Найти в Дзене

Как определить, готов ли ребенок к школе? Тесты от нейропсихолога

Готовность к школе - конструкция из множества кирпичиков. Следует оценить готовность: Филиппинский тест. Ребенка просят встать ровно, поднять руку над головой и дотронуться до верхнего края ушной раковины на противоположной стороне тела, при этом не наклоняя голову. Если он не справляется, то полуростовой скачок еще не произошел - мозговые структуры, управляющие процессами роста, недостаточно зрелые. По этой же причине не происходит смена молочных зубов - когда ни один из молочных зубов не выпал и не качается. Удержание равновесия в позе Ромберга. Ребенок встает ровно. Пятки вместе, а носки врозь. Вытягивает руки вперед, разводя пальцы и немного расслабляя кисти. Проба 1 (простая) - с открытыми глазами простоять, не меняя позу, хотя бы 8 секунд. Идеальным считается результат, когда ребенок стоит неподвижно. Допустимы легкие раскачивания. Если же они более выражены, а также присутствуют движения рук, мимика, то контроль статического равновесия снижен. Проба 2 (усложненная) - с за
Оглавление

Готовность к школе - конструкция из множества кирпичиков.

Следует оценить готовность:

  • физиологическую (параметры развития, отражающие зрелость нервной системы);
  • психологическую (учебная мотивация, когнитивные способности, саморегуляция и т.д.);
  • социальную (принятие новой роли ученика, способность соблюдать правила).

Оценка физиологической готовности.

Филиппинский тест.

Ребенка просят встать ровно, поднять руку над головой и дотронуться до верхнего края ушной раковины на противоположной стороне тела, при этом не наклоняя голову. Если он не справляется, то полуростовой скачок еще не произошел - мозговые структуры, управляющие процессами роста, недостаточно зрелые.

Филиппинский тест.
Филиппинский тест.

По этой же причине не происходит смена молочных зубов - когда ни один из молочных зубов не выпал и не качается.

Удержание равновесия в позе Ромберга.

Ребенок встает ровно. Пятки вместе, а носки врозь. Вытягивает руки вперед, разводя пальцы и немного расслабляя кисти.

Проба 1 (простая) - с открытыми глазами простоять, не меняя позу, хотя бы 8 секунд.

Идеальным считается результат, когда ребенок стоит неподвижно. Допустимы легкие раскачивания. Если же они более выражены, а также присутствуют движения рук, мимика, то контроль статического равновесия снижен.

Проба 2 (усложненная) - с закрытыми глазами. Исходное положение - аналогичное. Руки могут быть вытянуты вперед, а могут быть опущены вдоль туловища, что облегчает задачу. Ребенку нужно закрыть глаза и неподвижно стоять хотя бы 8 секунд.

Удержание равновесия на одной ноге.

Ребенка просят встать на одну ногу и стоять так как можно дольше. Задание выполняется с открытыми глазами. Фиксируется время, в течение которого ребенок удерживает равновесие, не касаясь второй ногой пола. Также отмечаются компенсаторные движения: раскачивания, разведение рук, мимические реакции.

В книге С. Г. Блайт "Оценка нейромоторной готовности к обучению" приводятся следующие нормативы.

-2
  • 3 года - ребенок удерживает равновесие порядка 2 секунд;
  • 4 года - 4 - 8 секунд;
  • 5 лет - 8 секунд на ЛЮБОЙ ноге;
  • 6 лет - 20 секунд на левой ИЛИ правой ноге;
  • 8 лет - 30 секунд на левой ИЛИ правой ноге.

Пересечение средней линии тела.

Проба проводится в положении стоя. Стопы вместе или хотя бы пятки прикасаются друг к другу, а мыски разведены. Руки опущены вдоль тела. Взрослый показывает, как согнуть руки под прямым углом. При этом плечи расправлены, остаются на одном уровне с грудной клеткой. Ладони повернуты к потолку, пальцы прямые.

Взрослый кладет небольшой мячик или кинезиологический мешок на ладонь ребенку. Задача - перекладывать предмет из одной руки в другую, при этом передающая рука пересекает среднюю линию тела, а принимающая - не двигается. Затем передающая рука возвращается в исходное положение. Задание следует выполнить не менее 4-х раз.

При хорошем уровне сформированности межполушарных взаимодействий принимающая рука не должна подтягиваться к средней линии, предмет не должен падать на пол, не должно быть избыточных движений (глазами, языком) и потери равновесия.

Противопоставление большого пальца.

Тест рекомендуется проводить с детьми от 6 лет. Исходное положение - аналогично прошлым пробам. Рука согнута в локте под 45 градусов, предплечье и кисть располагаются на уровне лица, ладонь направлена к лицу. Другая рука висит вдоль тела.

Ребенку предлагается последовательно соединить большой и указательный пальцы в колечко, большой и средний и т.д.

После тест повторяется на другой руке.

Оценивается точность выполнения: не промахивается ли ребенок по кончику, задействует ли нужный палец, нет ли избыточных движений.

В простом варианте этой пробы ребенка просят положить ладонь на стол и отрывать поочередно один палец: большой, указательный, средний и т.д.

Прыжки на месте.

Ребенку предлагается прыгать на месте на двух ногах в течение 1 минуты. Если он совершит меньше 10 прыжков, то можно предположить слабую нейродинамику (снижение общей мозговой активности) и несформированность нервно-мышечного аппарата нижних конечностей.

Теппинг-тест.

Эта методика поможет оценить темп работоспособности детей от 7 лет.

Разделите лист А4 на 6 равных ячеек: 3 сверху и 3 снизу. Попросите ребенка проставлять точки карандашом или фломастером в максимально быстром темпе. Скажите, что по команде "Начали" ему следует немедленно приступить к заданию - ставить точки в первой ячейке. По команде "Следующий" - переместиться в другую ячейку. По ходу выполнения подбадривайте: "Не сдавайся!", "Поторопись!", "Так держать!" Предупредите, что на заполнение каждой ячейки дается только 5 секунд. Всего проба длится 30 секунд.

Теппинг-тест.
Теппинг-тест.

Подготовьте секундомер. Запустите его по команде "Начали". Как только пройдет 5 секунд, дайте команду "Следующий" и т.д.

Посчитайте общее количество точек и количество точек в первых двух квадратах. Если результат за 10 секунд менее 23 точек, то нейродинамика снижена. При полной обработке результатов строится график. Но для оценки готовности к обучению ограничимся одним параметром.

Оценка психологической готовности.

Акцент в диагностике ставится на сформированности когнитивных и регуляторных функций.

Когнитивные функции = познавательные способности. К ним относятся восприятие, гнозис, праксис, внимание, память, мышление, речь.

Нейропсихолог проводит пробы, позволяющие оценить :

  • Зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
  • Узнавание зрительных стимулов (зашумленных изображений, букв, цифр, сложных геометрических фигур), слуховых стимулов (умение определить количество постукиваний, понять и повторить ритм, распознавать предметные и музыкальные шумы), двигательных сигналов (умение определить место и силу прикосновения, различать текстуры предметов, узнавать предмет на ощупь при закрытых глазах).
  • Праксис - целенаправленные движения и действия (оцениваются кожно-мышечная чувствительность, способность учитывать окружающее пространство, выполнять цепочки движений и реципрокные движения).
  • Внимание (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и т.п., внимание непроизвольное и произвольное, зрительное, слуховое).
  • Память (объем, избирательность и т.п., память кратковременная и долговременная, зрительная, слухоречевая, двигательная).
  • Мышление (логика, анализ, синтез, абстрагирование и т.п.).
  • Речь (понимание речи, активная речь, чтение, письмо).
-4

Регуляторные функции = управляющие процессы. Они контролируют эмоции, познавательные функции, поведение. К ним относятся целеполагание, программирование, самоконтроль, когнитивная гибкость, оперативная память. Подробнее о них я писала тут.

У школьников с несформированной произвольной регуляцией возникают трудности с включением в деятельность, ориентировкой в задании, переключением и удержанием внимания.

Методика "Торможение" для исследования самоконтроля.

Для диагностики самоконтроля можно использовать методику "Торможение" ("Inhibition") из комплекса NEPSY-II (Korkman et al., 2007).

Тест предназначен для детей и подростков от 5 до 16 лет.

Этап 1 - тренировочное задание. Перед ребенком кладут лист 1 с изображением одного ряда геометрических фигур (круги и квадраты). Инструкция: "Назови все эти фигуры". Если ребенок допускает ошибку, его исправляют. В случае, если ошибок 5 и более, нецелесообразно переходить к следующему этапу.

Лист 1.
Лист 1.

Этап 2 - основное задание. Перед ребенком кладут лист 2 с изображением 5 рядов квадратов и кругов. Инструкция: "Теперь назови все эти фигуры, начиная отсюда (психолог показывает на первую фигуру верхнего ряда). Двигайся по рядам (психолог указывает направление - строчка за строчкой, слева направо). Можешь помогать себе следить за фигурами пальцем. Работай так быстро, как только сможешь. Готов? Начинай!" Далее психолог включает секундомер и фиксирует время, затраченное на называние всех фигур. Если ребенок допускает ошибки, его не исправляют, но факт этот фиксируют. Хорошим темпом считается результат до 180 секунд.

Этап 3 - тренировочное задание. Перед ребенком снова кладут лист 1. Инструкция: "Теперь ты будешь выполнять другое задание. Нужно будет называть фигуры наоборот. Когда ты увидишь круг, говори "квадрат". Когда увидишь квадрат, говори "круг". Следи за мной (психолог показывает пальцем и называет первые 3 фигуры). Теперь ты попробуй назвать все эти фигуры наоборот". Если ребенок допускает ошибку, его исправляют. В случае, если ошибок 5 и более, к основному заданию нецелесообразно переходить.

Лист 2.
Лист 2.

Этап 4 - основное задание. Перед ребенком кладут лист 2. Инструкция: "Теперь назови все эти фигуры наоборот, начиная отсюда (психолог показывает на первую фигуру). Двигайся по рядам: слева направо и сверху вниз (психолог показывает направление жестом). Говори "квадрат", когда видишь круг. Говори "круг", когда видишь квадрат. Работай так быстро, как только сможешь. Готов? Начинай!" Далее психолог включает секундомер и фиксирует время, затраченное на называние всех фигур. Если ребенок допускает ошибки, его не исправляют, но факт этот фиксируют.

В полном варианте методики также есть листы со стрелками. Но для первичной диагностики вполне достаточно работы с геометрическими фигурами.

Оценка результатов.

Первое основное задание - называние фигур - позволяет оценить скорость мыслительных процессов. Большинство детей от 5 лет тратят на него 34 - 59 секунд, допуская не более 2 ошибок. Наличие бОльшего количества ошибок говорит о невнимательности.

На выполнение второго основного задания - неверное называние фигур - дети обычно затрачивают 36 - 91 секунду, при этом чаще совершают ошибки (до 4 ошибок, исправленных самостоятельно, а также до 9 неисправленных ошибок).

  • Если ребенок тратит мало времени и допускает мало ошибок, то его самоконтроль сформирован на высоком уровне.
  • Если он тратит мало времени, но допускает много ошибок, то его самоконтроль на низком уровне.
  • Если же ребенок совершает мало ошибок, но тратит много времени, то самоконтроль считается достаточно сформированным, но когнитивные навыки еще не автоматизированы.

ло

Нормативы для детей 5 - 5,5 лет.
Нормативы для детей 5 - 5,5 лет.
Нормативы для детей 5,5 - 6 лет.
Нормативы для детей 5,5 - 6 лет.
Нормативы для детей 6 - 6,5 лет.
Нормативы для детей 6 - 6,5 лет.

Записаться на онлайн диагностику для оценки готовности к школе можно через Telegram тут.

Не забудьте поставить 🧡 за полезную информацию!