитрий Михайлович Голицын и Алексей Борисович Мещерский, а также многие знатные купцы, в том числе чаеторговцы братья Боткины, сформировался довольно быстро. Написать Устав общества также не заняло много времени. Но от Дикгофа потребовали предоставить подходящее здание и довольно серьезный уставной капитал.

Значительный вклад сделали сам пастор и другие члены Совета. Но все равно деньги собирали долго, превысив сроки, отпущенные чиновниками на подготовку. К счастью, вмешался генерал-губернатор Москвы князь Владимир Андреевич Долгоруков, и дело все-таки состоялось.

Школа на два десятка учеников открылась в 1882 году на 2-й Мещанской улице (нынешней Гиляровского), в доме №6. Там же открылся приют для слепых детей. До 1911 года школу окончило 114 человек, и благодаря Обществу 101 выпускник был трудоустроен.

(7 фото)

А в 1912 году на 1-й Мещанской, которая теперь известна как проспект Мира, уже после кончины Генриха Генриховича Дикгофа, архитектор Густав Августович Гельрих выстроил…

…Новое здание для Приюта Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей

Отчасти в скандинавском модерне, отчасти в традициях псковских церквей, новый дом для школы прекрасно вписался в окружающий ансамбль из Адриано-Натальинский церкви, ее доходного дома и подворья Серафимо-Дивеевской обители, что располагалось через дорогу.

-5

Здесь дети и учились, и жили. И хотя основателем школы был пастор-лютеранин, при ней открылась православная домовая церковь в честь Марии Магдалины.

(9 фото)

После революции школа сумела просуществовать еще три года.

В 1920 году храм Марии Магдалины закрыли и обезглавили. В память о нем сохранился эркер килевидной формы с тремя узкими окошками. Крохотную главку с крестом, что видна сегодня, восстановили уже в наши дни.

(5 фото)

В здании открылся детский дом для слепых (детей решили оставить, но уже под другой, советской вывеской). В 1927 году его преобразовали в Московский Институт для слепых детей.

При этом дело Генриха Дикгофа, претерпев несколько трансформаций, живо и действенно до сего дня. Теперь организация, бывшая его детищем, размещается на 3-й Мытищинской улице и называется Школой-интернатом №1 для обучения и реабилитации слепых.

А в доме на проспекте Мира сегодня располагается фармацевтическая компания «Промомед».

-8
Здание Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!