Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Луи Армстронг – гениальный родоначальник рок-джаза, из которого потом вышел хард-рок, и не следует это путать с несчастным джаз-роком

Все прекрасно знают, что музыку джаз в том виде, в котором она существует сегодня, подарил миру именно Луи Армстронг. И можно сколь угодно долго рассказывать о том, что начало рок-музыке дали именно блюз и рок-н-ролл, но рок-джаз, на котором в основном базируется основная часть современной рок-музыки, включая прогрессив и хард, получил свое развитие именно благодаря стараниям такого музыкального гения XX века, как Луи Армстронг. Так что круг замыкается, и спорить тут абсолютно не о чем.

Louis Armstrong (1901-1971 гг.)
Louis Armstrong (1901-1971 гг.)

К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРАИВАЕТСЯ В БРАУЗЕР ЯНДЕКС И ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ».

Я никогда раньше не слушал джаз, а джаз-рок вообще воспринимал только как какую-то химеру, что-то наподобие кефира и соленых огурцов в одном желудке. Про чистый джаз, тем не менее, и речи не было, хотя я всю свою изнь слышал по телевизору всякие джазовые выкрутасы от разных исполнителей – от американских и до наших.

Но вот так случилось, что кроме одной-двух песен Луи Армстронга я с его творчеством вообще не был знаком. Ну не интересовался им даже по телевизору, хотя его имя в СССР лезло изо всех щелей еще со времен Хрущева и во многих аспектах стало даже нарицательным.

Однако наступил момент, когда мне пришлось сильно удивиться. Я тогда вовсю слушал таких рок-китов, как Пол Маккартни, Род Стюарт, Фредди Меркурий с «Квинами», и на всех их пластинках я всегда слышал тот или иной джаз. И этот джаз был вполне рокообразеым, если так можно выразиться – когда легкий, когда тяжелый, но эти рок-пластинки, на которых он появлялся, совсем не портил. В общем, это был вполне слушабельный для любого рокера рок-джаз, вспомните Queen «Ночь в опере» - типично джазовая пластинка, я не говорю уже про «День на скачках» и собственно альбом «Jazz» 1978 года.

Луи Армстронг в молодости
Луи Армстронг в молодости

А вот когда я слушал какой-то типичный «джаз-рок», то у меня было такое ощущение, что я и на самом деле запил соленые огурцы кефиром. Ни рока, ни джаза, а какая-то какофония, рассчитанная на обитателей палаты номер шесть.

Так я и понял, что рок-группы, которые играют джаз – они играют его прекрасно, а те джаз-группы, которые начинают лезть в рок – кроме остракизма ничего больше не вызывают.

И вот как-то мне попала в руки советская пластинка Луи Армстронга, выпущенная то ли в 1975, то ли в 1978 году фирмой «Мелодия». Ну, от нечего делать я кинул ее на иглу и сразу же удивился – чистый Фредди, Род или Пол, только с вокалом Армстронга.

Одна из пластинок Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"
Одна из пластинок Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"

Прекрасная музыка! Правда, ритм-секция оставляла желать лучшего, но экспрессия была чисто как в рок-музыке.

И я подумал – а так ли страшен джаз, как его малюют?

Короче, начал я потихоньку послушивать джаз, но он и на самом деле оказался страшен – чистый хард-рок, если, конечно, не ассоциировать его с рок-н-роллом. Ну, еще если отмести каких-то там джазовых маргиналов типа Эллы Фицджеральд или Фрэнка Синатры, то джаз вполне можно назвать предтечей классической рок-музыки, и особенно в этом деле постарались такие киты рок-джаза (не путать с джаз-роком!), как Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.

Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"
Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"

Но вершиной всего это айсберга, конечно же, оказался не кто иной, как Луи Армстронг, и спорить тут не о чем. Послушайте, какие крокодиловы слезы он льет в своих песнях – хоть развлекательных, хоть серьезных, - и сразу же вспомните Лемми Килмистера и Тони Макфи.

А кто скажет, что Килмистер и Макфм не были рокерами и не учились своему музыкальному мастерству у Луи Армстронга?

Никто не скажет, потому что всю свою творческую кальку они сняли с зачинателя рок-музыки Армстронга. То есть, я хочу сказать, что первым, кто начал воплощать типичные рок-мотивы посредством джаз-музыки, был именно Луи Армстронг, а все остальные его коллеги по рок-джазовому сектору были только лишь подражателями – хоть и гениальными, но до гения Армстронга они не дотягивали.

Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"
Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"

А вот такие гении, как Лемми Килмистер и Тони Макфи оказались достойными вершинами айсберга в разработанной Армстаронгом рок-музыке. Сам Луи не мог довести свои рок-начинания до логического конца, потому что просто не успел – он умер в 1971 году. Но еще лет за 10 до этого он из-за болезни бросил все свои творческие разработки на ниве утяжеления рок-джаза, которые позже подхватили англичане Cream, Deep Purple и еще многие гениальные и бездарные рок-группы, которые все вышли из творчества Армстронга.

Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"
Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"

Кстати, лучшие свои тяжелые рок-джазовые произведения Армстронг написал именно в Англии и Германии, где постоянно гастролировал начиная с 30-х годов, а во Франции и Италии он создал то, чем потом соблазнялись такие рок-легковесы, как Фредди, Пол и Род.

Однако я не собираюсь писать какие-то пространные научные труды по поводу того, как возник джаз и как он превратился в рок. Мой канал не аналитический, а скорее архивный, и я предпочитаю знакомить своих читателей с раритетными, а то и вовсе уникальными материалами по истории музыки, которые сегодня вообще нигде не найти днем с огнем.

Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"
Еще одна пластинка Луи Армстронга, выпущенная советской фирмой "Мелодия"

И одним из таких материалов является очерк о Луи Армстронге, который почти 30 лет назад появился в малотиражном журнале «Hi-Fi & Music». И пусть кто-то не найдет в этом очерке каких-то новых данных из биографии Армстронга, тем не менее он интересен сам по себе, потому что принадлежит перу человека, который развитие джаза и причастность к нему знаменитого чернокожего американца видел когда-то своими глазами, а не глазами авторов прочих трудов по рассматриваемому вопросу.

Обложка журнала «Hi-Fi & Music» за декабрь 1995 г. с очерком "Джазовая душа"
Обложка журнала «Hi-Fi & Music» за декабрь 1995 г. с очерком "Джазовая душа"

Журнал «Hi-Fi & Music», декабрь 1995 г.

ДЖАЗОВАЯ ДУША

ЛУИ АРМСТРОНГ

Автор: Ян Беляев

Когда произносится имя Великого Луи Армстронга (я не боюсь писать Великого), перед глазами встает образ чернокожего трубача с расплющенной верхней губой и хрипловатым голосом, поющего шуточные песни…

Louis Armstrong. Выходец из колыбели джаза – Нового Орлеана, он всегда гримасничал на сцене, шутил с публикой, называл себе не иначе как «развлекатель» и всегда преуменьшал значение собственной персоны, будучи, по сути, реформатором. Да и общее влияние на музыкальный мир в то время у Луи Армстронга, пожалуй, было самым сильным. Его работы стали базисом для карьеры многих сегодняшних звезд.

Луи Армстронг - подросток
Луи Армстронг - подросток

Основной вклад Армстронга в развитие музыки связан с его интерпретацией ритма, а ритм – душа джаза. Луи оказал сильное влияние на огромное количество всевозможных музыкальных течений, в том числе и рок, став в какой-то мере родоначальником этого стиля, за что мы должны быть ему только благодарны.

Он стал первым джазменом, «освоившим» свинг, ставя эксперименты в этом направлении вместе с Сиднеем Беше и «Джелли Роллом» Мортоном. В тридцатые годы он – один из первых покорителей Европы, где (в отличие от родины джаза – Америки) к этой музыке относились не как к развлекательному, преходящему эстрадному жанру, а давали высокую оценку, признавая настоящим искусством. Здесь Армстронга сравнивали с Равелем и Стравинским.

Одно из первых промо-фото Армстронга, середина 1920-х: он запечатлён ещё не с трубой, а с более архаичным корнетом
Одно из первых промо-фото Армстронга, середина 1920-х: он запечатлён ещё не с трубой, а с более архаичным корнетом

В тех же тридцатых Луи Армстронг – первый чернокожий актер, снявшийся в кино в главной роли и покоривший своим актерским дарованием зрителей. (За свою жизнь он сыграл более шестидесяти ролей). Для публики он и был именно таким, каким должен быть главный герой, - великим, неповторимым, гениальным…

Но как же это все случилось с ним, чернокожим мальчиком родом из грязного негритянского квартала? Ведь все что у него было – это слух и любовь к музыке.

Луи Армстронг со своей второй женой - пианисткой Лил Хардин, они поженились 4 февраля 1924 года. Лил Хардин помогла Армстронгу развить карьеру, но они развелись в 1938 году
Луи Армстронг со своей второй женой - пианисткой Лил Хардин, они поженились 4 февраля 1924 года. Лил Хардин помогла Армстронгу развить карьеру, но они развелись в 1938 году

Сам Луи Армстронг не очень любил вспоминать свое детство. Именно поэтому никто не сможет (кроме, наверное, самого Луи, унесшего эту тайну с собой в потусторонний мир) назвать точную дату его рождения. Оно и понятно, ведь в те времена считалось, что знать свой возраст чернокожим обитателям, проживающим в квартале Сторивилла в Новом Орлеане, просто ни к чему.

В гетто, где родился великий музыкант, царил дух воровства, жестокости и разврата. И эта клоака, это воплощение зла, этот монстр породил гения, творениями которого наслаждались самые пресыщенные эстеты всего мира, снобы, у которых чувство презрения вызывал один лишь вид людей, не умеющих правильно держать нож и вилку. А разве были столовые приборы у маленького Луи, и вообще знал ли он, что такое этикет?... Очень сомневаюсь…

Луи Армстронг, У. К. Хэнди и Джордж Авакян с мастер-лентой альбома «Louis Armstrong Plays W. C. Handy», 1954 г.
Луи Армстронг, У. К. Хэнди и Джордж Авакян с мастер-лентой альбома «Louis Armstrong Plays W. C. Handy», 1954 г.

Армстронг научился играть в тюремном приюте для малолетних преступников, где побывали почти все его друзья. Выйдя оттуда, он играет проституткам, заманивая для них клиентов. В государстве с жесточайшей расовой дискриминацией он был обречен только на такую жизнь.

Но судьба повернулась к нему лицом, и, когда Армстронгу было примерно семнадцать лет, пианист Флетчер Хендерсон вытащил его со «дна». У Луи появилась возможность реализовать себя, показать, на что он способен перед белыми людьми. Он стал играть в таких клубах, как «Коттон-клаб» и «Кентукки». Напомню, что в те времена для того чтобы выйти в люди, каждому «черному» необходим был свой «белый», который мог в любую минуту оградить негра от напастей, сказав что-то вроде: «Это мой черномазый, отвалите…». И у него появился такой менеджер – Джо Глейзер, которому Армстронг был безмерно благодарен и безропотно делал все, что Джо ему говорил.

Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд
Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд

Родившийся униженным, потомок черного раба, Луи так никогда и не смог почувствовать себя полноценным. Будучи уже признанным, он никак не мог раскрепоститься, не мог забыть, что есть и другой, жестокий мир, мир, из которого он вышел. Он всегда был настороже и практически никому полностью не доверял, даже тем людям, которых знал не один десяток лет. Но при этом ему удалось сохранить детскую непосредственность и огромную душу. На Пердидо-стрит, улице, где родился Армстронг, не умели скрывать своих чувств – Луи научился выплескивать их в музыке.

Его четвертая жена Люсилл, с которой Луи Армстронг прожил почти тридцать лет, вспоминает, как он, в возрасте сорока лет, проснувшись утром и увидев рождественскую елку, не отрываясь смотрел на нее с детской искренностью и восторгом. В его жизни это была первая рождественская елка, елка, которую наряжают раз в год в каждой полноценной семье, но только не в негритянском квартале Нового Орлеана во времена Армстронга.

Луи Армстронг. Фото не цветное, а оцвеченное
Луи Армстронг. Фото не цветное, а оцвеченное

Оказавшись явно не в своей тарелке среди «белых», он искренен только в творчестве. Может быть, только там он мог реализовать амбиции, которые вынужден был скрывать, чтобы выжить?.. В этом ли кроется разгадка гения?..

Мало кто из людей с его цветом кожи в то время умел читать либо писать, не говоря уже о нотной грамоте. Учились все сами по себе. Наверное, его учитель Питер Дэвис, из приюта «Джонса» для малолетних преступников, тоже владел музыкальным искусством по наитию, иначе бы он поставил игру Луи на трубе согласно всем музыкальным канонам, но этого не произошло. Армстронг был самоучкой, о чем свидетельствует его расплющенная верхняя губа. Иногда, во время долгих концертов он раздирал ее мундштуком до крови и не мог после этого выступать по несколько дней. Пожалуй, ни один трубач не относился к своим губам так безжалостно, как Луи Армстронг.

Луи Армстронг, самое популярное фото великого джазмена
Луи Армстронг, самое популярное фото великого джазмена

В музыке он изобретал велосипед, и у него получилась принципиально новая конструкция, создавшая огромные возможности для будущего и принесшая самому маэстро признание и славу. Вполне возможно, что Луи именно потому нашел новое звучание, что не был огражден никакими правилами исполнения.

Неудивительно, что когда Армстронг создал свой первый ансамбль «Hot Five», все музыканты в нем были из Нового Орлеана. Тромбонист «Кид» Ори из оркестра Оливера, лучший кларнетист того времени Джонни Доддс, несколько лет возглавлявший собственный ансамбль в чикагском клубе «Келлиз Стейблз» (соперничать с ним мог только Луи да царивший в то время в Европе Сидней Беше), ну и конечно, банджоист Джонни Сен-Сир, выступавший в клубе «Апекс».

Луи Армстронг с четвёртой женой Люсиль Уилсон. 1960-е. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти - с 1942 по 1971 гг.
Луи Армстронг с четвёртой женой Люсиль Уилсон. 1960-е. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти - с 1942 по 1971 гг.

Настоящее всемирное признание Армстронг получил в начале тридцатых годов, когда он гастролировал по Европе. И это было вполне естественно: положение негров там было относительно благоприятным, и, хотя они не могли подняться высоко по социальной лестнице, их все же не держали в положении полурабов, как это было на американском юге. Европа ценила искусство больше, чем расовую неприязнь. Например, в Англии Луи просто купался в любви поклонников, там он в полной мере мог наслаждаться жизнью и имел возможность общаться с белыми без всяких оговорок.

Абсолютная чистота тона, игровая мощь Армстронга, высокий темп исполнения, изящное звучание, украшенное неожиданными музыкальными ходами, - все это в Англии было названо критиками ИСКУССТВОМ, что приятно удивило Луи. Сам-то он считал, что его музыка – это всего лишь «развлекаловка» для приятного времяпровождения и всё…

Луи Армстронг в конце своей карьеры
Луи Армстронг в конце своей карьеры

На закате пятидесятых в Америке начались перемены. Учителям было дано указание принимать в школы чернокожих детей. Но не обошлось и без казусов: в Литл-Роке начались беспорядки. Именно в этот период один из журналистов, берущий у джазовой звезды – Луи Армстронга – очередное интервью, спросил, что он думает по этому поводу, и Луи, искренне переживающий за людей своего цвета кожи, бросил сгоряча: «Эйзенхауэру не хватает смелости, чтобы добиться соблюдения собственных законов. Правительство, которое так относится к моему народу, надо послать к чертям…» (Помните, «…Let my people go…»?). Журналист не упустил этого момента, и примерно под таким же заголовком вышла его статья на первой полосе на следующий день.

Резонанс был огромный, правительство бросило в Литл-Рок военные части для восстановления порядка. Таким образом, Армстронг стал еще и национальным героем, борцом за справедливость…

Человек не выбирает судьбу, судьба сама находит его. И, тем не менее, Луи Армстронг – выдающаяся личность двадцатого столетия – нашел свою судьбу в музыке и подарил миру джаз – самую легкую музыку на свете. Он всегда казался веселым и счастливым, похоронив в душе боль и тоску. Но внутренний мир этого человека можно познать сквозь палитру звуков его творчества. Луи Армстронг – музыкальный гений, артист, человек, подаривший людям хорошее настроение, наполнив добром наши души…

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Самая главная правда об изнанке Элвиса Пресли от официальной советской прессы в 1978 году

Барабанщик Элвиса Пресли Билл Линн рассказывает кое-что о своем шефе во время незапланированного интервью

Кто не любит Бьорк? Все любят, даже рокеры полюбят. Для этого надо сделать хороший сборник ее лучших песен и просто наслаждаться

Всем, кто любит Дэвида Боуи! Уникальная информация о его творческих свершениях и любовных похождениях из раритетного журнала

Эрик Клэптон – основатель хард-рока, но своё детище он не любил, предпочтя ему пресный блюз без всяких импровизаций