Найти тему
Без музыки совсем не то

Дебютный рок-альбом канадцев Rush, 1974 г. ~ первый удар, и сразу же посыпалась куча американского бабла

В 1973 году канадская рок-группа Rush, которая до этого более 5 лет оттачивала свое музыкальное мастерство в кабаках и школьных актовых залах, приступила к записи своего первого альбома «Rush». И не прошло полугода после его выпуска в 1974-м и начала раскрутки, как группе предложили контракт в 200 тысяч американских долларов, и альбом в итоге по всему миру разошелся тиражом более 1 миллиона экземпляров.

Альбом "Rush", 1974 г., первый канадский выпуск
Альбом "Rush", 1974 г., первый канадский выпуск

Канадская группа Rush – это, несомненно, явление в рок-музыке, хотя у нас, в СССР, это явление очень долго оставалось даже не на втором, а на третьем плане. Лично я услышал об этой группе еще в 1979-м, когда один мой товарищ на словах попытался рассказать мне даже не о музыке группы, а об ее антураже.

Например, он мне рассказал, что вокалист худой, как сопля, но вокал у него самый высокий из всех тогдашних вокалистов в рок-музыке. А вот сама музыка пролетела как-то мимо, то есть он посчитал, что она просто стандартна. Ну, и я не норовил эту группу послушать в оригинале, в те годы у нас было что слушать, новые релизы старых, хорошо известных рок-групп валились как из рога изобилия. К тому же не следует забывать, что для того, чтобы услышать что-то на самом деле новенькое, в 70-х нужно было платить полноценными советскими рублями – одних дружеских связей в меломанских кругах было мало. А у основной массы наших меломанов таких денег в карманах тогда не водилось.

На видео: выступление Rush в 1974 году, еще с Джоном Ратси на барабанах

Но когда я пришел из армии в самом конце 1982-го, многое изменилось. Rush стали известными и у нас, и они сделались гораздо более доступными. На меня свалилась огромная куча их альбомов, правда, первые были очень редкими и мне достались только в записях на магнитофонных лентах, а вот все, что было записано с 1980 года – это ходило по рукам в виде винила вполне свободно.

Таким образом первый альбом Rush. Который я услышал в то время – это был «Moving Pictures» 1981 года, и на наших «тучах» его было так много, что цена на него упала буквально до 40 рублей за фирменный диск. Для сравнения – «классический» альбом Rush «Fly by Night» (1975 г.) стоил рублей 70-80, да еще поискать надо было, причем очень долго. Даже самый крутой диск группы «2112» (1976 г.) – и тот был дешевле. Я думаю, что два этих «мультиплатиновых» альбома на Западе наштамповали так много, что наши моряки и прочие «загранкомандированные» имели возможность покупать их подешевле на тамошних барахолках по сниженным ценам, в отличие от чего-то старенького, которое быстро там выходило из моды.

Да-да, на Западе тоже были, есть и всегда будут барахолки, я сам в этом убедился, когда в 1980 году стал моряком загранплавания и порылся в немецких, испанских, австралийских и индийских «комиссионках» в поисках дешевых рок-пластинок, причем не только раритетов, но и самых новых релизов. Ведь в капстранах коллекционеры – явление редкое, и надоевшие купленные пластинки народ просто сносит туда, где за них он может получить хоть какую-то амортизацию. Но копаясь во всех этих развалах, я на Rush просто не обращал внимания, меня интересовала только классика – Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin, Queen и прочее подобное. А «Раши» пролетали мимо моего внимания как то, что как бы внимания и не заслуживает, в отличие от тех же Nazareth или Kiss.

На видео: Rush на концерте в Лос-Анджелесе 16 октября 1974 года. За барабанами уже сидит Нил Пирт

Но то дела давно минувших дней, а когда времена стали более современными, кое-что в моих музыкальных предпочтениях изменилось. Говоря о Rush, начинал я свое знакомство с самого популярного их альбома – «Moving Pictures». И, несмотря на то, что это был уже «волновой» период творчества группы, имевший очень мало общего с любыми мной хард-роком и прогрессивом, пластинка мне очень понравилась. Она сразу же стала буквально моей «настольной книгой», и, естественно, я стал интересоваться всем, что «Рашы» поназаписывали до этого и создали после этого.

В общем, 80-е – это период, когда группы «третьего уровня» 70-х у нас в СССР начали получать очень широкое признание. Классика Rush на «тучах» появлялась гораздо реже, чем классика тех же «Пёрплов» и «Зеппелинов», но оценивалась выше. И любители Rush имели гораздо более высокий статус, чем любители Black Sabbath, а тем более Sweet или Kiss. «Раш» - это музыка сугубо интеллектуальная, сродни Genesis и Yes, а потому группа быстро стала авторитетной, и отчасти даже культовой. Правда, все, что Rush начали делать в 80-х, чаще не одобрялось ее старыми фанатами, в числе которых уже был и я. И поэтому я более тщательно стал изучать старый, классический период группы.

Тройной альбом Rush "Archives", 1978 г., включивший в себя три первые пластинки группы. Сверху - передняя и задняя стороны конверта, внизу - часть "внутренностей"
Тройной альбом Rush "Archives", 1978 г., включивший в себя три первые пластинки группы. Сверху - передняя и задняя стороны конверта, внизу - часть "внутренностей"

Интересно, что первый альбом «Rush», вышедший в 1974-м, у нас обще был редкостью страшной и на «тучах» если и появлялся, то мало кого интересовал. Гораздо более популярным был тройной альбом «Archives», вышедший в 1978 году и представлявший собой комплект трех первых дисков группы – «Rush» (1974 г.), «Fly by Night» (1975 г.) и «Caress of Steel» (1975 г.). Этот альбом стал в США «платиновым», правда не так быстро, как остальные «платиновые» альбомы группы, тем не менее, он был очень популярным и на Западе, а потому и на наших «тучах» гулял в довольно заметных количествах. И цены на этот «тройник» были Божеские – не выше 100 рублей за «фирму», в основном американскую.

Три пластинки альбома Rush "Archives". Выпущены в 1978 году на канадском лейбле Anthem, который появился в результате переформатирования первоначального лейбла Moon Records
Три пластинки альбома Rush "Archives". Выпущены в 1978 году на канадском лейбле Anthem, который появился в результате переформатирования первоначального лейбла Moon Records

Именно в «Архивах» мне и попался первый альбом, также именно на них я впервые услышал и остальные два. Надо сказать, что альбом «Fly by Night», вышедший в феврале 1975-го, очень хорошо «выстрелил» в США и Канаде, получив в этих странах «платиновые» статусы (1 миллион и 100 тысяч проданных копий соответственно). А вот следующий – «Caress of Steel», который появился на прилавках в том же году, только осенью, почти провалился, до «платин» не дотянув примерно вдвое. Наверное, американцы и канадцы просто не успели переварить предыдущий шедевр, иначе и не объяснить этот неуспех альбома, который, по моему мнению, вышел не хуже, чем «Флай бай найт».

Ну, «Рашы» наверстали упущенное в 1976-м, когда выпустили эпохальный «2112», и который стал трижды «платиновым» в США, дважды – в Канаде (200 тысяч) и «золотым» в Англии (100 тысяч). Правда, главный коммерческий успех ждал Rush впереди, когда в 1981-м вышел упомянутый уже мной «Moving Pictures» (целых 5 «платин» в США и четыре – в Канаде). В Великобритании, правда, он «не пошел», заработав всего лишь «серебро» (немногим более 50 тысяч проданных копий), тем не менее, к тому времени Rush уже довольно хорошо котировались в Европе и были там одной из самых заметных рок-групп наряду со всеми непререкаемыми монстрами всех эпох.

Первые 8 альбомов Rush, которые я считаю наиболее интересными, несмотря на то, что классикой можно считать только первые 4, другие два (1977 и 1978 гг.) - прог-роковой предтечей к "новой волне", а последние два - это уже чистая "волна"
Первые 8 альбомов Rush, которые я считаю наиболее интересными, несмотря на то, что классикой можно считать только первые 4, другие два (1977 и 1978 гг.) - прог-роковой предтечей к "новой волне", а последние два - это уже чистая "волна"

Но возвращаемся к первому альбому группы под скромным названием «Rush». Признаюсь, я при первом с ним знакомстве его слушал плохо, потому что относился к нему предвзято из-за того, что по его поводу никаких восторгов не было вообще ни у кого из знакомых мне меломанов. Я никогда его не записывал на магнитофонную ленту, да и в мою виниловую коллекцию эта пластинка попала чуть ли не в самую последнюю очередь. Но когда я все же ее расслушал, мне стало непонятно, почему такой прекрасный альбом до сих пор не находится в числе фаворитов у любителей Rush их классического периода.

Объяснения всяких критиков, что музыка группы является прямым подражанием Led Zeppelin, можно не принимать во внимание. Прекрасно помню даже советские газеты (типа «Советская Россия» и прочее подобное) конца 70-х и начала 80-х, где подражателями «Зеппелинов» называли и Queen, но где сейчас «Квины», а где «Зеппелины»? Я имею в виду, что эти две группы давно уже стали классикой рока в одинаковой степени, несмотря на какие-то там подражания.

Вот так же и с Rush – да, они явно подражали LZ, причем очень высокий вокал Гедди Ли явно был пущен в ход, чтобы завоевать хотя бы часть поклонников Роберта Планта. Тем не менее, дебютный Альбом «Рашей» - уникален, хоть в нем и можно найти многое от Led Zeppelin. Причем это было вовсе не подражание, а просто попытка играть хоть отчасти в ключе своих знаменитых британских коллег, более популярных в Америке, чем у себя на родине. К тому же Rush практически сразу заиграли в прогрессиве, тогда как «Зеппелины» были чисто хардовой группой, правда, с очень многими своими далеко не хардовыми заморочками.

Rush таких «зеппелиновских» заморочек в основном не демонстрировали. У них был совсем другой ключ, который они проявили с самого первого своего альбома, и даже с тех кавер-версий, с которых начинали свою концертную деятельность.

Как группа, «Рашы» образовались под руководством гитариста Алекса Лайфсона в далеком 1968 году, но без Гедди Ли и Нила Пирта. Первым фронтменом был бас-гитарист Джефф Джонс, а барабанщиком – Джон Ратси. Но почти сразу же, то есть после первого концерта, Джонс свалил из группы по неведомой причине, и его заменил Гэри Вейнриб, который взял себе сценический псевдоним Гедди Ли.

В этом составе группа несколько лет выступала в небольших залах по всей Канаде, наигрывая в основном каверы на популярные песни, но потихоньку оттачивала и собственный материал. Какое-то время в группе играл и второй гитарист, и клавишник, а в какой-то момент Гедди Ли по какой-то причине выгнали, заменив другим фронтменом – Джо Перном. Но после того, как концерт с Перном провалился, Гедди Ли снова позвали обратно. Интересно, что тот провальный концерт Rush отыграли под названием Hadrian, возможно, потому, что «Рашы» уже конкретно ассоциировались с Гедди Ли, а какой-то там Перн публике и в страшном сне не снился.

Таким образом мы видим, что Гедди Ли был в группе с самого ее основания, и все концерты, кроме двух, начиная с 1968 года, были даны именно с ним. А раз так, то его с полным основанием можно назвать таким же основателем группы, как и Алекса Лайфсона. Кто сейчас помнит Джеффа Джонса и Джо Перна? Да и Джон Ратси тоже к группе Rush относится каким-то далеким боком, несмотря на то, что он был участником записи первых синглов группы и первого ее полноформатного альбома.

Сингл Rush "Not Fade Away / You Can't Fight It", вышедший в сентябре 1973 года
Сингл Rush "Not Fade Away / You Can't Fight It", вышедший в сентябре 1973 года

В общем, к 1973 году группа, получив довольно неплохую репутацию в музыкальном мире, в составе трио отправилась в Eastern Sound Studios в Торонто, где музыканты записали две песни для первого своего сингла. Главной был кавер на песню Бадди Холли «Not Fade Away», а второй (на оборотной стороне) стала песня собственного сочинения «You Can't Fight It». Вышел этот сингл в сентябре того же года на канадском лейбле Moon Records, который специально для этой записи создал менеджер Rush Рэй Дэнниелс, продав какую-то свою компанию – ни один другой лейбл не хотел издавать группу на дисках.

Сингл почти сразу же стал популярным в Канаде, добравшись до 88-го места в канадском чарте синглов. Это для первой записи группы, игравшей до этого в основном по барам и школьным актовым залам, было просто шикарно.

Таким образом Rush начали становиться популярными, хотя и не до такой степени, чтобы начать рубать бабло. Рэй Дэнниелс решил идти ва-банк и все вырученные от продажи сингла бабки пустил на производство полноценного альбома Rush. Песни для него записывались в другой студии Торонто - Toronto Sound, хотя некоторые композиции, записанные еще на Eastern Sound Studios, просто подверглись улучшению, но заново не перезаписывались. В целом альбом был записан к декабрю 1973-го, и вышел на Moon Records 1 марта 1974 года.

Альбом Rush, 1974 г., передняя и задняя стороны конверта
Альбом Rush, 1974 г., передняя и задняя стороны конверта

Сперва диск был выпущен малым тиражом в 3500 копий и быстро распродавшись, попал в канадские чарты рок-альбомов на 86-е место. Впрочем, Дэнниелс не успел допечатать альбом (а может, и успел, но нам об этом ничего не известно), так как он попал в поле зрения руководства американского лейбла Mercury, которое при посредничестве музыкального издательства A&R заключило с Rush контракт на 200 тысяч долларов (американских, а не канадских!). Случилось это в июне 1974 года, и тогда же был произведен полноценный тираж пластинки, вернее – тиражи, потому что альбом начали издавать по всему миру вплоть до Бразилии и Новой Зеландии.

Выпуски альбома Rush в 1974 году на канадском лейбле Moon Records, на американском Mercury и переиздание в 1977 году на новом канадском лейбле Anthem
Выпуски альбома Rush в 1974 году на канадском лейбле Moon Records, на американском Mercury и переиздание в 1977 году на новом канадском лейбле Anthem

Существует версия, что успех альбому в США принесла песня «Working Man», которая попала в плей-лист радиостанции в Кливленде (Огайо). И почти сразу же на студию пошло огромное количество звонков с вопросом, где можно купить сингл или альбом с этой песней. И те 3500 экземпляров, которые были выпущены в Канаде на Moon Records, якобы почти все были отосланы в Кливленд, где моментально ушли с прилавков уже не за канадские доллары, а за американские. Именно так Rush и заинтересовали гиганта Mercury, таким образом настоящая популярность группы началась именно в США, а не в ее родной Канаде.

Фрагмент задней части альбома Rush с указанием тогдашнего состава группы
Фрагмент задней части альбома Rush с указанием тогдашнего состава группы

Интересно, что барабанщик Джон Ратси, получив свою долю заработанных на альбоме денег, уже в конце июля 1974 года «спрыгнул с поезда», оставив группу без барабанщика. Правда, тут появляются всякие объяснения этому поступку, самое правдоподобное – у Ратси был диабет, и разгульная гастрольная жизнь его здоровье никак не улучшила бы, тем более, что ему нужно было часто посещать врача. Оно дело – играть на концертах в Торонто, а другое – мотаться в гастролях по всему миру. Короче, Ратси ушел, а его место после 4-дневных поисков был взят Нил Пирт, который играл в группе и писал все тексты для песен до самого последнего альбома группы, вышедшего в 2012 году. Умер Нил Пирт в январе 2020-го.

В общем, вышедший летом «американский» релиз альбома был очень успешным. Сегодня он в США и Канаде имеет «золотой» статус» (500 тысяч и 50 тысяч проданных копий соответственно). На него вошло 8 песен, хотя планировалось 10 – две первые композиции, вышедшие на сингле в 1973 году, так и остались «сингловыми» песнями, и входили только на сборники или CD-переиздания альбома.

Все песни на альбоме были написаны Алексом Лайфсоном и Гедди Ли, кроме №6 - ее написал Ли самолично.

Сторона 1:

1). Finding My Way (5:03) «Найти свой путь». Принципиально стандартная песня, именно эта стандартность меня всегда и смущала, когда я еще этот альбом не раскусил. И, таки да, в гитарных пассажах очень много от кумира Алекса Лайфсона – Джимми Пейджа. Тем не менее для «открывашки» - вполне годная вещь.

2). Need Some Love (2:16) «Нужна любовь». Ну, а это шедевр несомненный, как раз в стиле именно Rush, а никаких не Led Zeppelin, хотя, что уж греха таить – прикинув эту песню в репертуаре LZ, можно допустить, что она туда тоже прекрасно подходит, как по настроению, так и по технике гитарной игры.

3). Take a Friend (4:27) «Возьми друга». Да, и это тоже LZ, хотя и не совсем. Что-то от «Рашей» тут все же есть.

4). Here Again (7:30) «Снова здесь». Не люблю блюзы, но эта песня все же цепляет даже. Попытался представить, как ее спел бы Роберт Плант, и не смог. Все же это песня чисто «рашевская».

Сторона 2:

5). What You're Doing (4:19) «Что ты делаешь». И снова шедевр, и хоть аккорды чисто «зеппелиновские», но тут уже прекрасно слышен фирменный «рашевский» стиль – более плотный, почти металлический звук гитар и соло а-ля Aerosmith. Хотя «Аэросмитов» тоже многие критики обвиняли в сильном подражании «зеппелинам».

6). In the Mood (3:36) «В настроении». Какой-то металлический ритм-энд-блюз, навеянный, скорее всего, песнями ранних Aerosmith.

7). Before and After (5:33) «До и после». Песня из двух частей, судя по названию – первая часть ДО, а вторая – ПОСЛЕ. Первая - чисто «зеппелиновское» произведение, а второе – чисто «аэросмитовское». Только не могу понять, кто у кого стянул музыкальную идею. Впрочем, вторая часть почти что гениальна, я ее обожаю.

8). Working Man (7:07) «Рабочий человек». Ну, а это несомненный шедевр. Не хочу искать в нем корни LZ или Aerosmith. Это настоящее подражание ранним Black Sabbath, когда речь идет о куплетах, а длинная инструментальная психоделическая вставка внутри композиции мне очень сильно напомнила первый альбом UFO 1970 года.

Ну, в общем, даже невзирая на то, что первый альбом Rush в значительной степени состоит из подражаний другим рок-группам тех времен, тем не менее, этот альбом если и не гениальный или шедевральный, то очень и очень сильный. Конечно, в нем мало тех находок, которые «Рашы» продемонстрировали на следующих своих творениях, тем не менее, по 10-балльной шкале я запросто могу ему поставить оценку 30, или даже 50!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Geordie «Unreleased Tapes», 1973-1978 гг. – практически полноценный студийный альбом группы, достойный всяческого внимания

Queen «Live Killers» 1979 г. Долгожданный, мощный и убедительный. Один из концертных рок-шедевров 70-х

Aerosmith «Rocks», 1976 г. ~ очень сильная попытка стать плечом к плечу с «Лед Зеппелин» на американском рынке

Три дебютных альбома The Sweet, на которых в 1971-1973 гг. вышло всё, что группа записала для своего «первенца»

«Are You Experienced» Джими Хендрикса, 1967 г. – самый успешный дебютный альбом в истории рок-музыки