Найти в Дзене
Право на качество

Новые права и обязанности абонентов и операторов мобильной связи

С 1 августа 2025 года и с 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в сфере мобильной связи. Что можно и что нельзя, у кого прав стало больше? С 1 августа 2025 года Абонент вправе направить оператору подвижной радиотелефонной связи – так красиво в законе называются знакомые нам Билайн, Мегафон и иже с ними, - отказ от получения рассылки. (Ст.44.1 пункт 1) Эта же статья предусматривает, что нельзя это сделать «от чистого сердца, простыми словами»: для направления такого отказа оператору предусматривается порядок, и он должен быть установлен Правительством РФ. Порядка такого на дату выхода статьи нет, однако право направить отказ от рассылок это не отменяет. Направляем отказы в порядке хаоса. Вобщем, как обычные обращения граждан в организации. Как привыкли. Далее скорее всего согласуют специальный порядок для таких случаев и направление отказа СМС-ками и тому подобным способом. Оператор связи в таком случае обязан прекратить рассылку абоненту. За игнорирование такого отказа можн
Оглавление

С 1 августа 2025 года и с 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в сфере мобильной связи. Что можно и что нельзя, у кого прав стало больше?

Иллюстрация канала «Право на качество» Автор Лозовая И.Н. Хобби юриста
Иллюстрация канала «Право на качество» Автор Лозовая И.Н. Хобби юриста

Отказ от рассылок

С 1 августа 2025 года Абонент вправе направить оператору подвижной радиотелефонной связи – так красиво в законе называются знакомые нам Билайн, Мегафон и иже с ними, - отказ от получения рассылки. (Ст.44.1 пункт 1)

Эта же статья предусматривает, что нельзя это сделать «от чистого сердца, простыми словами»: для направления такого отказа оператору предусматривается порядок, и он должен быть установлен Правительством РФ.

Порядка такого на дату выхода статьи нет, однако право направить отказ от рассылок это не отменяет. Направляем отказы в порядке хаоса. Вобщем, как обычные обращения граждан в организации. Как привыкли. Далее скорее всего согласуют специальный порядок для таких случаев и направление отказа СМС-ками и тому подобным способом.

Оператор связи в таком случае обязан прекратить рассылку абоненту.

За игнорирование такого отказа можно привлечь по статье КОАП. Жалобы принимает Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Жалуйтесь правильно.

Жалуемся правильно: защищаем права потребителя | Право на качество | Дзен

Ограничений «навешали» и на абонентов – потребителей услуг связи

Наши законодатели трудолюбивы и одним пунктом в ст.44-1 не ограничились. Следующие изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.

Ограничение прав абонентов

Абоненту запрещается предавать сим-ку с номером. Есть перечень исключительных лиц, которым можно передавать свой абонентский номер, он строго ограничен пп. 9-10 ст. 45 – это родные и близкие: супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры. Правительство РФ может расширить этот перечень. А может и не расширять. Кого забыли в этом перечне, кому еще обычно передают номер в пользование?

В списке нет «гражданского» мужа и жены. Семейный кодекс их не признает, поэтому бдите, пока Правительство список не расширило, Роскомнадор со штрафами не дремлет. Может ли оштрафовать Роспотребнадзор абонента? Как бы почему бы и нет. Или почему бы и да? Кто за и кто против? Примеры в студию!

Обращаю внимание, что речь идет об абонентском номере, а не физической симке, то есть нельзя передать и e-sim

Немного приятностей

В случае, если вы говорите по телефону, смс не должно приходить во время разговора. Только после того, как закончите разговор. Кого это сделает счастливым - ставьте смайлик в комментариях.

В случае, если отправка указанного короткого текстового сообщения осуществляется в момент телефонного соединения, указанное короткое текстовое сообщение передается на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) только после окончания данного телефонного соединения.

Также с 1 сентября операторы связи станут определять бизнес-номера, чтобы пользователи знали, кто им звонит. Особенно с рассылками и массовыми вызовами. Коллекторы, например, и банки. С предложениями. То есть, если инициатор любого телефонного вызова - компания или ИП, то оператор передаст на устройство пользователя данные о том, кто звонит. Ну по крайней мере, обязан.

Самозапрет на услуги связи

С 1 сентября 2025 года гражданин вправе запретить оформление договоров об оказании услуг мобильной связи. Сделать это можно будет через Госуслуги или в МФЦ.

Я живу давно и у меня богатая фантазия, но я не могу вообразить ситуацию, в которой понадобился самозапрет на услуги связи.

Возможно, для тех людей, которые не могут отказать менеджеру по продажам в выгодной акции типа «купи какую-нибудь хрень и получи 5 симок в подарок». «И закинь по 300 рублей на каждую. На эту сумму уменьшим стоимость товара». Проблема, наверное, в том, что в случае брака стоимость товара вам вернут по чеку, а стоимость услуг связи добровольно не возвращают. Но неудачные покупки так редки.

Какие ещё варианты, товарищи, зачем самозапрет на заключение договоров услуг связи, как думаете?

Ставьте 👍, так статья распространится быстрее и ее прочитает большее количество народа.

Права туриста | Право на качество | Дзен