Найти в Дзене
Я Покупаю – женский журнал

Первый класс, первый стресс: психолог Мария Гололобова о том, как помочь ребенку адаптироваться к школе

Оглавление

Жизнь разделилась на «до» и «после»: ваш ребенок отправляется в первый класс! Это уже не милый пупсик в цветных штанишках, а взрослый и серьезный человек в наутюженной форме и с букетом цветов.

И дышите глубже в момент, когда вы приедете его забирать после первых уроков, а вам навстречу выбежит лохматое чудовище в свежепорванной одежде и с портфелем, залитым томатным соком. Или в слезах, ведь оказалось, что тут нельзя играть вместо уроков и спать после обеда. Или потому, что Наташка, соседка по парте, сломала любимый карандаш. Как помочь ребенку адаптироваться к школе, снизить стресс и научиться учиться?

Психолог Мария Гололобова рассказала, что родителям нужно подготовить дома, чтобы в школе не было мучительно больно.

Дисклеймер: на самом деле у большинства первоклашек нет стартового мандража и стресса из-за школы. Это, скорее, эмоции родителей.Детям же рассказали, как в школе будет классно, выбрали красивую форму, купили рюкзак и сам поход в школу представили как праздник. К такому трудно относиться с тревогой.Что у детей действительно есть, так это волнение, энергия радости и веселья, которую потом нужно будет экологично переработать. Так что мы сейчас поговорим больше не о стрессе, а о важных нюансах, в которых первокласснику нужно помочь.

Фото: freepik

Даже если ребенок ходил в садик, режим все равно меняется. В графике появляются новые пункты: собрать рюкзак, приготовить форму, сделать уроки. Понятный и закрепленный график — это в первую очередь про безопасность. Особенно для тревожных деток — им важно знать, что будет завтра, послезавтра, лучше на неделю вперед, включая выходные. Тревожные дети не любят сюрпризов.

Тут очень важно, что родитель тоже встраивается в режим. И не с нытьем «о боже, опять вставать, ну еще 5 минуточек», а с чем-то больше похожим на энтузиазм. Иначе чего вы ждете от ребенка?

Важно на своем примере показать жизнь по режиму, объяснить, почему какие-то дела нужно делать именно сейчас, а не завтра, и помочь составить красивую табличку-график на стену.

Тогда у ребенка есть шанс ввести режим в привычку.

Но не жестите — дисциплина дома должна быть мягкой, с пониманием и принятием. В конце концов, ребенок героически высидел несколько уроков по 40 минут — ему нужно выпустить пар в безопасной обстановке.

-2

Вовсе не обязательно сразу на брудершафт, но хотя бы сходите на родительское собрание, попросите несколько минут персональной беседы и не игнорируйте чаты.

В идеальной вселенной ребенок проецирует на учителя фигуру родителя. И если в семье удалось выстроить отношения на взаимном уважении и доверии, то и с учителем у ребенка контакт наладится (конечно, если мы говорим о компетентном педагоге). Если не задалось — вам придется включаться в эту схему. И заодно подумать над семейными порядками.

Из важного: предупредите учителя об особенностях вашего ребенка (аллергия, леворукость, нюансы по зрению, неусидчивость и так далее).

И не стесняйтесь говорить о травмирующих историях, которые, возможно, происходят прямо сейчас: развод родителей, потеря кого-то из близких, переезд, проигрыш на важном соревновании.

Эти события сильно влияют на поведения ребенка, а информированный учитель как минимум может быть более терпеливым и понимающим.

Наконец, ваше активное участие в жизни класса и теплые отношения с первым учителем станут неплохой инвестицией в будущее ребенка. Хорошие отношения взрослых помогут создать благоприятную атмосферу в классе и контакт между детьми. Кто знает, может, ваш ребенок и не узнает, что такое буллинг.

-3

Фото: freepik

Даже так: это последний шанс для того, чтобы помочь ребенку выбрать друзей, которые вам понравятся. В начальной школе критическое мышление у детей развито слабо — они не оценивают друг друга с точки зрения потенциала. Просто начинают играть. Но именно родители могут повлиять на круг общения своего ребенка — выбрать школу и класс, устроить совместную прогулку или даже домашнюю вечеринку, поход на природу или в театр.

Вы можете намеренно сталкивать ребенка с теми одноклассниками, которые нравятся вам.

И это последняя возможность. После начальной школы ребенок будет сам формировать свой круг общения. А ваше мнение в лучшем случае выслушает.

Отмечу еще, что в первые школьные годы поддержание дружбы — не ведущий вид деятельности, как бы сухо это ни звучало. Дети дружат спонтанно, в приоритете — учеба: разобраться, понять, привыкнуть, нащупать свои интересы. Так что качественные дружеские связи для младшего школьника — задача родителей.

-4

Психологически для возраста 6-7 лет послушание не считается нормой — слишком много спонтанности, креатива, интенции «делать». А школа — не то место, где это безопасно проявлять: слишком много правил, нагрузки и стыда, особенно стыда (опоздал, что-то забыл, не так одет — отчитали перед всем классом).

Большинству детей хватает выдержки и интереса соблюдать правила в школе. Но дома будут истерики однозначно.

Поэтому здорово, когда родитель в курсе, что это норма. Это помогает относиться легче — не задавить ребенка, а помочь скинуть напряжение.

Лучший способ — спонтанное творчество. Причем вовсе не обязательно продуктивное — когда в результате получается нечто красивое, что бережно отправляется бабушкам или занимает почетное место на полке. Скомкали что-то абстрактное из бумаги, заляпали лист красками, сделали вот какую-то, казалось бы, ерунду — и отлично! Это помогает поддержать инициативу, на время выйти из жестких рамок и избежать оценки.

-5

Фото: freepik

Меняйте обстановку, проводите с ребенком больше времени. А если в семье несколько детей, то я бы рекомендовала выделять время для конкретного ребенка с конкретным родителем. Например, каждую субботу выделяется час, в который мама общается только со старшим, а папа — только с младшим, а потом меняются. При этом взрослый не делает что-то попутно (уборка, готовка, рабочие чаты), это происходит не в пути, и никто из других членов семьи не вмешивается.

Важно, чтобы каждый ребенок получил персональное внимание, чтобы заметили конкретно его потребности.

Рекомендую попробовать вот какой способ. Допустим, у вас есть час времени. Вы делите его пополам (можно даже ставить таймер) — и первые полчаса идеи совместного занятия предлагает ребенок, а вы безропотно выполняете его пожелания (даже если вам не интересно бросать камни в воду), а вторые полчаса инициатива в руках у взрослого.

Понятно, что есть правила и условия, которые вы обговариваете до начала: рамки допустимого, личные границы и так далее.

Важно! Сидеть рядом и смотреть мультики — это не совместная деятельность. Обсуждать просмотренное — уже лучше. Создавать новое — идеально!

Это поможет вам поддержать контакт с ребенком. А заодно и заставит вас немного расшевелиться — придумать интересное занятие для себя и своего первоклассника не так-то просто!

Еще одно наблюдение: к февралю дети начинают очень уставать. Утром темно, вечером темно, тяжело вставать в школу, и это длится слишком долго. В разных городах страны для первоклашек устраивают дополнительные каникулы в конце февраля — воспользуйтесь этой возможностью и запланируйте отпуск.

Смените обстановку, придумайте какие-то легкие, приятные дела, новые приключения — это помогает ребенку перевести дыхание, напитаться энергией, чтобы закончить самую длинную третью четверть. Я бы такие каникулы сделала для всей начальной школы, а не только для первоклассников.

Фото: freepik

Читайте также:

20 стихов для первоклассников на 1 Сентября: такие трогательные, что мы смахиваем слезу

Как собрать первоклассника в школу и сохранить самообладание: чек-лист для родителей

10 брендов школьной одежды, у которых легко собрать стильный гардероб на весь учебный год