Что такое произвольность?
Произвольность - это умение подчинять поведение и психические процессы собственной воле. Дети со слабой произвольностью долго включаются в деятельность, не могут настроиться на рабочий лад, ведут себя импульсивно, не замечают допущенных ошибок, часто отвлекаются, но с трудом переключаются с одного дела на другое. "Красные флажки" можно отметить в дошкольном возрасте. Однако, более серьезные поводы для беспокойства родителей появляются в первом классе, когда проблемы с вниманием и поведением становятся очевидными.
Для успешной учебы важны многие факторы. Представьте себе велосипед. Без колес он бесполезен. Поэтому прикрутим переднее колесо - учебную мотивацию. Можно ехать? Еще нет. Прикрутим заднее - произвольность. При прочей технической исправности (заслуживающей отдельного обсуждения) транспорт к поездке готов.
Мотивационный компонент побуждает к деятельности: выставил цель и движешься к ней. Только вот "пинка" оказывается недостаточно. Для прохождения долгой дистанции нужна внутренняя дисциплина. Чтобы совершать усилия регулярно, вне зависимости от настроения, погоды и других обстоятельств.
Поэтому обещание награды за хорошие оценки в четверти не помогает. Какое-то время ребенок, вдохновленный будущим призом, усердно работает, но несформированная произвольность вскоре сводит усилия на нет.
Как же развивать внутреннюю дисциплину? Для ответа на вопрос обратимся к компонентам произвольности.
Нейропсихологическая модель регуляторных функций.
В современной нейронауке навыки владения собой обобщаются термином "регуляторные / исполнительные функции".
Рассмотрим модель, предложенную профессором университета Колорадо Акирой Мияке. Он выделил следующие компоненты регуляторных функций:
- Рабочая / оперативная память. Ведущими каналами восприятия для большинства людей являются зрительный и слуховой, поэтому ключевое значение играют зрительная и слухоречевая память. Оперативная память предполагает не только запечатление информации, но и ее использование для решения поставленной задачи. Задание, где ребенку нужно запомнить и повторить 10 слов, не тренирует рабочую память. Поэтому усовершенствуем упражнение и попросим запомнить ряд слов, после чего назвать несколько лишних (не подходящих по смыслу), а остальные обобщить в одну группу.
Слова для запоминания: грузовик, дерево, поезд, самолет, кувшин, корабль, груша, трактор, вертолет, велосипед.
Лишние слова: дерево, кувшин, груша.
Лексическая группа: транспорт.
Больше упражнений для развития оперативной памяти можно найти тут.
- Когнитивная гибкость / переключаемость внимания. Это способность быстро переходить от одной задачи к другой.
Удивительно, но факт: многозадачность снижает эффективность. Невозможно долго и качественно делать несколько дел параллельно. Например, сочинять и печатать текст, готовить суп, просматривать фильм. Мозг расходует слишком много ресурсов, но результаты деятельности оставляют желать лучшего: суп пересолен, сюжет кажется "дырявым", как, впрочем, и текст.
Многозадачность уместна только в том случае, когда одна деятельность доведена до автоматизма, а вторая - требует сосредоточения. К примеру, можно слушать музыку и выполнять физические упражнения. При этом водителям-новичкам не рекомендуется слушать радио.
Как развивать когнитивную гибкость?
Во-первых, этому способствуют игры со сменой правил.
Упражнение "Корректурная проба" с переключением.
Инструкция: "Посмотри на фигурки. Внутри каждой из низ изображен символ: галочка, прочерк, плюс или точка. Тебе необходимо как можно быстрее строка за строкой проставлять символы в фигурках как в образце".
Во-вторых, важно научить ребенка смотреть с разных сторон.
📌 Если произошел конфликт, обсудите, как каждый из участников воспринимает произошедшее. Эмпатия и эмоциональный интеллект вносят вклад в будущую успешность.
📌 Придумайте новые способы действия с привычными предметами. Ложкой можно не только есть, но и смотреться в нее, словно в зеркало, а еще ей можно раскатывать пластилин, дробить орехи, заколоть пучок, надеть ботинок...
📌 Развивайте креативность. Нестандартное мышление поможет не только найти выход из самых сложных ситуаций, но и обнаружить нечто скрытое от остальных, а значит оригинальное и интересное. Упражнения можно найти тут (ссылка скоро появится).
Игры для формирования гибкости мышления можно найти тут.
Наконец, раскрою третий и последний компонент регуляторных функций. И это...
- Сдерживающий контроль / торможение / контроль импульсивности / самоконтроль. Это способность игнорировать несущественные для задачи сигналы, не отвлекаться и не реагировать на них, а также подавлять импульсивные реакции в пользу обдуманных ответов.
Сначала ребенок принимает условия игры, затем - отбирает значимые и незначимые сигналы. Реагирует на первые и игнорирует последние.
Приведу пример игры с условным сигналом. Просим ребенка реагировать (хлопнуть, топнуть, прыгнуть, крикнуть), когда он услышит название животного. Другие слова следует игнорировать. Заранее заготавливаем список разных слов, среди которых встречаются условные сигналы.
Кактус, диван, бочка, медведь, синица, шляпа, крыло, карандаш, синий, вальс, метро, поездка, кран, зебра, кошка, блокнот, варежка, цифра, часы, графин, смех, собака...
Тормозить первые возникшие в голове ответы научит игра "Болгария". Предложите ребенку обманывать, отвечая на простые вопросы.
- Кошки умеют летать?
- Да.
- Люстра висит на потолке?
- Нет.
- Яблоки растут на кустах?
- Да.
Усложните игру противоположными реакциями: головой ребенок показывает верный ответ, а озвучивает - неверный. Или наоборот.
- Лимон желтый?
Говорит: "Нет", кивает: "Да".
- Ты умеешь читать?
Говорит: "Нет", кивает: "Да".
Развитие торможения связано с созреванием лобных отделов. Происходит оно не одномоментно, а поэтапно и достаточно долго (по разным данным до 16 - 25 лет). Однако, выраженная импульсивность и нарушение избирательности внимания в старшем дошкольном возрасте - веский повод заняться формированием самоконтроля.
Формирование хорошего уровня произвольности требует работы с каждым компонентом регуляторных функций. Бывает, один из них более сохранный, другой - серьезно страдает. Тем не менее пристального внимания достойны все: самоконтроль, оперативная память и переключаемость.
Регуляторные функции - лишь один из компонентов саморегуляции. Подробнее тут.
Буду благодарна за 💕 Обратная связь от вас помогает мне оставаться включенной в создание статей. Пишите, если остались вопросы или возникли комментарии 👇