"Теперь август, вечера становятся сыры. Вы делаете продолжительные
прогулки — это прекрасно, ничто так не поддерживает здоровья, как свежий
воздух и моцион": писал в "Обрыве" Иван Гончаров.
Вот и наступил последний месяц лета, самый плодородный месяц в году. Давайте полюбуемся на то, как запечатлели август в живописи наши художники. Специально для вас, дорогие читатели канала, подборка из шести полотен на августовскую тематику.
"Жатва"
Картина Александра Семёновича Егорнова “Жатва” была создана в 1889 году. Произведение получилось весьма живописное, воспевающее сельский труд. Работа написана с вниманием к свету, пространству и настроению летнего дня.
На переднем плане изображено пшеничное поле после жатвы: скошенные
колосья, сложенные снопы, телега с вещами. Несколько крестьянок отдыхают
на траве, одна из женщин держит в руках охапку снопов, другая сидит
рядом с ребёнком. Их позы естественны, лишены напряжения. Художник
показывает краткий момент передышки посреди рабочего дня.
Центральное место в композиции занимает высокое небо, занятое
величественными облаками, словно нависающими над землёй, но не
угрожающими, а наоборот, они усиливают ощущение широты, покоя и глубины.
Свет солнца, пробивающийся сквозь облака, мягко заливает всё вокруг:
стога, траву, платки на головах женщин, телегу.
Вдали виднеются купола церкви, как символ крестьянского уклада,
неразрывной связи с землёй и верой. Пространство картины строится с
особым мастерством: зрителю открывается панорама, будто он сам стоит на
краю поля, глядя на оживленную сцену внизу.
“Жатва” это не только бытовая сцена, но и гимн земле и труду, гармонии
человека и природы. Картина дышит покоем, согрета светом и любовью к
родному пейзажу. Егорнов показывает крестьян не как изнуренных работой
людей, а как часть большого природного цикла, в котором есть место
труду, отдыху и красоте.
Картина находится в Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Ярославская область.
“Поле”
Картина Владимира Дмитриевича Вучичевича-Сибирского "Поле" была написана в 1891 году.
Тонкая и поэтичная живописная медитация о просторе, тишине и
естественном ритме природы. Здесь нет людей, нет сцены труда или отдыха,
нет действия, а есть только пейзаж, и в этом заключается его особая
выразительность.
Перед зрителем бескрайнее русское поле, раскинувшееся под высоким,
дышащим облаками небом. Мягко закругляющаяся просёлочная дорога уходит
вдаль, увлекая взгляд к горизонту, где на холме виднеется одинокая
постройка. Возможно, мельница или сторожка. Это единственный знак
присутствия человека, тонкий намек на его соразмерность природному
пространству.
Ветер чуть касается колосьев и чувствуется их зыбкое движение, переливы
охристо-золотых оттенков сменяются бледно-зелёными, подчеркивая
разнообразие природы, её скромное великолепие. Два дерева слева, словно
сторожа на границе между землёй и небом, между близостью и
бесконечностью.
Небо занимает почти половину композиции, драматично насыщенное, с
густыми облаками, которые будто несут в себе дыхание грядущего дождя или
вечернего успокоения. Свет прорывается сквозь них полосами, озаряя
поле, словно давая ему благословение.
Произведение находится в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.
"Колхозный базар"
Картина "Колхозный базар" была написана в 1936 году Федотом Васильевичем Сычковым.
Яркое и жизнерадостное полотно, насыщенное движением, светом и
праздничным настроением.
В центре композиции девушка в белой цветастой рубахе и алом платке, с
оживленной улыбкой на лице. Она держит в руках спелые помидоры,
обращаясь с шутливым азартом к мужчине-покупателю. Ее взгляд полон
теплоты и заигрывания, а вот мужчина переглядывается с ее соседкой в синем платке.
За прилавком горы сочных овощей и фруктов: багровые и желтые помидоры,
зелёные и розовые яблоки, корзины, полные урожая. Всё сверкает и
переливается в мягком, рассеянном свете. Так художник передаёт изобилие и
щедрость сельской земли.
Вокруг героев множество лиц, женщин в ярких сарафанах и платках, детей,
покупателей, прохожих. Все они вовлечены в движение базара: кто-то
улыбается, кто-то торгуется, кто-то просто наблюдает. В глубине видны
телеги с лошадьми, палатки, ряды с товарами, разноцветные ткани. Здесь
всё дышит жизнью и радостью.
Сычков мастерски передаёт настроение общего праздника, характерное для
его творчества. Несмотря на официальное название и идеологический
контекст эпохи, в картине чувствуется не агитация, а любовь к простым
людям, к их быту, нарядам, к самой жизни. Это не соцреализм в строгом
смысле, а скорее продолжение традиции народного искусства — с яркой
палитрой, эмоциональной теплотой и подчеркнутой декоративностью.
Картина находится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи.
"Августовский вечер. Последний луч. Лигачево"
Картина "Августовский вечер. Последний луч. Лигачево" принадлежит кисти Константина Фёдоровича Юона. Работа была создана в 1948 году.
На полотне изображена веранда старинного деревянного дома, залитая
мягким, тёплым светом уходящего дня. Солнечные лучи проникают сквозь
открытые окна, ложатся на пол золотистыми полосами, пробегают по
деревянным стенам, скользят по спинкам стульев. Кажется, само
пространство дышит покоем, тишиной, прозрачной вечерней грустью.
В центре круглый стол, накрытый белой скатертью. На нем стоит самовар,
чашки с блюдцами, книги, ваза с огромным букетом августовских цветов:
желтых, розовых, чуть увядающих, как сама пора. Всё готово к чаепитию,
но людей нет: их отсутствие не пустота, а знак присутствия, их голоса
ещё звучат в воздухе, в этих лучах, в полутени, падающей от окна.
Через раскрытые окна виден зелёный сад: густой, сочный, но уже чуть
усталый от лета. Вся природа, как и дом, пронизана ощущением
завершенности, полного покоя. Юон с поразительной тонкостью передает это
состояние на грани дня и вечера, лета и осени, света и тени, жизни и ее
мимолетного отражения в вещах.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
"Августовский вечер"
Еще один "Августовский вечер" изображен на полотне Александра Михайловича Каманина. Картина была написана в 1965 году. Теплый, наполненный светом и ностальгией взгляд на русскую деревенскую жизнь, как будто пойманный в миг, который вот-вот исчезнет, но останется в памяти как нечто вечное.
На холсте изображен тихий вечер в деревне, где жизнь течёт неспешно,
размеренно, в согласии с природой. В центре композиции крутой берег,
поросший травой, кустарниками и рыжеватыми пятнами земли, спускающийся к
воде. По берегу раскиданы лодки, мосток ведёт через речку — по нему
идут люди: женщина в белом, дети. Это не просто фигуры, а пульс
деревенской жизни, ее дыхание.
На другом берегу, на холме, уютно расположились деревенские дома. Они
тёплые, светлые, с соломенными крышами и деревянными стенами, в
окружении высоких берёз. Солнце, хотя уже низко, всё ещё освещает
склоны, крыши, воду, в которой отражается вечернее небо, деревья, дома.
Эти отражения будто удваивают ощущение спокойствия и тишины.
Пейзаж Каманина лишён нарочитой декоративности: он живой, подлинный.
Здесь нет пафоса, но есть любовь к земле, к людям, к уходящему дню.
Картина наполнена мягким золотистым светом августа, когда природа на
мгновение замирает перед осенью.
Произведение находится в Центре туризма "Русские крылья".
"Море в августе"
И, напоследок, "Море в августе", созданное Павлом Сергеевичем Аниськиным в 1983 году.
Живописный этюд, написанный в манере свободного, почти
импрессионистического мазка, передающий хрупкое очарование летнего дня
на южном побережье. В ней нет избыточных деталей, всё построено на
ощущении, свете, воздухе и тихой, знойной полноте момента.
На переднем плане галька, серая, блестящая, живая. Художник не
прописывает каждый камешек, но создаёт их эффект через движение кисти,
через вибрацию цвета. Люди на пляже словно растворяются в этом пейзаже:
отдыхающие на полотенцах, играющие дети, плавающие в море фигуры,
вписанные в природу, становятся ее продолжением.
Цветовая палитра картины построена на контрасте насыщенной, почти
изумрудной морской воды и легкого, сияющего голубого неба. Небо написано
широкими, энергичными мазками, как будто воздух сам движется по
полотну. Справа — белый дом, солнцем выжженный до слепящей белизны, с
зеленью и силуэтами кипарисов — он придает композиции ощущение южной
теплоты, напоминает о Крыме или Кавказском побережье.
Несмотря на небольшие размеры картины, в ней чувствуется масштаб жизни:
августовский отдых, последний жаркий месяц перед осенью, когда море
особенно густое, небо особенно прозрачное, а человеческое присутствие не
нарушает природы, а дополняет её.
Картина находится в Пензенской областной картинной галерее им. К.А. Савицкого.
Понравились картины? Что более всего?
Спасибо за внимание. Буду благодарна вашим лайкам.