Найти в Дзене
Old school dude

Выдающийся гитарист и сочинитель 70-х, никогда не фигурировавший в списках лучших

В 70-х годах рок-группа Bad Company была весьма популярна в нашей стране, во всяком случае, в меломанских кругах. Их первые альбомы высоко котировались как в художественном выражении, так и денежном, что являлось, в некотором роде, следствием первого. Своеобразный, не похожий на других музыкальный стиль, основанный на сочетании хард-рока и блюз-рока, очень «вкусно» подавался и служил отдушиной для слушателей, слишком глубоко погружавшихся в дебри прога или лязга тяжёлых риффов харда. Это был как бы призыв: «Не забывайте о корнях рока!». Тщательно переписывая на магнитофоны не только сами диски, но и информацию с конвертов обложек, постепенно выстроилось представление, кто же был творческим двигателем этой интересной команды – вокалист Пол Роджерс и гитарист (он же клавишник) Мик Ральфс. Было ясно, что Мик направлял стиль группы, отвечая за музыкальную составляющую композиций, их аранжировку, а также, в основном, и за продюсирование. Такие вещи заставляли поневоле проникнуться уважением

В 70-х годах рок-группа Bad Company была весьма популярна в нашей стране, во всяком случае, в меломанских кругах. Их первые альбомы высоко котировались как в художественном выражении, так и денежном, что являлось, в некотором роде, следствием первого. Своеобразный, не похожий на других музыкальный стиль, основанный на сочетании хард-рока и блюз-рока, очень «вкусно» подавался и служил отдушиной для слушателей, слишком глубоко погружавшихся в дебри прога или лязга тяжёлых риффов харда. Это был как бы призыв: «Не забывайте о корнях рока!».

Тщательно переписывая на магнитофоны не только сами диски, но и информацию с конвертов обложек, постепенно выстроилось представление, кто же был творческим двигателем этой интересной команды – вокалист Пол Роджерс и гитарист (он же клавишник) Мик Ральфс. Было ясно, что Мик направлял стиль группы, отвечая за музыкальную составляющую композиций, их аранжировку, а также, в основном, и за продюсирование.

Мик Ральфс. Фото из открытых источников
Мик Ральфс. Фото из открытых источников

Такие вещи заставляли поневоле проникнуться уважением к этому неординарному персонажу рок-сцены. За группой в нашем скудном информационном пространстве всё же тянулся кое-какой шлейф слухов: состав, опекаемый самим Питером Грантом, всесильным менеджером Led Zeppelin, сформировали выходцы из других популярных рок-бэндов. И если Пол Роджерс и барабанщик Саймон Кирк пришли из хорошо известной группы Free, а басист Боз Баррел – из почитаемых King Crimson, то каково же было удивление узнать, что главный креатор Мик Ральфс влился в «Плохую Компанию» из неких Mott the Hoople.

Было понятно, что и там он был не на вторых ролях, но что это за музыкальный коллектив – было неведомо. «Терра инкогнита», – как выразился мой друг. Наконец, меломанские снобы-всезнайки просветили, что ребята играли глэм, и продвигал их сам Дэвид Боуи. После чего негласно, в своём кругу, мы окрестили первую группу Ральфса – «Птенцы Боуи», а вторую – «Дети капитана Гранта».

Между тем, ни то, ни другое, по большому счёту, не соответствовало действительности. Конечно, вклад Боуи в локальную популярность был, но только он со своим попечительством объявится уже в 1972 году к пятому альбому бэнда, образованного в 1966-м в английском городке Херефорд, графство Херефордшир. Первоначально же группа была известна как Shakedown Sound.

Состав с Миком Ральфсом на гитаре, Стэном Типпинсом на вокале, барабанщиком Бобом Холлом и Питом Оверендом Уоттсом на басу собрался из двух коллективов. Ральфс и Типпинс играли в герефордской группе The Buddies, а Уоттс с Дейлом «Баффином» Гриффином на барабанах – в Росс-он-Уайской группе The Soulents. К 1968 году к ним присоединились Гриффин (вместо Холла) и органист Верден Аллен.

Mott the Hoople. Фото из открытых источников
Mott the Hoople. Фото из открытых источников

В тот же год в Италии после гастролей под звучным названием Doc Thomas Group ребята сподобились выпустить на местном лейбле «Dischi Interrecord» сингл и лонг-плей в жанре мерсибита и ритм-энд-блюза.

Вскорости они сменят имя на Silence. Парни запишут демо в «Rockfield Studios» в Монмуте, которое отправят в «EMI», «Polydor», «Immediate» и «Apple», но контракта им нигде не предложат. Зато запись привлекла внимание Гая Стивенса из лейбла «Island Records», который потребовал немедленно сменить вокалиста. Были размещены объявления: «Разыскивается певец, который должен быть имиджевым и жаждущим». После отбора в качестве вокалиста и пианиста объявится Иэн Хантер, а группа, с подачи Стивенса, изменит своё название на «Mott the Hoople», взятого из одноимённого романа Уилларда Мануса. Это был 1969-й год.

Но нас больше интересует непосредственно Мик Ральфс. Он родился 31 марта 1944 года в Херефордшире, Англия. Как и у многих других, его первая гитара была дешевой – «Rosetti Lucky-7», которая оказалась той же самой моделью, которую Пол Маккартни привёз в Гамбург в 1960-м с неизвестными тогда «Битлз».

«Rosetti -7 Пола Маккартни». Фото из открытых источников
«Rosetti -7 Пола Маккартни». Фото из открытых источников

Песня «Green Onions» группы Booker T. & the MG's, вышедшая в 1962 году, впервые вдохновила молодого Ральфса на то, чтобы взять в руки шестиструнку. Он рассказывал, что именно грув песни и «убойная» игра на гитаре посеяли те самые благодатные семена интереса к этому инструменту.

Это, в свою очередь, сформировало интерес к ритм-энд-блюзу, и вскоре в круг его влияний вошли Мадди Уотерс, Отис Раш, Бадди Гай, Фредди Кинг, Би Би Кинг, Альберт Кинг и Чак Берри. Позже Мик отмечал, что именно Берри помог ему развить чувство «раскатистого ритма». Ральфс начал играть в разных группах ещё подростком, работая параллельно помощником инженера-электрика, прежде чем в 1966 году стал полноценным музыкантом. Как и «Битлы», он часто ездил на несколько недель в Германию, чтобы выступать там в клубах.

Своего первого большого успеха гитарист добился, когда присоединился к ямайскому певцу Джимми Клиффу. В состав группы сопровождения часто входили лишь Ральфс с басистом и барабанщиком, что помогло ему разработать фирменное сочетание ритма и лидирующих партий.

Именно Мик Ральфс стоял у истоков группы, которая переименует себя в Mott the Hoople. Умные, часто ироничные в стиле Дилана тексты Хантера и жёсткая подача сформировали их уникальный звуковой рецепт. Будучи ведущим гитаристом и одним из ключевых авторов песен, Мик помог сформировать раннее звучание группы – смесь глэм-рока, хард-рока и блюз-рока. Несмотря на то, что их энергичные живые выступления принесли им множество поклонников, первые четыре альбома не были коммерчески успешными.

Дебютный релиз группы, «Mott the Hoople» (1969), записанный всего за неделю, имел культовый успех лишь в андеграундных кругах. Он включал кавер-версии песен «Laugh at Me» Сонни Боно и «At the Crossroads» Дугласа Дуга Сэма, а также инструментальный кавер на песню «You Really Got Me» The Kinks.

Но интереснее всего были две песни, сочинённые Ральфсом – «Rock and Roll Queen» и «Rabbit Foot and Toby Time». Первая – мощный ритм-энд-блюз в стиле The Yardbirds, вторая – зажигательный психоделик-рок-инструментал, в котором клавишные спорили за внимание со слайд-гитарой.

Второй альбом, «Mad Shadows» (1970), продавался плохо и получил в целом негативные отзывы. А третий, «Wildlife» (1971), показал ещё худшие результаты, несмотря на то, что занял самую высокую позицию в британских чартах в до-глэмовые годы существования группы – №44. Он отличался в некоторых песнях, написанных Ральфсом, откровенно кантри-хиппи-тематикой и большим количеством акустических инструментов.

Четвёртый студийник «Brain Capers» (1971) стал единственным альбомом Mott the Hoople, который не попал ни в чарты Великобритании, ни в США, несмотря на то, что у группы было приличное количество поклонников. Далее последовал удручающе неудачный концерт в бывшем газгольдере в Швейцарии и после того, как их тур по Великобритании был прерван, группа была близка к распаду.

Вот в этот момент в их судьбе и поучаствовал Дэвид Боуи. Будучи давним поклонником группы и узнав от Уоттса, что Mott the Hoople собираются разбежаться, он убедил их продолжить и предложил в надежде, что они, наконец-то, добьются успеха, свою песню «Suffragette City», которая позже войдёт в его альбом «Ziggy Stardust». Однако парни от неё отказались.

Тогда Боуи написал для них композицию «All the Young Dudes», и она станет не только хит-синглом, поднявшись до 3-го места в Англии, но и своего рода гимном всей глэм-эпохи. Стоит отметить, что большая часть её волшебства исходила от вступления Мика Ральфса, которое сразу же окрестили «лучшим из лучших началом». Увлекательные с характерной фразировкой гитарные росчерки цепляли с первых же тактов.

Когда ребята записали и выпустили альбом «All the Young Dudes» (1972), спродюсированный тем же Боуи, он достиг 21-го места в Великобритании и произвёл фурор в США. Гастроли в апреле 1973-го по Америке проходили на «Вааау!», а разогревала выступление Mott the Hoople группа Queen. Да, было и такое – какие-то малоизвестные выскочки «Квины» предваряли шоу самих Mott the Hoople.

Жертвой, последовавшей за турне, стал Верден Аллен, который ушёл из группы до выхода их следующего альбома «Mott» (1973), который они запишут уже вчетвером. Тем ни менее он добьётся большего успеха в чартах – № 7 в Англии и № 35 – в США. Это была феерия глэма, где в большей степени выделялся Хантер. Ральфс здесь играл с прекрасным чувством, фразировкой, мелодией, грувом и тоном. Помимо гитары он добавил партии мандолины и органа.

Альбом породил ещё два британских хита – «Honaloochie Boogie» и «All the Way from Memphis». Текст последней песни рассказывает историю о том, как у Ральфса украли гитару на Лонг-Айленде перед концертом в Мемфисе в 1972 году

Традиционно все альбомы группы открывали запоминающиеся мелодические линии Ральфа. Эти записи демонстрируют склонность гитариста к созданию повторяющихся лид-линков, которые становятся неотъемлемой частью песни. Позже в том же году группа выпустит сингл «Roll Away the Stone», записанный незадолго до того, как Мик решил уйти из группы.

Что-то они там с Хантером не поделили, и в 1973 году он покинул Mott the Hoople. Певец Пол Роджерс впервые познакомился с Ральфсом в ещё 1971 году, когда входил в состав Free. А тут в Олбери после вдохновенного джем-сейшена и совместного прослушивания песен они быстро сблизились в музыкальном плане. Сперва ребята планировали создать лишь сайд-проект и записать альбом, но когда барабанщик Саймон Кирк тоже к ним попросился, быстро добавив Боза Баррелла, парни создали новый коллектив – Bad Company.

Bad Company: Боз Баррелл, Мик Ральфс, Пол Роджерс и Саймон Кирк. Фото из открытых источников
Bad Company: Боз Баррелл, Мик Ральфс, Пол Роджерс и Саймон Кирк. Фото из открытых источников

В прежней группе в творческом плане Ральфс чувствовал себя скованно, и в новую группу он принёс с собой несколько готовых песен, в том числе «Can't Get Enough» и «Moving On». У Роджерса тоже были свои идеи, и они начали их совместно воплощать. Одной из первых песен, которые представил певец, была «Rock Steady», позже её перепоют ещё не получившие известность Van Halen.

Вопреки предположениям о том, что Роджерс назвал группу в честь одноимённого фильма Джеффа Бриджеса, Пол объяснил, что идея ему пришла из книги викторианской эпохи, в которой был рисунок невинного ребенка, смотрящего снизу вверх на сомнительного персонажа, прислонившегося к фонарному столбу. Подпись гласила: «Остерегайтесь плохой компании».

Bad Company обратились к менеджеру Led Zeppelin Питеру Гранту; после того, как он услышал их репетиции, они стали первой группой на «Цеппелиновском» лейбле «Swan Song». В ноябре 1973 года новоявленный коллектив, расположившись в Хедли-Грейндж, Хэмпшир, записал в мобильной студии Ронни Лейна свой дебютный одноимённый альбом, который вышел в свет в июне 1974 года и оказался на редкость успешным: 1-е место в «Billboard 200» США и 3-е в «UK Albums Chart», причём в британских чартах он пребывал целых 25 недель. А песня Ральфса из него, «Can`t Get Enough», выпущенная синглом, с тех самых пор прочно «прописалась» в эфирах радиостанций классического рока.

Отныне они собирали стадионы, их популярность прокатилась волной по миру и достигла СССР. Особо стоит отметить, что с середины 70-х в кабаках и на танцплощадках нашей страны часто звучала хард-роковая баллада «Ready for Love», написанная Ральфса ещё во времена Mott the Hoople. И если на альбоме «All the Young Dudes» она предваряла другую композицию Мика – инструментальную «After Lights», которая была эдаким виртуозным послевкусием одного из самых изысканных вокальных выступлений Ральфса за всю его «моттзехуплскую» карьеру.

То Пол Роджерс спел её нежнее. Версия «Ready for Love» в исполнении Bad Company отличается размеренной, мрачной проходкой в куплетах, со взрывами накопившегося напряжения в припевах. Она более сумрачно-романтичная, чем оригинал, и в ней больше развязности.

Альбомы «Straight Shooter» (1975) и «Running with the Pack» (1976) закрепили за супергруппой статус суперзвёзд. Несмотря на то, что они распались в 1982 году и неоднократно воссоединялись в разных составах, Bad Company по-прежнему пользуется большим уважением, в том числе и благодаря песням и гитаре Мика Ральфса.

В списках лучших гитаристов, составленных, как правило, дилетантами или толпой путём опроса, вы его имя не увидите. Его зачастую недооценивали отчасти потому, что Ральфс был мастером сдержанности, он умел сказать несколькими идеально подобранными нотами больше, чем большинство шреддеров изливали яростным шквалом запилов и арпеджио в стиле «а я ещё и так могу». Мик знал, когда лучше не играть, он использовал выразительные паузы между фразами, чтобы дать гитаре возможность петь, а мелодии – дышать. Его гармонизированные партии идеально подходили для той незабываемой эпохи. Как однажды сказал его коллега по Mott the Hoople Ян Хантер:

«Мик всегда играл ради песни, а не ради внимания. Он был душой риффа».

Сольная партия – она ведь как специя, её роль и задача – усилить впечатление от всей композиции, «подсветить» её достоинства, не входя с ней в противофазу, поэтому здесь очень важно не переусердствовать. И талант Мика Ральфса зиждется на абсолютном вкусе: он всегда выдавал в нужном месте именно то, что и необходимо было песне для её законченности. Он любил экспериментировать, так для «Can't Get Enough» Ральфс настроил свою гитару в настройке «Open-C» (До-Соль-До-Соль-До-Ми), заявив: «В стандартной настройке она никогда не зазвучит правильно». Действительно, теперь мы слышим характерный перезвон.

Для многих Мик Ральфс является синонимом звучания «Les Paul» прямо в стек «Marshall», в эпоху Mott The Hoople его любимцем был «Les Paul Junior». Группа в 1972-м выступала на разогреве у Mountain, и Мика поразил колоссальный звук, которого Лесли Уэст добился от своего собственного «Джуниора», поэтому он купил такой же в ломбарде. Позже он также использовал и гитару «Fender Esquire».

Чувственность в музыке в сочетании со способностью создавать оригинальные рок-песни привели к редким и волшебным результатам. «Can't Get Enough», «Moving On», «Simple Man» и «Good Lovin’ Gone Bad» остаются главными хитами классического рок-радио, наряду с «Feel Like Makin’ Love» и «The Preacher», которые он написал в соавторстве с Полом Роджерсом. Именно удивительная способность Ральфса сочетать сдержанность, мелодичность и яркий авторский стиль привёл к тому, что хиты Mott the Hoople и Bad Company звучат на радио и десятилетия спустя.

Гитарист никогда не гнался за эффектной техникой, его гений заключался в создании фраз, настолько цельных и певучих, что полные залы фанатов могли исполнять их в унисон гитаре. Звучные аккорды, лежащие в основе песни «Feel Like Makin’ Love», написанной в соавторстве с Роджерсом, стали образцом для поколений исполнителей хард-рока.

От глэм-рок-клубов Лондона начала 70-х до гулких стадионов эпохи классического рока, Мик Ральфс доказал, что идеально подобранный аккорд может поднять настроение не хуже любого шредд-феста. Его риффы – чистые, просторные и безошибочно принадлежащие только ему – будут звучать везде, где любят звук гитары и ценят вкус.

Помимо работы с Mott the Hoople и Bad Company, Мик Ральфс гастролировал с Дэвидом Гилмором. В 1979-м Мик, который жил тогда в Хенли, недалеко от особняка Джорджа Харрисона в Фрайар-Парке, написал в соавторстве с бывшим «битлом» песню «Flying Hour». Правда, её Джордж выпустил лишь в феврале 1988 года.

Мик Ральфс в 1985 году выпустил сольный альбом «Take This» в стиле блюз-рок. В 2011 году он сформировал группу The Mick Ralphs Blues Band с музыкантами, с которыми познакомился во время джем-сейшна в пабе «Nag's Head» в Хай Викомбе.

В период с 1986 по 1998 год Bad Company реформировалась с другим составом. Но после реюнион-тура с оригинальной четверкой в 1999 году Ральфс объявил, что отказывается от гастролей и что ему никогда не нравилось быть ни в одной из групп, так как он очень боялся перелётов. Тем ни менее, в 2008 состоялось воссоединение первоначального состава Bad Company (за исключением умершего ранее Боза Баррелла).

А четырьмя годами ранее Мик Ральфс снова сошёлся с бывшим коллегой по Mott The Hoople Яном Хантером, сыграв вторую соло-гитару (вместе с Энди Йорком) в турне Хантера по Великобритании. Он же выступил на его концерте в 2005 году в лондонской «Astoria», исполнив гитарное соло на «All the Way from Memphis».

Второй сольный альбом Мика Ральфса « It’s All Good» был инструментальным. Он вышел в 2001 году, через 17 лет после весьма успешного «Take This». Два года спустя был выпущен его третий альбом «It’s Life – Can’t Get Enough», включающий демо-версию «Can’t Get Enough».

В 2016 году Ральфс поучаствовал в турне Bad Company вместе с Джо Уолшем и специальными гостями – Ричи Самборой и Орианти. 29 октября группа завершала тур по Великобритании на лондонской «O2 Arena». К сожалению, всего несколько дней спустя Мик перенёс тяжёлый инсульт и был вынужден прекратить гастроли. С тех пор он не возвращался к музыкальной деятельности, будучи прикованным к постели, и последние годы проживал в доме престарелых. Его не стало 23 июня 2025 года на 82-м году жизни.

В этом году скоро пройдёт церемония введения в «Зал славы рок-н-ролла» группы Bad Company, и почивший гитарист полноценно будет чествован. Заслуженно. В одном из старых интервью Ральфс так высказался о рецепте успешной гитарной партии в песне: «Пусть всё будет просто – пусть она поёт». В устах человека, который написал «Simple Man» и обладал удивительной способностью создавать связующие линии, которые становились цепляющими хуками, в этом есть большой смысл. Мик Ральфс действительно позволял своей гитаре петь. Он также сохранял ту самую незамысловатую простоту, которая сродни неподвластной времени гениальности. Незаслуженно подзабытый герой рок-н-ролла, о которых большинство вспоминает, лишь по таким поводам.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал

☢️ Другие материалы подобного рода: