Найти в Дзене
Записки воспитателя

Подготовка к школе своими силами. Возможно ли?

Подготовить ребёнка к школе самостоятельно возможно, но важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и сочетать развитие интеллекта, творческих способностей и речи, а также психологическую подготовку. Не нужно торопиться с занятиями, особенно если ребёнок не проявляет интереса к каким-то из них. Лучше найти подход, который сделает обучение интересным и увлекательным. Систематическую подготовку к школе рекомендуется начинать в возрасте 5–6 лет, примерно за год до поступления в первый класс. В этот период дети достаточно зрелые психологически, чтобы воспринимать учебный материал, но ещё сохраняют интерес к новым знаниям.  Однако подготовка в широком смысле начинается раньше: с 3–4 лет можно развивать у ребёнка логическое мышление, мелкую моторику, речь через игровые занятия.  Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Некоторым детям требуется больше времени для адаптации к новым условиям, поэтому подготовку лучше планировать на 1,5–2 года. Другие усваивают материал быст
Оглавление

Подготовить ребёнка к школе самостоятельно возможно, но важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и сочетать развитие интеллекта, творческих способностей и речи, а также психологическую подготовку. Не нужно торопиться с занятиями, особенно если ребёнок не проявляет интереса к каким-то из них. Лучше найти подход, который сделает обучение интересным и увлекательным.

Интеллектуальное развитие

  • Использовать развивающие игры, головоломки, лабиринты, пазлы. Важно сформировать у ребёнка интерес к познанию, не перегружая его учебными заданиями.
  • Регулярно читать книги, обсуждать прочитанное, учить стихи, загадывать загадки — всё это развивает мышление.
  • Включать обучение в повседневные дела: например, гуляя в парке, можно посчитать встретившихся голубей, а разбирая бельё после стирки, разложить одежду по цветам или наименованиям.

Творчество

  • Создать условия для творчества: выделить место, где ребёнок сможет рисовать, лепить или мастерить, подготовить материалы (краски, карандаши, пластилин, бумагу, клей, ножницы).
  • Поощрять эксперименты: разрешить пробовать новое, не критиковать, хвалить за усилия.
  • Использовать разные виды творчества: рисование, лепка, аппликации, конструирование, музыка.

Речь

  • Вовлекать ребёнка в активную беседу: задавать ему вопросы и терпеливо ждать понятных, продуманных ответов.
  • Использовать игры для развития речи: например, «Кто что делает?» (показывать карточки с действиями, спрашивать, что делает изображённый на картинке герой), «Назови предмет» (попросить перечислить, что есть в комнате или на улице).
  • Читать сказки, стихи и песенки — когда взрослый читает или рассказывает их, ребёнок старается запомнить и повторить слова.

Психология

  • Формировать положительную мотивацию к обучению. Рассказывать ребёнку о школе интересно, но без приукрашивания, избегать фраз типа «вот пойдешь в школу — там тебя научат» или угроз, связанных со школой.
  • Работать над развитием эмоциональной сферы ребёнка: учить его распознавать и называть свои чувства, справляться с негативными эмоциями социально приемлемыми способами.
  • Формировать самостоятельность и ответственность: давать ребёнку посильные домашние обязанности, учить планировать свои действия и доводить начатое до конца.
  • За несколько недель до начала учебного года снизить тревожность ребёнка: вместе посетить школу, показать класс, познакомить с учителем, если возможно.

Систематическую подготовку к школе рекомендуется начинать в возрасте 5–6 лет, примерно за год до поступления в первый класс. В этот период дети достаточно зрелые психологически, чтобы воспринимать учебный материал, но ещё сохраняют интерес к новым знаниям. 

Однако подготовка в широком смысле начинается раньше: с 3–4 лет можно развивать у ребёнка логическое мышление, мелкую моторику, речь через игровые занятия. 

Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Некоторым детям требуется больше времени для адаптации к новым условиям, поэтому подготовку лучше планировать на 1,5–2 года. Другие усваивают материал быстрее и могут подготовиться за 6–8 месяцев.

Интенсивность занятий должна нарастать постепенно: в 5 лет достаточно 2–3 занятий в неделю по 20–25 минут, а ближе к школе можно увеличить время до 35 минут и добавить ещё 1–2 занятия, приближаясь к школьному режиму. 

Что я делала для подготовки своих сыновей к школе?

За год до школы дважды в неделю, по вечерам учила сыновей читать, знакомила с буквами, цифрами и простыми задачами, готовили руку для письма. У нас было по 3 занятия за вечер: чтение, письмо, математика, минут по 25. Но мне позволяло время, было желание и интерес. В статьях ниже пособия, которые я использовала👇

Если вы понимаете, что сами не готовы заниматься, можно привлечь репетитора или записать ребёнка на курсы подготовки к школе. Главное — чтобы ребёнок привык к формату обучения и понял, что учёба может быть интересной.