В 2004 году музыканты давно исписавшейся канадской рок-группы Rush поднапряглись и выдали свой очередной сугубо рок-шедевр «Feedback». Правда, это был всего лишь альбом старых шлягеров других древних музыкантов, тем не менее, это альбом именно группы Rush, а не кого-то еще.
Я уже неоднократно писал о том, что мне очень нравятся кавер-альбомы от рок-групп, которые давно уже исписались, и годами, а то десятилетиями не могут выдать хотя бы завалящего шедеврика. Есть, конечно, исключения, которые могут нравиться только самым упёртым фанатам, но они очень редкие, как пример тут – Deep Purple «Turning to Crime» 2001 года. Неважный альбом, лучше бы «Темно-лиловые» не брались каверы играть, это не их тема.
На видео: рок-классические еще тогда Rush в 1975 году
Но в основном старые рок-киты меня никогда не подводили, когда выпускали альбомы с песнями, написанные давным-давно такими же гениальными композиторами. Даже самокаверы тут тоже почти всегда шикарны, например, от Scorpions («Comeblack», 2011 г.) или Whitesnake («The Purple Album», 2015 г.). Я таким альбомам всегда радуюсь, постоянно пишу на них рецензии, и у себя на канале даже сделал подборку «Cover albums» - кто хочет, может сходить в нее и порадоваться вместе со мной.
Итак, хочу рассказать о еще одном прекрасном каверном альбоме давным-давно исписавшейся рок-группы. Это альбом «Feedback» от бывших рок-китов Rush, и вышел он летом 2004 года. Надо сказать, что последний слушабельный студийный альбом у этой канадской группы вышел в далеком 1981 году, и назывался он «Moving Pictures». Правда, это был не чисто рок-альбом, а произведение чисто попсовое, но он все равно был хорош. Предыдущий, «Permanent Waves» 1980 года, кстати – то же самое. Очень хорошие альбомы, хоть и записанные в сильно облегченном, самом настоящем танцевальном стиле.
А перед ними был «концептуальный двойник», состоявший из альбомов «A Farewell to Kings» (1977 г.) и «Hemispheres» (1978 г.), но это был такой самоуглубленный прогрессив, местами на грани регги, фанка, джаза и даже фьюжна, что слушать его можно только в тишине с графином малинового рассола в руках. Тоже очень хорошие альбомы, возможно, лучшие в дискографии Rush, но только для тех, кто хорошо понимает, что такое самоуглубленный прогрессив и очень его любит.
А вот по-настоящему ударные диски группа наваяла в период с 1974 по 1976 годы – никакого тебе самоуглубления, чистый хард, а на последнем релизе – вообще металл. Это альбомы «Rush» (1974 г.), «Fly by Night» (1975 г.), «Caress of Steel» (1975 г.) и «2112» (1976 г.). Вот эти диски и есть истинный Rush, каким он задумывался музыкантами еще в начале 70-х. А все, что пошло после 1976 года – это всё «вариации на тему» в поисках того пути, который мог бы принести группе славу и богатство. Хард-рок доживал последние дни, потому приходилось извращаться, чтобы выжить, и «Раши» нашли прекрасный способ – забросить свои корни и плыть по течению.
Вот с 1976 года, когда перед выпуском «2112» группа чуть не развалилась от нищеты, решено было больше не рисковать, и «2112» стал последним задорным альбомом Rush. А дальше пошла музыка, которая в Америке и Европе в те годы котировалась больше всего, и как только группа сменила направление, то произошло буквальное чудо. Ее последующие альбомы стали пролазить даже в британские чарты, причем на просто шикарные позиции. Именно тогда «Раши» перестали быть «Рашами», а превратились в «Раш-2, второй сезон», под музыку которых отплясывали все танцполы всего мира.
Ну, и «Второй сезон» тоже стартанул неплохо, и даже эти диски сегодня считаются классикой, но вот то, что началось после 1981 года – это уже не та музыка, которую можно было ассоциировать с музыкой Rush образца 70-х годов. Даже когда в 90-е музыканты решили вернуться к своим стародавним корням – у них это получилось через пень колоду. Вроде как бы начался «старый тяжелый Rush», но все равно это было не то.
Было такое ощущение, что музыкантам музыка давным-давно надоела, и сочиняют новые песни они просто через силу. Единственное, что у них хорошо выходило – это играть свои старые хардо-металлические хиты 70-х на концертах. А так сама по себе группа Rush закончилась.
И тут вдруг, в 2004 году неожиданно появился такой небольшой диск группы на 8 песен, но менее чем на полчаса продолжительностью – «Feedback». Правда, песни на альбоме были чужими, но группа их исполнила так задорно, словно слушатель снова вернулся в 70-е годы, когда «Раши» зажигали не по децки. А что еще надо группе, которая почти четверть века не смогла сочинить ни одной зажигательной песни, а выпускала диски только по принципу «на тебе, Боже, что мене негоже»?
Но на этот раз музыканты наконец-то догадались, как сделать шикарный классический рок-альбом, для создания которого не пришлось бы чрезмерно напрягать свои заметно стершиеся творческие извилины. Они надергали всяких разных хитов стародавних лет и реализовали их в студии. Правда, почему-то у «Рашей» не хватило пороху сделать полноценный альбом хотя бы минут на 40, но они решили, что и этого хватит.
И эта пластинка и на самом деле хорошо выстрелила, и хоть в чартах она не добилась результатов своих «линейных» альбомов последних лет, но отстала от них совсем ненамного, особенно если учитывать, что это был не оригинальный релиз, а каверный, к тому же малоформатный. В любом случае критика отнеслась к этому творению «Рашей» если не восторженно, то максимально благостно. Вот приведу один комментарий по этому поводу, вырезанный мной из одного музыкального справочника под названием «Википедия»:
«…Rhapsody (Napster – американский музыкальный стриминговый сервис) высоко оценил мини-альбом, назвав его одним из своих любимых кавер-релизов. Обозреватель AllMusic Том Юрек назвал список композиций «потрясающим» и сказал: «Ни в одной из этих композиций нет ни капли пошлости. Слушатель испытывает невиданный ранее Rush»…
Вот видите, оказывается, в этом альбоме не обнаружилось ни капли пошлости, которой были переполнены все предыдущие релизы. А это только подтверждает мою версию о том, что наконец-то «Раши» выдали свой первый шедевр за предыдущие десятилетия.
И какой шедевр! Музыканты так обрадовались, что у них наконец-то получилось что-то путное, что организовали впечатляющий тур в поддержку альбома «Feedback». Правда, этот тур был приурочен к 30-летию выхода дебютного альбома Rush в 1974 году, тем не менее, для музыкантов в 2004 году звезды сложились как нельзя лучше.
А уже позже, записав два новых студийных альбома – «Snakes & Arrows» (2007 г.) и «Clockwork Angels» (2012), «Раши» наконец-то поняли, что больше им ничего не светит, а бесконечно выпускать кавер-альбомы просто не этично. Вот взяли они и прекратили существование такой знаковой группы Rush, хотя на тот момент им было всего по 60-ку каждому - самый возраст для занятий серьезной рок-музыкой.
Но вовремя сообразили наши три Маэстро, что всё, пора заканчивать. И закончили. Плохо это, или хорошо? Наверное, плохо, потому что, как я всегда утверждаю - «лучше такое, чем вообще никакое». С 2012 года «Раши» могли бы наваять еще с десяток долгоиграющих пластинок, и кто знает – может быть, у них сдуру взял бы да и получился какой-нибудь классический шедевр?
Впрочем, это тайна, покрытая мраком, завернутая в загадку, как выразился какой-то древний мудрец по совершенно другому поводу. Поэтому нам остается только принимать музыкальное наследие группы Rash таким, каким они его нам оставили. И альбом 2004 года «Feedback» можно смело включать в состав классики группы, которую, по большому счету они перестали создавать еще в далеком 1976 году.
Альбом «Feedback» записывался в марте и апреле 2004 года в студии Phase One, Торонто, Канада, вышел на лейбле Anthem 29 июня 2004 года, продюсеры – Дэвид Леонард и Rush.
1). Summertime Blues (3:43), песня из репертуара Эдди Кокрана и групп Blue Cheer и The Who.
2). Heart Full of Soul (2:52), The Yardbirds.
3). For What It's Worth (3:30), сочинил Стивен Стиллс для группы Buffalo Springfield.
4). The Seeker (3:27), The Who.
5). Mr. Soul (3:51), сочинил Нил Янг для группы Buffalo Springfield.
6). Seven and Seven Is (2:53), сочинение Артура Ли для группы Love.
7). Shapes of Things (3:16), The Yardbirds, The Jeff Beck Group.
8). Crossroads (3:27), Cream.
Время звучание диска - 27:08
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ: