Найти в Дзене
ComDig | Urban Exploration

Подошли с дозиметром к «Джокеру»: Сколько фонит робот с крыши 4-го блока ЧАЭС?

Знаете ли вы, что глубоко в Чернобыльской зоне отчуждения, недалеко от села Буряковка, скрывается уникальная "братская могила" техники? Это – Буряковский отстойник. Все знают про Россоху – огромное кладбище техники под Чернобылем. Но мало кто слышал о Буряковском отстойнике. Что же это? Буряковский отстойник – это значительно меньшая по размеру площадка. Она в несколько раз компактнее той самой раскрученной и, кстати, уже почти не существующей Россохи (ее давно ликвидировали). Здесь, на Буряковке, техники тоже много. Той самой, оставшейся после чернобыльской катастрофы и зараженной после работы на ней ликвидаторов. В своей компактности. На этом скромном пятачке сосредоточена такая же история Чернобыля, но подается она более концентрированно, более "камерно". Здесь проще ощутить масштаб трагедии апреля 1986-го на небольшом пространстве. Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места. Представьте: чтобы увидеть его своими глазами
Оглавление

Знаете ли вы, что глубоко в Чернобыльской зоне отчуждения, недалеко от села Буряковка, скрывается уникальная "братская могила" техники? Это – Буряковский отстойник.

Буряковский отстойник: Маленькая, но интересная "сестра" грандиозной Россохи

Все знают про Россоху – огромное кладбище техники под Чернобылем. Но мало кто слышал о Буряковском отстойнике. Что же это?

Буряковский отстойник – это значительно меньшая по размеру площадка. Она в несколько раз компактнее той самой раскрученной и, кстати, уже почти не существующей Россохи (ее давно ликвидировали).

Здесь, на Буряковке, техники тоже много. Той самой, оставшейся после чернобыльской катастрофы и зараженной после работы на ней ликвидаторов.

Чем же Буряковка интереснее сейчас, особенно после исчезнувшей Россохи?

В своей компактности. На этом скромном пятачке сосредоточена такая же история Чернобыля, но подается она более концентрированно, более "камерно". Здесь проще ощутить масштаб трагедии апреля 1986-го на небольшом пространстве.

Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места.

Пробираемся сквозь Полесье

Представьте: чтобы увидеть его своими глазами, нам нужно пройти приблизительно 4 километра. Путь лежал от села Стечанка, мимо бескрайних, заросших полей, через небольшие островки старого хвойного леса. Это не туристическая тропа – это дорога в прошлое полная опасностей и неожиданностей. И вот, преодолев этот путь,мы оказываемся перед огромным скоплением машин разного модельного ряда. Картина потрясает воображение: здесь на вечной стоянке покоятся сотни единиц техники Грузовики, когда-то сновавшие по зараженным улицам Припяти, работающие вблизи аварийно 4-го энергоблока ЧАЭС. Автобусы, перевозившие людей. Даже грозные бронетранспортеры и вертолеты – все, что использовали ликвидаторы после страшной аварии на ЧАЭС в 1986 году как рабочую силу.

Село Стечанка. Путь на Буряковку.
Село Стечанка. Путь на Буряковку.

Когда реальность мощнее любого кино: Что чувствуешь на Буряковском отстойнике

Стоишь посреди этого невероятного зрелища – и чувствуешь, как эмоции захлестывают с головой. Это не просто «интересно» или «грустно». Это гораздо глубже. Воображение неумолимо разыгрывается перед нашим внутренним взором оживают кадры прошлого: Вот люди в защитных костюмах яростно трудятся за рычагами и баранками этих грузовиков и бульдозеров. Слышен грохот моторов, смятение первых дней и месяцев после катастрофы. А потом, словно в замедленной съемке, видишь, как одну за другой машины пригнали сюда – и бросили навсегда. Легко представить, как гигантская площадка Буряковки словно живое существо – с пугающей скоростью «проглатывала» радиоактивные машины. И вот тут понимаешь жесткую правду: такого зрелища не сыщешь ни в одном самом дорогом постапокалиптическом блокбастере. Таких пронзительных, невыдуманных образов не нарисует ни один художник-фантаст в иллюстрированной книге. Слова действительно бессильны. Размах этой трагедии, сила этого немого укора времени и радиации – впечатляет на физиологическом уровне. Мы не просто наблюдатели. Мы погружались в тот адский апрель 1986-го, стоя посреди ржавых останков БТР-ов, ЗИЛов, экипажи которых, боролись с последствиями вышедшего из под контроля мирного атома.

Техника в лесу.
Техника в лесу.

Кладбище машин в лесу

Наш путь к отстойнику пролегал не через обычный лес. Здесь вместо грибов и ягод выглядывали бронетранспортеры и кабины грузовиков. Да-да, не удивляйтесь.Военная и гражданская техника – та самая, которую вы уже видели на фото – врастала в чащу по обе стороны тропы, создавая сюрреалистичную прелюдию к главному зрелищу.

Техника в лесу.
Техника в лесу.

И вот мы выходим из леса на обширную бетонную площадку . И тут глаза просто разбегаются.

Особенная – и жуткая – категория: пожарные машины. Это наверняка те самые "первопроходцы", техника первых экипажей, что ринулись тушить пылающий 4-й энергоблок в страшную ночь 26 апреля. Дозиметр у их кабин зашкаливал, в то время как другие машины фонили лишь слегка. Таков непредсказуемый мир Зоны.

Техника на площадке Буряковского отстойника.
Техника на площадке Буряковского отстойника.

Но знаете, ради чего мы шли сюда сквозь этот железный лес? Конечно же, чтобы своими глазами увидеть легенду. Тот самый робот "Джокер" с грустной, почти нелепой судьбой. Увидеть его лично – отдельное и очень сильное впечатление.

Робот Джокер

Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС была сложной задачей. Одна из самых опасных – сбросить радиоактивный графит с крыши разрушенного 4-го энергоблока. Человек здесь был обречен. Решение? Роботы и луноходы.

Надеялись, что роботы заменят людей в самых грязных точках зоны. Но реальность оказалась жестокой.

Робота Джокера "заказало у немцев" советское руководство, но не учло главного: силу радиации. Ходят истории, что при заказе робота уровень опасного излучения просто "занизили". Результат стал предсказуем: недостаточно защищенный европейский робот "Джокер" вышел из строя практически сразу. Он намертво застрял прямо на куске того самого графита, который должен был убрать с крыши.

Робот Джокер и луноход.
Робот Джокер и луноход.

Рядом с "Джокером" лежит его антипод – советский луноход СТР-1.

Весь его каркас, рассчитанный для работы в космосе, сделан из прочнейшего титана. Он был одним из многих советских и импортных роботов, которые работали в эпицентре катастрофы. Чернобыль стал жесточайшим полигоном для проверки роботехники на живучесть и эта трагедия дала огромный толчок к созданию машин для самых экстремальных задач.

Подошли к Джокеру.

Замер уровня радиации

Фон у "Трака" оглушителен – цифры достигают 258 мкЗв/ч! Я даже удивился: думал, будет запредельно выше. Видимо, Джокера все же "хорошенько пытались отмыть", снизив уровень угрозы но ненамного. Титановый СТР-1 фонит куда скромнее – всего 28.3 мкЗв/ч. Похоже, титанового "лунника" радиация щадила больше, или его действительно эффективно дезактивировали.

Робот Джокер.
Робот Джокер.

Далее ,мы приступили к осмотру остальной техники, кучно разбросанной на площадке.

Статья создавалась с опорой на уникальные авторские фотографии, сделанные во время экспедиций в зону отчуждения в апреле 2018 года и мае 2019 года. Все снимки этого отстойника техники и робота "Джокера" уже были опубликованы на нашем канале и вызвали большой интерес аудитории. Материал прошел серьезную доработку — я дополнил его подробными описаниями, фактами и личными впечатлениями автора, что делает его более глубоким и информативным.

Спасибо за внимание!

Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!

ComDig | Urban Exploration | Дзен

Все наши материалы из Чернобыльской зоны отчуждения Вы можете посмотреть в подборке:

Чернобыльская зона отчуждения | ComDig | Urban Exploration | Дзен