Найти в Дзене
Old school dude

Легенда гитары, он отказал Deep Purple, The Rolling Stones, Оззи Осборну, Aerosmith, Motörhead и Thin Lizzy

Можно не играть в рок-группах первого эшелона, но при этом быть любимчиком у тех, кто его слышал. Чаще всего для этого нужны не только изобретательность мастера гитарного искусства и поражающие виртуозностью и чувственностью пассажи, но и рок-н-ролльный дух с харизмой. Это сейчас последнего у 70-летнего Михаэля Шенкера в избытке, а когда он робким юношей, панически пугавшимся сцены, предстал сначала в Scorpions, а затем в UFO, внешне ничто не выдавало в нём будущий звёздный статус. Сегодня Михаэль считается одним из самых влиятельных гитаристов и легендарной фигурой в истории хард-рок- и метал-гитары. Бью об заклад, что если бы не его немецкое происхождение и независимый характер, быть бы ему в пантеоне шестиструнных небожителей. А так, журнал «Rolling Stone» не включил его в свой список «250 величайших гитаристов», при том, что вошедшие в таковой Джеймс Хетфилд, Дэйв Мастейн, Даймбэг Даррелл, Рэнди Роадс, Закк Уайлд и многие другие прямо указывали на Михаэля Шенкера, как оказавшего на

Можно не играть в рок-группах первого эшелона, но при этом быть любимчиком у тех, кто его слышал. Чаще всего для этого нужны не только изобретательность мастера гитарного искусства и поражающие виртуозностью и чувственностью пассажи, но и рок-н-ролльный дух с харизмой. Это сейчас последнего у 70-летнего Михаэля Шенкера в избытке, а когда он робким юношей, панически пугавшимся сцены, предстал сначала в Scorpions, а затем в UFO, внешне ничто не выдавало в нём будущий звёздный статус. Сегодня Михаэль считается одним из самых влиятельных гитаристов и легендарной фигурой в истории хард-рок- и метал-гитары.

Бью об заклад, что если бы не его немецкое происхождение и независимый характер, быть бы ему в пантеоне шестиструнных небожителей. А так, журнал «Rolling Stone» не включил его в свой список «250 величайших гитаристов», при том, что вошедшие в таковой Джеймс Хетфилд, Дэйв Мастейн, Даймбэг Даррелл, Рэнди Роадс, Закк Уайлд и многие другие прямо указывали на Михаэля Шенкера, как оказавшего на них своей игрой сильнейшее воздействие. А Джо Сатриани приглашал его участвовать в концертном туре супер-гитаристов «G3».

Сам Шенкер, узнав о том, какое он на гитарных искусников оказал влияние, скромно заметил: «По правде говоря, я не знаю, на какую ступень я бы поставил себя, и не знаю, хорош я или плох как музыкант. Но эти ребята говорят мне, как много я для них значу, и это помогает мне понять, где мое место, и это здорово. Без их заявлений я бы понятия не имел».

Михаэль Шенкер. Фото из открытых источников
Михаэль Шенкер. Фото из открытых источников

И был бы он, что называется, «гитаристом для гитаристов», так нет же, его признают и любят миллионы любителей рок-музыки за утончённый мелодизм хард-рока в сочетании с виртуозностью и разработанное им направление неоклассического метала с включением в свои композиции лирических мелодий в классическом стиле.

Михаэль начал играть на инструменте в девять лет. Его брат Рудольф получил на день рождения гитару, которая поразила его воображение. Сам же Шенкер-младший вспоминает следующее:

«Мне было около девяти, но я был очень увлечен музыкой с трёх-четырёх лет. Мне всегда нравилось ходить по дому, петь и выражать свою любовь к ритму, стуча по кастрюлям и сковородкам и тому подобному. Мой папа играл на скрипке, а мама – на пианино, так что я баловался с ними, а на 16-летие моему старшему брату Рудольфу подарили гитару. Когда он уходил на работу, я играл на ней, хотя это было против его желания… Вначале у нас были Framus и Hofner».

Наибольшее влияние на Михаэля оказали такие гитаристы, как Джимми Пейдж, Джордж Харрисон, Джефф Бек, Эрик Клэптон, Лесли Уэст, Джонни Уинтер, Стив Марриотт и Рори Галлахер. Вот что он вспоминает:

«Когда я начинал играть, я не слышал о таких парнях, как Джимми Пейдж и Джефф Бек, поэтому для меня это было больше похоже на такие группы, как The Shadows – инструментальная музыка, чистое гитарное звучание и так далее. Слушая музыку такого типа, я понял, что гитара – это то, чем я хотел бы заниматься. Я впервые услышал дисторшн-гитару лет в 13-14, когда начали набирать популярность такие группы, как Led Zeppelin. В те годы я только и делал, что копировал всё, что слышал с искаженным гитарным звучанием».

Первой группой 11-летнего Михаэля Шенкера были The Enervates, игравшие в основном каверы популярных в то время «Битлов» и «Роллингов». Помимо игры на гитаре юный музыкант пытался ещё встроить свой пока ещё детский голосок в вокальные гармонии.

Примерно тогда же его брат Рудольф Шенкер, ритм-гитарист, создал Scorpions. Михаэль вспоминает: «Рудольф познакомил меня с группой в Зарштедте, где я родился. Однажды мои родители взяли меня с собой на концерт Scorpions, и именно тогда я сыграл с ними одну или две песни».

Первоначально у группы были влияния мерсибита, а сам Шенкер-старший был ещё и вокалистом. Всё стало меняться в 1970 году, когда Шенкер-младший и Клаус Майне присоединились к группе:

«В первые дни мой брат всегда приглашал меня на концерты. Я играл в группах с 11 лет, и однажды брат сказал мне, что хочет, чтобы я познакомился с одним замечательным певцом, которого он знал, и это был Клаус Майне. Рудольф познакомил нас, и мы вместе основали группу под названием Copernicus. Наша репетиционная площадка была прямо рядом со Scorpions, и однажды мы репетировали, а они слушали нас – их вокалист опоздал на репетицию – и они предложили нам с Клаусом присоединиться к группе, что мы и сделали».

Свой первый концерт Михаэль со «Скорпами» дал в ночном клубе. Затем с этим составом в 1972 году они выиграли музыкальный конкурс и записали две песни для сингла, «Action» и «I'm Go Man Mad», которые тогда, правда, не были выпущены.

Как видно в ролике, у Шенкера-младшего в руках «Gibson Les Paul», между тем, сегодня Михаэля невозможно представить без V-образной гитары. Очень долго это были модели «Gibson Flying V», а в последние годы он перешёл на «Dean Guitars». Он вспоминает, как он таковой впервые обзавёлся:

«Мой брат перешёл на мощный «Gibson», а я больше предпочитал «Fender Jazzmaster». Потом я купил «Les Paul Custom», «Les Paul Deluxe», но в итоге получил «Flying V». Я играл со Scorpions, и у меня порвалась струна, а начиналось соло, так что мы с братом очень быстро поменялись гитарами. Он играл на V-образной гитаре, так что в итоге я стал играть на ней, и мне просто понравилось сочетание этой гитары и 50-ваттного усилителя «Marshall». И как только я привык к форме, пути назад уже не было. К тому же мне нравился Лесли Уэст, а он раньше играл на Flying V».

Михаэль Шенкер вместе со Scorpions в 1972-м записал их дебютный альбом «Lonesome Crow». Не смотря на то, что на конверте было указано коллективное авторство всех участников группы, основной вклад был у Михаэля и Клауса. Во время тура по раскрутке пластинки Scorpions выступали на разогреве у многообещающей британской группы UFO. Неожиданно у тех возникли проблемы с гитаристом. Дело в том, что после того, как ушёл Мик Болтон, группа долго не могла найти ему подходящую замену. Некоторое время с ней играли Ларри Уоллис из Pink Fairies, потом Берни Марсден из Skinny Cat.

Но летом 1973-го перед гастролями в Германию Марсден забыл свой паспорт, и не смог туда вылететь. Тогда, по воле случая, группа предложила временно подменить его 18-летнему на тот момент Шенкеру. Михаэль согласился, умудряясь играть какое-то время в двух группах одновременно, пока не получил предложение влиться в UFO на постоянной основе. С благословения Рудольфа Шенкер-младший согласился:

«Я дебютировал со Scorpions, а затем пару дней играл с UFO. И вот тогда они попросили меня присоединиться к ним. Конкретно, UFO для меня были не важны – когда я был в Scorpions, я всегда говорил: «Если какая-нибудь английская группа попросит меня присоединиться, я сделаю это в любое время, неважно, кто это будет…я бы поехал, просто чтобы попасть в страну, где интересуются рок-н-роллом. В Германии он был мёртв». В свою очередь, его друг Ули Джон Рот помог Scorpions закончить гастрольный тур и составить ему замену в немецкой группе.

Перебравшемуся в Лондон Шенкеру поначалу было трудно общаться с группой, потому что он плохо говорил по-английски. Однако, в определённом смысле незнание языка даже помогало ему. «Лучшей частью пребывания в UFO было сочинение музыки, – вспоминал гитарист. – К счастью, я не понимал ни слова из того, что говорили другие, поэтому никто не смог меня отвлечь. Это был очень быстрый способ развиваться».

В 1973 году на новом лейбле, «Chrysalis Records», обновлённый состав UFO записал с продюсером Дереком Лоуренсом сингл «Give Her the Gun» и «Sweet Little Thing».

В 1974 году UFO под руководством продюсера Лео Лайонса (ранее бас-гитариста Ten Years After) записали альбом «Phenomenon», который заметно отличался от их предыдущих работ. Аудиофилы к своему удовольствию обнаружили невероятно чистое и одновременно мощное и жёсткое звучание с яркими запоминающимися гитарными соло юного шестиструнного виртуоза и брутальным вокалом Фила Могга.

Они же на пару написали и весь материал для альбома. Только «Built for Comfort» была кавер-версией Вилли Диксона. Если раньше UFO были горазды выдать какие-то спейс-роковые, немного блюзовые вещи, более характерные для паб-рока, то на «Phenomenon» разродились чистокровным хард-роком и проблесками хэви-метал. Вот что вспоминал Шенкер:

«Когда я приехал в Англию в 1973-м, мне было восемнадцать. Я сразу же начал сочинять музыку, на «Phenomenon» появились такие песни, как «Doctor Doctor» и «Rock Bottom». Я полностью изменил музыкальный стиль UFO по сравнению с тем, что они делали до моего прихода. Так что группа стала хард-роковой... Может быть, чуть более жёсткой, чем хард-рок».

Гитарные краски Шенкера очень помогли проявляться утаённому прежде мелодизму, превращая некоторые из песен в потенциальные хиты. Действительно, послушайте «Doctor, Doctor», «Rock Bottom» или «Queen of the Deep». Можете ли вы представить, чтобы эти песни были почти так же хороши, если бы не игра на гитаре? Особенно примечательна в этом плане романтичная пьеса «Lipstick Traces», на которой Михаэль помимо электрогитары задействовал и акустику. Как он утверждал, для прикола, он её сочинял, играя ногами, но в студии всё же задействовал пальцы руки.

«Большинство моих композиций – это инструменталы, и «Doctor Doctor» начиналась как инструментал. Фил Могг услышал её и сказал: «О, мне это нравится. Можешь сыграть мне основные аккорды, чтобы я мог наложить на них вокал?» Я ответил: «Хорошо», он записал несколько вокальных партий, и получилась «Doctor Doctor».

«Rock Bottom» же была немного другой. Я придумал очень длинную гитарную импровизацию. У меня всегда хорошо получалось делать это без подготовки, так что «Rock Bottom» была длинной импровизацией. И когда я сыграл рифф, Фил вскочил и сказал: «Вот и все! Вот и все». Итак, мы начали сводить все воедино и облекать в форму. А потом Фил снова попросил у меня основные аккорды, записал вокал, вот так всё и получилось».

Два последующих альбома, «Force It» (июль 1975 года) и «No Heavy Petting» (май 1976 года) и обширные гастроли принесли UFO большую известность среди американской аудитории и увеличили количество поклонников в Великобритании. Первый из них дошёл в Штатах до №71 в «Billboard Top LPs & Tape». Позже гитарист Metallica Кирк Хэмметт высоко оценил влияние этой пластинки на него лично:

«Эта запись научила меня многому о структуре соло, фазе и мелодии, а также создании композиции. Я был поражен тем, как UFO могут быть такими «тяжёлыми» и такими мелодичными в ходе одной песни».

«No Heavy Petting» был записан с экс-участником Heavy Metal Kids Дэнни Пейронелом, который выступил в качестве клавишника, а также вокалиста и автора некоторых песен. Несмотря на создание нескольких мощных хард-роковых номеров («Natural Thing», «Reasons Love») и эффектной баллады «Belladonna» авторства Шенкера и Могга альбом не пользовался особой популярностью, как его предшественник, и поднялся только до 169-й позиции в «Billboard Top 200», а в Британии так и вообще не попал в чарты.

Зато «Belladonna» стала очень популярна в СССР, благодаря кавер-версии Александра Барыкина. Только оригинал звучит куда выигрышнее благодаря гениальной гитаре Шенкера: его инструментальные изыски не приводят к перегруженности саунда, здесь всё абсолютно на своём месте в духе самой композиции.

В июле 1976 года группа наняла клавишника и ритм-гитариста Пола Рэймонда из Savoy Brown для записи альбома «Lights Out» (1977). Он стал соавтором нескольких песен, но в силу контрактных обязательств его имя не было указано в оригинальном издании. Тем ни менее, основной авторский вклад снова был у Шенкера. Основные моменты включают среди прочих песни «Too Hot to Handle», «Lights Out» и семиминутный опус «Love to Love».

С этой пластинкой группа получила значительное признание критиков и фанатов, попав в топ-25 американского «Billboard Top LPs & Tape». Благодаря этому UFO прокатились с успехом по аренам всей территории Соединенных Штатов и Европы, выступали на разогреве у таких групп, как Rush и AC/DC. Только вот, их соло-гитарист всё это время мучился, превозмогая свои страхи перед сценой и снимая их последствия традиционными для музыкантов способами. Из-за этого Михаэль неожиданно покинул группу. Как он признался:

«В молодости я была очень хрупким существом. Из-за этого мне было очень трудно гастролировать… Моей проблемой были панические атаки. И это всегда заканчивалось проблемами с алкоголем. Но настоящая проблема возникла, когда «Lights Out» стал успешным. Это поставило меня в такое положение, в котором я не хотел быть. Поэтому я продал всё и сбежал».

Он вернулся к записи UFO очередной пластинки. С новообретенным признанием группа записывала свой следующий альбом «Obsession» (1978). По своему звучанию он больше напоминает ранние релизы, сработанные с Шенкером. Это всё тот же жёсткий хард-рок, построенный на риффах, с мелодичными вкусными гитарными соло и ставшими традиционными клавишными. Отличием от других пластинок группы является присутствие сразу двух инструментальных пьес гитариста, причём, одна – в тандеме с флейтой. Многие считают «Obsession» наряду с предыдущим альбомом, лучшими работами UFO. Только если «Lights Out» был более прямолинеен, но «Obsession» имеет больше породистой изысканности и класса.

Это станет последним студийным релизом с участием Михаэля Шенкера на соло-гитаре, пока он не вернётся в группу в 1993 году. Он хоть и воссоединился с UFO на «Obsession», жребий уже был брошен. Шенкер уйдёт во время микширования «Strangers In The Night», покинув «Инопланетян» на пике своих возможностей.

Формально виной всему стали его конфликты с вокалистом группы Филом Моггом на почве пьянства окаянного и злоупотреблений психоактивными веществами. Их, правда, потребляли тогда все участники коллектива, но, видимо, выходки «Безумного Майкла», как они его называли внутри группы, были особенно вопиющими.

Но кем бы были UFO без певучей гитары Михаэля Шенкера и его композиций? Вопрос хоть и риторический, но для меня ответ на него очевиден – вряд ли бы пробились к широкой известности и канули бы в забытьи, как и сотни других бэндов той эпохи. А так они – те, кто составляли звуковой фон 70-х. И да, неоспоримый талант гитариста сочетался у Шенкера с эксцентричной личностью. Его карьера в UFO была бурной, буйной и неоднозначной. Иногда он прерывался на середине песни, и из-за этого отменялись концерты. Было такое? Надо признать – было.

Несмотря на успешные альбомы и гастроли, Шенкер 29 октября 1978 года безоговорочно покинул UFO после их шоу в Пало-Альто, штат Калифорния. Во время этого тура группа записала шесть выступлений, избранные треки из которых вошли в их концертный альбом «Strangers in the Night», выпущенный после того, как гитарист покинул группу.

В конце 1978-го Михаэль Шенкер ненадолго присоединился к Scorpions, когда они записывали диск «Lovedrive». Он сочинял музыку и играл на соло-гитаре в песнях «Another Piece of Meat», «Coast To Coast» и «Lovedrive», и очень долго считалось, что это был его единственный вклад в альбом. Но в сентябре 2019-го во время интервью с радиоведущим Эдди Транком Шенкер яростно заметил, что он тогда отыграл весь альбом. Весь! Как бы то ни было, его неоклассические гитарные краски различимы, и они добавили этому релизу особый шарм.

В 1979 году Михаэль ненадолго гастролировал со Scorpions в поддержку этой пластинки. Но его проблемы с алкоголем и веществами никуда не исчезли. «Он болтался между раем и адом, – вспоминал его брат Рудольф. – Он играл лучше, чем я когда-либо слышал от него, но морально был в ужасной форме». Проблемы Шенкера-младшего проявились уже в самом начале американского тура Scorpions – он упал на сцене во время третьего шоу. Сам же Михаэль винил в своём очень коротком пребывании в «Скорпах» то обстоятельство, что вдруг обнаружилось, что ему не нравится играть чужие песни. Его навсегда заменит Маттиас Ябс, который играл со Scorpions до того.

В 1979 году Михаэль прослушивался в Aerosmith после ухода из него Джо Перри. По словам Мартина Хаксли: «Шенкер выбежал из комнаты после того, как продюсер Гэри Лайонс пошутил о нацистах». Сам же Шенкер вспоминал об этом так: «Я поехал туда, но нам так и не удалось толком поиграть, потому что Стивен Тайлер был не в лучшей форме. Я пять дней сидел в отеле и ждал. Я сам был не в лучшей форме, и поэтому из этого так ничего и не вышло… хорошо, что у нас ничего не получилось, потому что, опять же, я бы не получил удовольствия».

Ещё после смерти Рэнди Роудса, первым звонком Оззи Осборна был Михаэлю Шенкеру с предложением заменить Роадса, так как немецкий гитарист и его культовая гитара «Flying V» оказали огромное влияние на Рэнди. Но, как утверждает Осборн, Шенкер выдвинул слишком много диковинных требований, включая частный самолет. Сам же Михаэль в интервью радио «KNAC» заметил, что это он отказал Осборну: «Если бы я присоединился к Оззи, я бы испортил свою жизнь. Я уже собирался это сделать, но что-то подсказывало мне: НЕ НАДО!!»

Ещё он рассказывал, что в какой-то момент ему предлагали присоединиться к таким группам, как Deep Purple, Thin Lizzy, Ian Hunter и Motörhead. И им он тоже отказал, поскольку не хотел играть чужой материал.

А ещё когда он только перебрался в Лондон, его зазывали в The Rolling Stones. Шенкер вспоминал: «Я пробыл в Англии всего несколько месяцев, а потом мне кто-то позвонил и пригласил на прослушивание в The Rolling Stones. Я был очень, очень напуган. Я позвонил своему брату и рассказал ему, и спросил его: «Что мне делать?» Я – очень застенчивый и чувствительный человек, живущий в стране, где я совсем не знаю английского. Это был бы уже довольно большой шаг вперёд, я очень нервничал из-за этого. Я так и не перезвонил и оставил это. Весь этот имидж «Роллинг Стоунз» заставил меня испугаться, ведь даже находиться рядом с ними было опасно. Люди умирали!»

Выходом для себя Михаэль Шенкер нашёл создание собственной группы – Michael Schenker Group: «Если бы я присоединился к Оззи Осборну или любым из этих парней и остался с ними в погоне за тем, что меня никогда не интересовало, я бы не был счастлив сегодня… Я ведь был фанатом Deep Purple, когда мне было 14 лет, и это просто показывает, насколько для меня было важно следовать своему собственному видению… Я ни с кем не соревнуюсь, ни с кем не сравниваю себя. Я не стремлюсь к славе, успеху или чему-то еще».

Нужен был вокалист, и так случилось, что демо-запись малоизвестного певца Гэри Бардена из группы Fraser Nash случайно играла как раз в то время, когда Михаэль проходил мимо офиса в «Chrysalis Records». Барден был быстро нанят, и они вместе с Шенкером начали работу над альбомом. В 1980-м под руководством Роджера Гловера был записан дебютный альбом его группы, названный «The Michael Schenker Group», в сессиях которого также приняли участие клавишник Дон Эйри, басист Мо Фостер и барабанщик Саймон Филипс.

Однако в последующем мировом турне эту троицу в Michael Schenker Group сменили Пол Рэймонд, Крис Глен и Кози Пауэлл соответственно. Жёсткие, запоминающиеся рок-песни, такие как «Armed and Ready», «Victim Of Illusion» и эпическая «Lost Horizons», сделали пластинку хитом в топ-10 в Великобритании. Это был яркий пример того, что гитарист является сторонником неоклассицизма в рок-гитаре, и как он тяготеет к включению в свою музыку более лирических мелодий в классическом стиле. И это была одна из лучших работ Шенкера за всю его музыкальную карьеру.

Второй альбом Michael Schenker Group, названный «M.S.G.», был записан в 1981 году. Такие песни, как ироничная «The Attack Of The Mad Axeman», жалобная, гибкая «Let Sleeping Dogs Lie» и качающая «But I Want More», доказали, что эта группа была даже больше, чем сумма её отдельных компонентов. Известный американский певец Стивен Стиллз, который в то время был в Лондоне, помог записать бэк-вокал, добавив глубины и фактуры звучанию.

Шенкер играл как человек вдохновения, а остальные четверо более чем соответствовали случаю. Мало какие из лучших хард-роковых альбомов 80-х превзошли его. Однако большого успеха этот релиз не снискал, чему у Шенкера нашлось объяснение: «Делая альбом, я был не в лучшем состоянии, морально, и я думаю, (продюсер) Рон Невисон тоже».

В августе 1981-го команда добралась до Японии, где дала несколько концертов в Токио, Нагое, Фукуоке, Киото и Осаке. Вскоре появилась двойная запись «живого» выступления в Токио. Фанатизм поклонников нового продукта привел к тому, что импорт японского релиза альбома «One Night At Budokan», записанного на всемирно известной площадке «Ниппон Будокан» 12 августа, продавался в Великобритании по тогдашней колоссальной цене в 18 фунтов стерлингов.

При записи очередной студийной работы Гэри Барден к удивлению фанов был бесцеремонно выгнан из рядов группы. Вместо него на сессии «Assault Attack» был взят бывший вокалист Rainbow – Грэм Боннет. Этим перестановки не ограничились – за ударными теперь сидел Тед Маккена, а на клавишах витийствовал Томми Эйр, уступивший после сессий место Энди Наю. Именно в разгар репетиций для записи «Assault Attack» Шенкер получил тот самый звонок от Оззи Осборна с просьбой о его услугах.

На одном из концертов этого состава Боннет вышел на сцену пьяным и начал вытворять нечто непотребное, что привело в ярость Шенкера. Грэма тут же выставили за дверь, а в группу вернулся Гэри Барден.

«Assault Attack» был куда целостнее и содержательнее. Получившийся в результате альбом представлял собой взрывную смесь коммерчески жизнеспособного метала с резким хард-роковым звуком. От энергичного заглавного трека до откровенно попсового «Dancer» парни, казалось, были готовы к большому успеху. Пластинка поднялась вместе с растущим движением «NWOBHM» на 19-место в британских чартах и 151-е – в американских. Как писали обозреватели: «Если для большинства метал-гитаристов 80-х отсутствие полноценного соло было бы смертным приговором, для Майкла Шенкера это был просто очередной рабочий день.

Альбом «Built to Destroy» был записан в 1983-м и был спродюсирован Луисом Остином с прицелом на американский рынок. Поэтому клавишным была отведена более важная роль, чем когда-либо прежде. Многослойные гитарные треки создают симфонический эффект в инструментальной «Captain Nemo», демонстрируя одну непревзойденную грань техники Михаэля Шенкера за другой. А «Rock Will Never Die» подчеркивает талант гитариста к драматизму, развиваясь от баллады с тихим перебором струн в кричащую сольную кульминацию. Однако, альбом был встречен множеством критических насмешек из-за сдвига в более коммерческом направлении, но дошёл в британских чартах до 23-й позиции.

Продвижение альбома включало туры по Великобритании и Европе, в том числе на разогреве у Iron Maiden. Во время гастролей по Великобритании были записаны концерты в зале «Hammersmith Odeon» в Лондоне 22 и 23 октября 1983 года, изданные в альбоме «Rock Will Never Die» летом 1984 года.

После второго ухода Бардена Шенкер реорганизовал группу вокруг себя и нового вокалиста Робина Маколи и переименовал ее в McAuley Schenker Group. Новое воплощение MSG было ориентировано на более коммерческое звучание хард-рока. После выпуска трёх альбомов Шенкер и Маколи расстались. В то же время он ненадолго заменил Роббина Кросби в Ratt, появившись на их выступлении на «MTV Unplugged» в 1990 году.

В 1993 году Шенкер вернулся в UFO. Он написал в соавторстве с Филом Моггом почти весь альбом «Walk on Water» (1995) и некоторое время гастролировал с ними. Затем он возродил Michael Schenker Group с новыми участниками и записал еще три альбома, «Written in the Sand», «The Unforgiven» и «Be Aware of Scorpions», прежде чем вернуться в UFO и выпустить ещё два альбома – «Covenant» (2000) и «Sharks» (2002).

Несмотря на то, что в он вернулся в UFO, в начале 00-х у Шенкера были трудные времена. Позже он записал альбом «Arachnophobiac» и два года гастролировал в поддержку альбома. После почти провальных туров по Северной Америке и Европе в 2007 году, которые включали отмененные концерты и не слишком удачные из-за пьянства выступления, Шенкер восстановил самообладание, покончил с вредными привычками и в 2008 году гастролировал по Великобритании как Michael Schenker & Friends.

Заезжала группа Шенкера и в Россию, и не раз. Последний раз гитарист был у нас в 2013-м с проектом Michael Schenker & Scorpions Lovedrive ReUnion, где компанию ему составили последний солист Rainbow Дуги Уайт и два участника Scorpions – Франсис Бухгольц и Герман Раребелл. Как он сам тогда это комментировал: «Потому что в этот раз мне захотелось исполнить самые значительные песни моей карьеры в бытность музыкантом Scorpions и UFO. Не забуду исполнить и классику MSG. А когда мы репетировали перед этим туром материал классического альбома Scorpions Lovedrive с Бухгольцем и Раребеллом, у нас стали складываться и новые песни».

В 2010-х годах Михаэль выпустили серию альбомов под разными именами – Michael Schenker's Temple Of Rock, Michael Schenker Fest. Последняя его работа «My Years With UFO» 2024 года состоит из каверов памятных песен за время его пребывания в UFO. Выпуск диска приурочен к 50-летию выхода «Phenomenon», первого альбома, который 18-летний Шенкер записал с UFO. В качестве приглашённых музыкантов принимали участие Ди Снайдер, Эксл Роуз, Джо Линн Тёрнер, Слэш, Джоуи Темпест, Роджер Гловер, Кармайн Аппис, Майкл Восс, Джефф Скотт и многие другие. Впечатляет, не правда ли?

Записал гитарист и новую песню как дань уважения басисту Питу Уэю и гитаристу/клавишнику Полу Рэймонду, которые умерли в 2019 и 2020 годах соответственно. Как он заметил: «Это мои песни, за исключением «Too Hot To Handle», которая посвящена памяти Пола Рэймонда и Пита Уэя. Я до сих пор играю песни UFO вживую, я посвящаю их им обоим».

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: