Найти в Дзене
еще одну серию

Море трупов и керамики (рецензия на дораму «Собачья жизнь»)

Бурное синее море, которое забирает и отдает, которое одновременно губит и дарит надежду. Затонувший корабль с сокровищами, который становится магнитом для авантюристов. Керамика, которая создается с помощью огня. Наказание огнем для тех, кто жаждет обладать награбленными артефактами. Притчево, органично, с азартом, с приключениями, с атмосферой, с криминалом, с проникновением в глубины человеческой жадности – «Собачья жизнь», «Низшая жизнь», «Криминальные элементы». Неканон для корейского малого экрана. Самая большая загадка, связанная с этой дорамой, вовсе не низкие рейтинги, как можно было подумать, а... их отсутствие. Она осталась практически незамеченной глобальным зрителем. Какие-то крохи удалось раскопать в корейских блогах, но на этом и все. Минимум комментариев, минимум мнений. Судя по всему, «Собачья жизнь» рискует остаться артефактом, затерянным на дорамном дне. А жаль. Рыбак обнаруживает у берегов Синана древние артефакты, и слухи о сокровищах моментально разлетаются по стр
Оглавление

Бурное синее море, которое забирает и отдает, которое одновременно губит и дарит надежду. Затонувший корабль с сокровищами, который становится магнитом для авантюристов. Керамика, которая создается с помощью огня. Наказание огнем для тех, кто жаждет обладать награбленными артефактами. Притчево, органично, с азартом, с приключениями, с атмосферой, с криминалом, с проникновением в глубины человеческой жадности – «Собачья жизнь», «Низшая жизнь», «Криминальные элементы».

Неканон для корейского малого экрана. Самая большая загадка, связанная с этой дорамой, вовсе не низкие рейтинги, как можно было подумать, а... их отсутствие. Она осталась практически незамеченной глобальным зрителем. Какие-то крохи удалось раскопать в корейских блогах, но на этом и все. Минимум комментариев, минимум мнений. Судя по всему, «Собачья жизнь» рискует остаться артефактом, затерянным на дорамном дне. А жаль.

Иллюстрация из вебтуна Юн Тэ Хо 파인
Иллюстрация из вебтуна Юн Тэ Хо 파인

О чем

Рыбак обнаруживает у берегов Синана древние артефакты, и слухи о сокровищах моментально разлетаются по стране. Среди охотников за кладом – О Хи Дон (Ян Се Чжон) и его дядя О Гван Сок (Рю Сын Рён), мелкие мошенники, видящие в сокровищах шанс на лучшую жизнь. Они собирают разношерстную команду: от коррумпированных полицейских до японских контрабандистов. Но чем ближе цель, тем сильнее разгорается война за добычу. Предательства, поджоги, убийства – никто не выйдет из этой гонки чистым.

-3

О героях и актерах

О Гван Сок (Рю Сын Рён) – дядя, который научил племянника воровать. Изворотливый хитрец, который сам оказался пешкой в игре богачей. Сын Рён играет своего героя без пафоса, принципиальная позиция Гван Сока в том, что выживает самый подлый, в остальном беспринципный, ради денег и с обрыва скинет.

О Гван Сок (Рю Сын Рён)
О Гван Сок (Рю Сын Рён)

О Хи Дон (Ян Се Чжон) – отчаянный и глупый юноша, наивность которого его же и спасает. Ян Се Чжон на этот раз сыграл грубого провинциала с просветами совести. Пусть роль не возвышенная и образ у него далек от романтического, но красоту не спрячешь.

О Хи Дон (Ян Се Чжон)
О Хи Дон (Ян Се Чжон)

Ян Чон Сук (Им Су Чжон) – расчетливая жена председателя, которая манипулирует всеми – начиная с мужа. Ее холодная улыбка и острые каблуки – оружие опаснее ножа.

Ян Чон Сук (Им Су Чжон)
Ян Чон Сук (Им Су Чжон)

Даже второстепенные персонажи получились такими уникальными в своем роде и харизматичными, что запоминаешь их сразу – и пьяницу На Дэ Сика (Ли Сан Джун), и трусливого полицейского Хон Ги (Ли Дон Хви), и других.

-7

О связи с вебтуном и реальной историей

Как мы можем судить по иллюстрациям, вебтун Юн Тэ Хо был на порядок мрачнее своего экранного воплощения. Устрашающие лица, коричнево-серо-сепийные тона, нуарная прорисовка. Напротив, «Собачья жизнь» вышла очень яркой, даже слепила. Вот эти все броские костюмы, кровавые сцены, голубое море – очень эффектно. Это было бескомпромиссно жестокое и удущающее зрелище. И такое грязное. Несмотря на красочность, под стать комиксу.

Иллюстрация из вебтуна Юн Тэ Хо 파인
Иллюстрация из вебтуна Юн Тэ Хо 파인

Расхождения с вебтуном (соответственно, спойлеры):

Оригинальный вебтун Юн Тэ Хо был на порядок циничнее, чем экранизация. В комиксе:

1. Хи Дон не просто потерял сокровища – он остался калекой и торгует газетами в нищете. Никак не сходится с финалом «Собачьей жизни», правда? Режиссер просто вовремя понял, что фанаты Ян Се Чжона такого конца для его героя не простят.

2. Ян Чон Сук разбивается в грузовике, в то время как в дораме ее судьба неясна, хотя с 99%-ной уверенностью можно сказать, что муж с ней разобрался без шума.

3. Им Чон Чхоль – второстепенный трус, а в сериале он обретает трагичность.

И, надо сказать, финал вебтуна выглядит на порядок сильнее. Хи Дон не заслуживал однозначного хэппи-энда. Давайте не будем забывать, что он и черный грабитель, и плохого тоже немало сделал. Демонстрация его нищей жизни была бы лучшим финалом. Здесь же он у нас настоящий щеголь, еще и костюмчик прикупил. История, в которой даже выжившие теряют все, как-то честнее.

-9

Что происходило у берегов Синана в 1970-х гг. на самом деле?

В 1975 г. в сетях рыбака случайно оказалась реликвия с затонувшего корабля XIV века. До официальных раскопок (1976–1984 гг.) сотни предметов были украдены черными копателями. Воры нанимали водолазов, давали взятки полиции – как в дораме. В результате работы археологов под водой были найдены различные артефакты и реликвии (керамика, селадон, белый фарфор, монеты, домашняя утварь и т. д.) – всего около 28 тысяч. Эти находки дали возможность специалистам с помощью новых фактов пересмотреть историю обмена и торговли между Китаем, Кореей и Японией в древние времена.

-10
«Именно в этих водах к западу от Чундо, перед деревней Панчхукри (방축리), с давних времен передается история: "Однажды в старые времена здесь затонул большой корабль". Это память о корабле Синан (신안선). То, что эта история долгое время передавалась из уст в уста среди жителей деревни, говорит о том, что кто-то видел, как корабль Синан погружался под воду. Однако лишь в виде слухов...»

Расхождения с реальностью

Реальные артефакты Синана стали музейными экспонатами, а в дораме они в большинстве своем уничтожаются, остальное распродается с выручкой по мелочи. А все вместе это выглядит как метафора недостижимой мечты, ради которой герои потеряли все. Как притча о том, что жажда наживы уничтожает даже память.

«В конце концов, керамика вернулась на прежнее место. Со дна моря прямо в землю».

В дораме гиперболизирован факт ущерба для национальной культуры, «черные грабители» не смогли бы украсть так много из глубин за такое короткое время. При этом с художественной точки зрения этот ход был необходим для того, чтобы обеспечить ощущение презрения к алчным аферистам и продажным чиновникам, в игре которых реликвии стали разменной монетой.

О всепоглощающей жадности

В «Собачьей жизни» нет ни одного персонажа, способного на бескорыстный поступок. Жадность для них – единственный закон выживания.

С первой серии нам показывают героев, живущих по принципу поклонения «золотому тельцу». Хи Дон сызмальства учится воровать, это не наказывается, а поощряется его дядей. Освободившись из тюрьмы, Гван Сок тут же втягивается в авантюру с сокровищами. Преступление для них норма. Альтернатив нет – честный труд для лузеров.

-11

Здесь нет драмы в межличностных отношениях героев и персонажей. Все они объединяются ради общего дела, но между ними нет ни сплоченности, ни доверия. Каждый раз, когда возникает угроза, один готов предать другого без единого сомнения. Керамика волнует их больше жизни / смерти других людей. Корабль горит – первыми спасают не людей, а награбленные реликвии. Об этом сообщается «наверх» – та же история. И в этом всем тоже нет драмы. Это просто повседневность зла, оно здесь буднично, а не пафосно.

-12

Отрицательные герои – не только сельские бедняки. Вся система погрязла в этом. Полицейские берут взятки и закрывают глаза на убийства. Бизнесмены вроде председателя Чона создают музеи, чтобы отмывать артефакты. Простые рыбаки становятся убийцами из-за одной вазы.

Об атмосфере и погружении в историю

Режиссер Кан Юн Сон не приукрашивает эпоху: разбитые дороги, потрепанные костюмы, акценты провинциалов. Да, акценты, особенно высоко корейцы оценили реалистичную передачу местного колорита, такие естественные диалоги персонажей на диалекте. И музыка – смесь блюза и традиционных корейских мотивов – усиливает ощущение времени. Это все создает ситуацию полного погружения в сюжет. И все благодаря одной атмосфере, над которой так хорошо поработали создатели дорамы.

-13

Помимо этого, несмотря на то что доверия и сочувствия герои не вызывают, каждый из них гонится за своей мечтой и целью, шагая по головам, но с каким же напряжением наблюдаешь за подводными сценами. Подготовка к погружению, прикручивание массивного водолазного шлема, страх аферистов перед морскими глубинами. И в тот момент, когда огромный корабль застывает перед героями. И в тот момент, когда есть угроза декомпрессии. И в тот момент, когда начинается шторм. Ты просто не отрываешься от экрана. В этом плане так крут пост о дораме из соцсети x:

«Это выглядит так, будто астронавт обнаружил что-то огромное на Луне (но только под водой)»
-14

За что дораму не любят?

Диалоговое кино без морализаторства не для всех? Возможно. Видимо, часть зрителей ожидала что-то крутое и динамичное, между тем как дорама строится преимущественно на разговорах, намеках, психологических манипуляциях. Грязный реализм пугает? Да, это не классическая вещь, в которой зло наказано и добро торжествует. Здесь все остаются проигравшими. Но... так им и надо. Все мерзкие? Некому сопереживать? Да, даже Хи Дон, у которого был потенциал, ближе к финалу заматерел и стал циником. Но создатели и не пытались играть в драму на «пожалейку». Они просто показывали негодяев, гниющих заживо и пробивающих дно дна, а затем дали нам увидеть, к чему это приводит. И все.

Итоги

Они все омерзительны. Расходимся.

Шучу. На самом деле, дораму не стоит рекомендовать всем. Раньше я и сама обходила стороной вещи без видимой морали и ощутимой драмы. В «Собачьей жизни» это осталось за кадром. Нам показали: 1) жизнь опустившихся, безнадежных и без шанса на исправление животных; 2) то, к чему их это все закономерно привело. Да, морали нет. Но притчевость присутствует.

P. S. И еще раз очень жаль, что финал из вебтуна отбраковали. Это сделало бы дораму на порядок сильнее.

___

Рецензии на недавно вышедшие дорамы:

___

Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться, поставить палец вверх и нажать на колокольчик, потому что «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.