Найти в Дзене
Записки воспитателя

Обучение чтению. Шаг 1

Как учитель начальных классов в прошлом, воспитатель и мама двоих детей в настоящем, сразу скажу, что любой родитель может сам научить своего ребёнка читать (если у ребёнка нет серьёзных проблем с логопедией и других отклонений). Но! Важно соблюдать несколько простых правил. От взрослого потребуется много терпения, регулярность занятий и свободные 20-30 минут (не стоит отвлекаться на телефон, уборку и т.д.). Если вы понимаете, что не готовы, не заставляйте себя - ничего хорошего из этого не получится. Вы будете раздражаться по любому поводу, ребёнок будет нервничать. Как итог - у ребёнка может возникнуть стойкое нежелание дальнейшего обучения. Если вы понимаете, что готовы самостоятельно заниматься с ребёнком, нужно теперь посмотреть на самого ребёнка: готов ли он? Ещё я сделала пустой плакат под будущий алфавит (скрепила несколько листов А4 и разлиновала фломастером), повесила его на стену и распечатала буквы. Мы в него вклеивали каждую выученную букву. Детям это нравилось. Можно с
Оглавление

Как учитель начальных классов в прошлом, воспитатель и мама двоих детей в настоящем, сразу скажу, что любой родитель может сам научить своего ребёнка читать (если у ребёнка нет серьёзных проблем с логопедией и других отклонений). Но! Важно соблюдать несколько простых правил.

В первую очередь, родителю нужно спросить себя: готов ли он это делать?

От взрослого потребуется много терпения, регулярность занятий и свободные 20-30 минут (не стоит отвлекаться на телефон, уборку и т.д.). Если вы понимаете, что не готовы, не заставляйте себя - ничего хорошего из этого не получится. Вы будете раздражаться по любому поводу, ребёнок будет нервничать. Как итог - у ребёнка может возникнуть стойкое нежелание дальнейшего обучения.

Если вы понимаете, что готовы самостоятельно заниматься с ребёнком, нужно теперь посмотреть на самого ребёнка: готов ли он?

Признаки готовности ребёнка:

  • возраст 5-6 лет (по моему опыту это самый благоприятный период. Возможны отклонения в ту или другую сторону, но это бывает редко). С моим старшим ребенком мы начали заниматься в 5 лет. Младший был готов только к 6 годам. С 5 лет мы с ним пробовали брать буквы, но не шло. Я не торопила, ждала, когда мозг дозреет.
  • отсутствие логопедических проблем. То есть речь ребёнка должна быть развита, все звуки поставлены. Если есть отклонения - очень желательно сначала их устранить с помощью логопеда. К 5 годам у младшего сына не было звука "р". Мы сначала решили эту проблему со специалистом, а потом начали пробовать учиться читать.
  • желание самого ребёнка. Это очень важный пункт! Без желания самого ребёнка все усилия будут напрасны. Нужно попробовать его заинтересовать. Например, можно ввести систему поощрений: завести красивый блокнот, купить понравившиеся наклейки. За 1 выученную букву - 1 наклейка в блокнот.

Ещё я сделала пустой плакат под будущий алфавит (скрепила несколько листов А4 и разлиновала фломастером), повесила его на стену и распечатала буквы. Мы в него вклеивали каждую выученную букву. Детям это нравилось. Можно сюда же вклеивать картинки с изображением предметов на новую букву.

Также я купила плакат с алфавитом и повесила его на дверь. Ребёнок в любое время мог подойти и проверит себя. Особенно детям нравилось показывать свои знания всем домашним и гостям. Плакат нужно покупать именно для дошкольников, с картинками и печатными буквами! Хорошо, если гласные буквы будут напечатаны красным цветом, согласные - другим.

Вот такой плакат у меня
Вот такой плакат у меня

Ещё можно купить "Магнитную азбуку". У нас она жила на холодильнике. Ребёнок пробовал собирать слова из знакомых букв.

Магнитная азбука
Магнитная азбука

Вам нужно определиться, по какой методике вы будете заниматься. Какие книги или другие пособия вам нужны.

Пожалуйста, внимательно прочитайте рекомендации авторов. Это действительно важно! Неправильное обучение хуже, чем отсутствие обучения. Переучить детей в дальнейшем будет сложнее, чем научить заново. Например, при изучении согласных букв нужно называть их, как звуки: "с" а не "эс", " м", а не "эм". Если называть буквы правильно, это создаст в дальнейшем сложности при чтении.

Своих детей я учила по " Букварю" Н. С. Жуковой и рекомендую его своим знакомым и родителям ребят в саду. Прекрасное пособие, грамотное и понятное. В нём на первой странице есть обращение к родителям. Если выполнять эти простые рекомендации, результат не заставит себя долго ждать.

-3

Теперь нужно определиться с местом и временем для занятий.

Место может быть любое - и стол, и диван. Важно, чтобы вам никто не мешал: родственники, телевизор, телефон. Время может быть любое, удобное именно для вас и вашего ребёнка. Это может быть и выходной, и будний день. Утреннее или вечернее время. Своих детей я учила в районе 20-20.30. Нам так было удобно и комфортно обоим.

Сколько по времени должно быть занятие?

Начинать можно с 10 минут, постепенно увеличивая до 20 - 25 минут. Если ребёнок устаёт раньше - заканчивайте раньше. Ориентир - ваш ребёнок, смотрите только на него, не пытайтесь ни с кем сравнивать. Все дети разные, со своим темпом - это нормально.

Сколько букв можно выучить за 1 раз?

Я советую брать по 1 букве. Если вы понимаете, что ребёнок плохо запомнил букву, значит в следующий раз снова берете её. Не стоит брать новую букву, пока ребёнок не выучит предыдущую: и произношение, и узнавание по внешнему виду.

Как часто можно заниматься?

Я советую не чаще 2-3 раз в неделю. Ребёнку нужно время, чтобы усвоить информацию. Если поторопиться - у ребёнка в голове всё перепутается и придётся возвращаться на несколько шагов назад.

Стоит ли заставлять детей заниматься?

Ни в коем случае! Только договариваться. В дошкольном возрасте дети учатся через игру, уроки - это уже в школе. Можно попробовать подключить к вашим занятиям любимые игрушки ребёнка. Пробуйте, экспериментируйте, всё в ваших руках.

Соблюдайте эти простые советы, и у вас всё получится! Желаю успеха!

А вы учите/учили своего ребёнка читать? Поделитесь своим опытом.