Найти в Дзене
Записки воспитателя

Обучение чтению. Шаг 2

Первый важный этап пройдён - ваш ребёнок научился читать. Начало здесь 👇 Теперь встаёт вопрос: какие книги выбрать, чтобы закрепить полученный навык? Это не только облегчит чтение ребёнку, но и снизит нагрузку на глаза.  Чем темнее, ярче или пестрее фон, тем сложнее читать - это отвлекает и рассеивает внимание. с небольшим текстом на странице, чтобы ребёнок не успел устать. В первое время не стоит брать длинные рассказы, оставьте их на то время, когда ребёнок сможет более-менее бегло читать. Для ребёнка чтение - огромная работа, которая требует много сил и внимания. Ведь помимо складывания букв в слова, нужно ещё и понять смысл прочитанного. Обязательно задайте несколько вопросов по прочитанному. Если ребёнок не понял, о чем только что прочитал - попробуйте перечитать ещё раз. Вместе рассмотрите иллюстрации. Если снова возникли трудности - отложите занятие до следующего раза. Они помогают ребёнку лучше понять сюжет и увлечься чтением. Яркие иллюстрации, изображающие
Оглавление

Первый важный этап пройдён - ваш ребёнок научился читать. Начало здесь 👇

Теперь встаёт вопрос: какие книги выбрать, чтобы закрепить полученный навык?

Серия книг "Читаем после букваря"
Серия книг "Читаем после букваря"

При выборе книг после букваря стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Текст должен быть напечатан крупным шрифтом.

Это не только облегчит чтение ребёнку, но и снизит нагрузку на глаза. 

  • Приветствуется белый фон.

Чем темнее, ярче или пестрее фон, тем сложнее читать - это отвлекает и рассеивает внимание.

  • Рассказы должны быть короткими 

с небольшим текстом на странице, чтобы ребёнок не успел устать. В первое время не стоит брать длинные рассказы, оставьте их на то время, когда ребёнок сможет более-менее бегло читать. Для ребёнка чтение - огромная работа, которая требует много сил и внимания. Ведь помимо складывания букв в слова, нужно ещё и понять смысл прочитанного. Обязательно задайте несколько вопросов по прочитанному. Если ребёнок не понял, о чем только что прочитал - попробуйте перечитать ещё раз. Вместе рассмотрите иллюстрации. Если снова возникли трудности - отложите занятие до следующего раза.

  • В книге обязательно должны присутствовать качественные, приятные иллюстрации

Они помогают ребёнку лучше понять сюжет и увлечься чтением. Яркие иллюстрации, изображающие героев, могут привлечь внимание ребят и помочь им полюбить чтение.

  • Лучше выбирать тонкие книжки.

Ребёнку будет удобнее держать и работать с книгой. А ещё они быстро заканчиваются и поскорее можно будет взять новую книжку. Я выбираю на этом этапе книги приблизительно формата А4. В меньшем формате на странице помещается слишком мало текста, напечатанного крупными буквами - это не очень удобно для чтения, ведь на странице ещё есть и иллюстрации. Приходится часто перелистывать страницы, что отвлекает от чтения.

  • Сюжет должен быть интересным.

Чтение должно быть в удовольствие и приносить радость.  Можно предположить ребёнку выбрать книгу для чтения самостоятельно. Посмотрев несколько книг в магазине, он сам выберет то, что показалось ему наиболее интересным.  Если во время чтения вы понимаете, что книга ребенка не заинтересовала - замените её, а эту отложите на некоторое время.

Со своими детьми я сначала попробовала читать книгу Н. С. Жуковой (по букварю которой учила детей) "Первая после букваря книга для чтения". Но для дошкольников она точно сложновата. Да и не для всех первоклашек подойдет как первая книга.

-2

Здесь есть небольшие художественные рассказы, сказки, стихи, естественно-научные статьи. Шрифт крупный для небольших произведений, и более мелкий - для длинных статей. Иллюстраций не так много, как хотелось бы. Они некрупные, не очень яркие. Как первую книгу её точно не рекомендую.

-3

Тогда я купила книги из серии "Читаем после букваря". Они меня устроили по всем критериям. Начинали мы с коротких рассказов на 1 разворот.

-4

-5

По мере улучшения чтения брали рассказы на всю книгу. Читали по 2-3 страницы за 1 раз. Ориентировались на время, отведённое на занятие или усталость ребёнка. Перед тем, как читать продолжение истории вспоминали, что читали в предыдущий раз. Обязательно спрашивала, о чем прочитали. При затруднении задавала наводящие вопросы: про кого читали? Что он сделал? Что было потом? и т.д.

До школы толстые книги с обычным шрифтом не покупала.

В серии книг, которую покупала я, слова не разделены на слоги. Есть такие, где все слова написаны через чёрточки.

Здесь разделены на слоги только сложные слова
Здесь разделены на слоги только сложные слова

У нас такие книги не пошли - это сбивало детей. Мы сразу брали со сплошными словами. Но такие книги - тоже рабочий вариант. Единственное - не советую слишком долго на них задерживаться. Дети привыкают к этому и потом им сложнее перейти на сплошные слова. Как только дети начинают быстро читать разделённые слова - переходите на слитное написание.

Ещё раз повторюсь, что не нужно торопиться при освоении навыков чтения. Это процесс не быстрый, требует от родителей много терпения. Для детей это тоже сложно, требует много сил и внимания. Если устали вы или ребёнок - закончите занятие раньше - в этом нет ничего страшного. Не нужно пробовать увеличивать время занятий. Максимум для старшего дошкольника - это 30 минут.

Если следовать этим простым правилам, процесс закрепления навыков чтения будет не только полезным, но и приятным!

А ваш ребёнок любит читать?