Перемирие 11 ноября 1918 года было более чем долгожданным после четырех лет резни и отчаяния, но, к сожалению, принесло с собой огромную волну безработицы и погрузило страну в экономическую депрессию. Особенно сильно пострадала авиационная промышленность, поскольку почти все контракты на военное производство были внезапно расторгнуты, а те, что сохранились, а их было немного, были резко сокращены.
Перспективы развития гражданского рынка также не просматривались, поскольку оставался в силе запрет на все полеты гражданской авиации. В результате значительную часть работников отрасли пришлось уволить. Хьюберт Скотт-Пейн был полон решимости сохранить компанию Supermarine в авиастроительной отрасли и предпринял незамедлительные шаги, чтобы обеспечить будущее компании.
Во-первых, он пригласил Джеймса Берда, бывшего регионального сотрудника Адмиралтейства, курировавшего производство самолетов в районе Большого Саутгемптона, инвестировать в компанию и войти в совет директоров – предложение, которое тот принял. Джеймс Берд, квалифицированный военно-морской кораблестроитель, установил хорошие связи в военном ведомстве и правительственных министерствах и поэтому занял свое место в лондонском офисе компании, чтобы облегчить взаимодействие.
Во-вторых, Хьюберт Скотт-Пейн выкупил у министерства по цене, немного превышающей цену материалов, небольшое количество излишних и неиспользуемых летающих лодок AD Flying Boat, две незавершенные летающие лодки N1b Baby, а также некоторое количество узлов и запасных частей. В-третьих, Скотт-Пейн разработал планы проведению коммерческих и развлекательных полетов вокруг южного побережья Великобритании, с намерением немедленно эти планы реализовать как только возобновятся гражданские полеты. Полеты должны были выполняться на немного модифицированных летающих лодках AD Flying Boat, пилотировать которые должны были несколько нанятых бывших пилотов RNAS. В-четвертых, Скотт-Пейн официально выделил в качестве нового подразделения ту часть компании, которая была ответственна за изготовление небольших катеров и посыльных судов.
И, наконец, Хьюберт Скотт-Пейн маркетинговый альянс с бизнесменом и членом парламента Аланом Бургойном (Alan Burgoyne), чтобы помочь продавать самолеты на зарубежных рынках и производить кузова для планируемого Бургойном автомобильного предприятия. Вдобавок ко всему, Скотт-Пейн быстро подал заявки на ряд патентов, касавшихся модификаций, которые инженеры компании Supermarine внесли в методы изготовления корпусов конструкции Линтона Хоупа (также запатентованных Хоупом после окончания войны), и других аспектов конструкции летающих лодок.
С другой стороны, заведующий конструкторским бюро Сесил Ричардсон уволился в середине 1918 года, а главный конструктор Уильям Харгривз последовал его примеру год спустя, что значительно ослабило конструкторский отдел. Скотт-Пейн искал замену обоим, а также дал объявление о поиске конструктора, знакомого с расчетом напряжений.
Название компании Supermarine и сфера ее деятельности были практически неизвестны за пределами Саутгемптона и Адмиралтейства, поэтому для компании было важно привлечь к себе внимание. Была выпущена брошюра под названием «“Supermarine” Летающие лодки и гидросамолеты»; в данной брошюре описывалась работа, проделанная компанией во время войны, и излагались планы на ближайшее будущее. Хотя в основном в брошюре были описаны только работы, проделанные компанией в годы войны, кое-где чувствовался легкий привкус преувеличений в стиле Биллингса. Также в качестве первого шага по привлечению клиентов в брошюру были включены описание переделки в гражданский вариант летающей лодки AD Flying Boat, которой теперь было присвоено наименование Channel, и экземпляры моторных катеров, предлагавшихся Морским подразделением.
В ключевой части брошюры вновь говорилось о намерении компании изготовить
«мореходный корпус, который будет летать»,
и даже выражалось некоторое удивление тем, что во время войны
«несмотря на то, что политика компании была направлена на создание летающих лодок, ей было поручена разработка поплавкового гидросамолета.»
В конце лета 1919 года Хьюберту Скотт-Пейну представились две идеальные возможности для продвижения продукции компании. Правительственные ограничения на гражданские полеты были, наконец, сняты в июле, что позволило Скотт-Пейну внести десять летающих лодок Supermarine Channel в гражданский регистр и начать коммерческие полеты под флагом компании Supermarine Transport Company. Летающие лодки AD Flying Boat потребовали минимальных изменений для превращения их в Supermarine Channel. В основном эти изменения касались внутреннего пространства передней части корпуса: сиденье пилота и органы управления были перенесены назад, чтобы в носовой части разместить три откидных сиденья для пассажиров. На регате в Каусе, которая состоялась в начале августа, компания продавала билеты экскурсионные полеты и несколько дней спустя открыла скромную регулярную авиалинию между Саутгемптоном и Каусом на острове Уайт, за которой последовало открытие второго маршрута в Борнмут. Было также несколько чартерных полетов в порты на северном побережье Франции. Утверждение Хьюберта Скотт-Пейна, что это была первая в мире коммерческая эксплуатация летающих лодок вызывает споры, но, безусловно, компания Supermarine была в авангарде.
В сентябре Королевский аэроклуб (Royal Aero Club – RAeC) провел ежегодные шнейдеровские гонки. В последних предвоенных гонках победу одержал Говард Пикстон на поплавковом гидросамолете Sopwith Tabloid, а затем в 1915 году из-за боевых действий гонки на Кубок Шнейдера были приостановлены. Клубом была проложена гоночная трасса в Борнмутском заливе, в который было легко добраться из завода компании Supermarine, и Скотт-Пейн сообщил организаторам конкурса о своем намерении подать заявку на место в британской команде из трех самолетов.
Компания Napier представила двигатель Lion, и новый гоночный самолет компании Supermarine, названный Sea Lion, был, скорее всего, быстрой и простой адаптацией незавершенной третьей летающей лодки Baby, N61; у компании было слишком мало ресурсов чтобы выставить для участия в гонках совершенно новый самолет. Летающей лодке Sea Lion пришлось отстаивать свое место в команде, соревнуясь с гидросамолетом, заявленным компанией Avro. Хотя скорость обеих машин была сопоставимой, превосходная управляемость на воде летающей лодки Sea Lion принесла место компании Supermarine.
До Борнмута Sea Lion сопровождали две Channel, которые использовались командой поддержки и участвовали в увеселительных полетах для развлечения зрителей и получения небольшого дополнительного дохода. Хьюберт Скотт-Пейн договорился, чтобы на борта гоночной машины и на одной из летающих лодок Channel была нанесена белыми буквами высотой два фута (0,61 м) надпись «SUPERMARINE». На бумаге летающая лодка Sea Lion могла бы стать серьезным претендентом на победу в гонках, но туман и устроенная RAeC неразбериха превратили гонки в фарс. В о время гонок пилот машины компании Supermarine был вынужден совершить посадку на воду чтобы сориентироваться. В время взлета летающая лодка Sea Lion столкнулась с подводным объектом, получила пробоину и впоследствии затонула. До конца гоночную трассу смог пройти только один гидросамолет – Savoia S.13. Однако впоследствии было установлено, что даже эта летающая лодка пропускала по одному указателю поворота на каждом круге и была дисквалифицирована, в результате чего все соревнование было объявлено недействительным. После соревнований все команды высказали много критики
Выпущенная в 1919 году брошюра о деятельности компании Supermarine была дополнена статьей, состоявшей из двух частей и ранее опубликованной в журнале «The Aeroplane». Данная статья служила рекламой других новых типов самолетов, предлагаемых компанией Supermarine. Type A была одномоторной одноместной летающей лодкой с высокими летными характеристиками, которая, скорее всего, была создана на основе незавершенного третьей летающей лодки N1b Baby и которая затем участвовала в шнейдеровских гонках под наименованием Sea Lion. Вероятно, предполагалось, что Type A будет оснащен двигателем Hispano и будет развивать максимальную скорость 130 миль в час (209 км/ч).
Type B представляла собой совершенно новую двухмоторную трехместную летающую лодку, предназначенную для учебных целей. Профиль носовой части ее корпуса, предназначенный для отвода брызг от кабины пилотов и похожий на используемый в Sea Lion альтернативный вариант носовой части летающей лодки N1b Baby, был запатентован. Силовая установка состояла из двух трехцилиндровых двигателя воздушного охлаждения Cosmos Lucifer, позволявших самолету развивать максимальную скорость 90 миль в час (145 км/ч). Type C представлял собой летающую лодку Channel, оснащенную 160-сильным двигателем Beardmore.
В то время как компания была готова принимать заказы на все три машины прямо с чертежной доски, в также упоминался, но не был проиллюстрирован Type D – дальняя почтовая и коммерческая летающая лодка-триплан, способная перевозить 24 пассажиров и груз почты. Салон был оборудован сиденья, обращенные внутрь и расположенные по обе стороны широкого центрального прохода. Расчетная крейсерская скорость составляла 98 миль в час (158 км/ч), а продолжительность полета четыре часа, что давало дальность полета около 350 миль (563 км). Type D должен был быть оснащен тремя новыми девятицилиндровыми двигателями Cosmos Jupiter с воздушным охлаждением или 12-цилиндровыми двигателями Napier Lion (broad arrow; собственность британского правительства) с водяным охлаждением.
В статье проект был назван «Dolphin Type», хотя на самом деле это название не фигурирует ни на одном из чертежей компании Supermarine. В декабре была разработана уменьшенная версия этого проекта, получившая название «Shark Type». По всей видимости это был первый проект, подписанный Реджинальдом Митчеллом. «Shark Type» должен был быть оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Eagle и мог перевозить 18 пассажиров. Также рассматривалось переоборудование в военный вариант с пятью оборонительными позициями и торпедными мостами под консолями крыла. Данный проект дал начало цепочке взаимосвязанных программ, работы по которым будут продолжаться в течение нескольких лет.
Тот факт, что в 1919 году многие авиастроительные компании решили разрабатывать проекты крупных, а в некоторых случаях и чрезвычайно крупных гражданских летающих лодок, является признаком высочайшего оптимизма и устремлений. Фактически проект компании Supermarine выглядел реалистично по сравнению с некоторыми другими проектами. Так, например, летающая лодка Phoenix P.6 Pulex должна была оснащаться восемью двигателями, объединенными в группы по четыре, для приведения в действие двух гигантских пропеллеров. Цельнометаллическая летающая лодка Vickers Vigilant должна была быть оснащена восемью двигателями, соединенными ы четыре группы, вращавшие четыре тянущих пропеллера. Компания Gosport намеревалась изготовить гражданскую версию Felixstowe Fury – крупнейшей на тот момент летающей лодки в мире, а компания Short Brothers имела проект двухкорпусной летающей лодки, которая была разработана для полетов через Атлантику.
Ни один из проектов летающих лодок-трипланов, разработанных в компании Supermarine, не продвинулся далее первоначальных компоновочных схем и макетов. Вероятно, целью разработки проекта была демонстрация амбиций и возможностей нежели немедленный выход на рынок гражданской авиации.
И вот 1919 год подошел к концу. Компании Supermarine удалось продержаться в течение года, но ее будущее все еще было далеко не безоблачным.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉