Воспитание детей — это один из самых ответственных и сложных процессов в жизни родителей. Каждый из нас хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, счастливым и успешным.
— Я же его не бью, разве этого недостаточно? - недоумевают порой родители.
Однако, к сожалению, иногда мы неосознанно можем формировать детям разрушительные модели поведения, которые могут негативно сказаться на их психическом здоровье. Одним из таких явлений являются шизофреногенные паттерны.
Шизофреногенные паттерны — это противоречивые послания, которые родители могут неосознанно передавать своим детям. Эти сообщения создают внутренний конфликт, который может привести к серьёзным последствиям, включая развитие психических расстройств, таких как шизофрения. Важно понимать, что такие паттерны могут проявляться в повседневных взаимодействиях и в том, как мы выражаем свои чувства и ожидания.
1. Двойные послания
Двойное послание (double bind) — это особая форма коммуникативной ловушки, при которой человек получает противоречивые сообщения одновременно. Это ситуация, когда слова и действия не совпадают, создавая для получателя неразрешимый конфликт.
— Мам, а можно я сам выберу, в какой кружок пойду? — осторожно спросил восьмилетний Саша.
— Нет, дорогой, — улыбнулась мама. — Ты ещё слишком мал, чтобы принимать такие решения. Я уже поговорила с учительницей, и она посоветовала тебе записаться на шахматы. Это развивает логику.
Вечером Саша собирал портфель в школу, но не мог найти тетрадь. Мама очень разозлилась:
— Как можно быть таким несамостоятельным?! — возмущалась она. — В твоём возрасте уже нужно уметь справляться с такими вещами! Ищи тетрадь сам!
Когда портфель наконец был собран, мама снова вмешалась:
— Нет, не так! Учебники нужно класть в определённом порядке. Дай, я покажу.
Мальчик молча наблюдал, как мама перекладывает его вещи.
2. Противоречивые требования
Противоречивые требования — это ситуация, когда ребёнку предъявляются взаимоисключающие ожидания и правила поведения.
В небольшой квартире за столом сидел двенадцатилетний Миша и делал домашнее задание. Его мама, Марина, нервно ходила по комнате, поглядывая на часы.
— Мишенька, — ласково начала она, — ты уже два часа сидишь над этой задачей. Я же вижу, как ты стараешься. Может, поможешь мне на кухне? Ужин сам себя не приготовит.
Миша поднял глаза от тетради.
— Мам, но я ещё не решил…
— Ну что ты, родной, — улыбнулась Марина, — я же сказала, что вижу твои старания. Пойдём, поможешь маме. А задачу потом доделаешь.
Через полчаса, когда Миша вернулся к урокам, мама уже была не в духе.
— Почему ты не можешь сосредоточиться? — раздражённо спросила она. — Весь вечер отвлекаешься, а потом ноешь, что не успеваешь. Я же говорила тебе заниматься!
Миша растерянно смотрел на мать.
— Но ты же сама позвала меня помогать…
— Не перечь матери! — повысила голос Марина. — Сказал А — говори Б. Раз взялся за дело, доводи до конца.
3. Манипуляция любовью
Манипуляция любовью — это форма эмоционального контроля, при которой человек использует чувства любви и привязанности как инструмент для достижения собственных целей. В таких отношениях любовь становится условной и зависит от выполнения определённых требований.
Десятилетняя Катя старательно выводила буквы в тетради. Мама сидела рядом, проверяя домашнее задание.
— Опять тройка по математике? — вздохнула она, глядя в дневник дочери. — Если бы ты старалась больше, я бы гордилась тобой.
Катя опустила глаза. Она знала: чтобы мама была довольна, нужно получать только пятёрки.
После школы Катя часто оставалась после уроков на дополнительные занятия. Возвращалась домой поздно, уставшая, но с надеждой показать маме новый дневник с отличными оценками.
— Мам, смотри! — радостно показывала она дневник.
— Хорошо, — сухо ответила мама, едва взглянув. — Но могла бы и лучше.
Однажды Катя заболела. Температура держалась несколько дней, и она пропустила важную контрольную. Вернувшись в школу, узнала, что получила четвёрку.
Дома мама встретила её холодно:
— Даже сидя дома ты не можешь нормально учиться. О чём я только думала, когда говорила, что люблю тебя?
Катя сжалась от этих слов. Она так хотела заслужить мамину любовь, но чувствовала, что чем больше старается, тем дальше становится от настоящей материнской теплоты.
4. Обесценивание чувств
Обесценивание чувств — это форма психологической манипуляции, при которой переживания человека игнорируются, принижаются или высмеиваются. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно, но в любом случае наносит серьёзный ущерб эмоциональному состоянию человека.
Семилетняя Лиза сидела на полу, обхватив колени руками. Только что она упала с качелей на детской площадке и сильно ушиблась. Её щёки были мокрыми от слёз, а коленка саднила.
Елена, мама Лизы, вошла в комнату, держа в руках чашку чая.
— Ну что, принцесса, опять плачешь из-за ерунды? — спросила она, не глядя на дочь. — Девочки не должны плакать по пустякам.
Лиза подняла глаза, полные слёз.
— Но, мамочка, мне очень больно…
— Больно? — мама наконец обратила внимание на дочь. — Да ладно, не драматизируй. У других детей и хуже бывает. Маша с горки упала и даже не пискнула, а ты рыдаешь.
Лиза опустила голову, пытаясь сдержать новые слёзы. Она так хотела, чтобы мама её пожалела, обняла, сказала, что всё будет хорошо.
Вечером, когда Лиза уже лежала в кровати, мама заглянула в комнату:
— Ты уже спишь? А я тебе книжку принесла.
— Мам, — тихо произнесла Лиза, — а можно ты просто посидишь со мной?
— Ладно, только быстро, — вздохнула Елена, присаживаясь на край кровати. — Но только не устраивай спектакль с плачем.
Несколько минут они сидели молча. Лиза чувствовала, как внутри растёт пустота.
5. Гиперопека с отвержением
Гиперопека с отвержением — это особый тип дисфункционального родительского поведения, при котором родитель одновременно:
- Демонстрирует чрезмерную заботу и контроль
- Проявляет эмоциональную холодность и непринятие личности ребёнка
Дима рисовал что-то в своём альбоме. Мама постоянно заглядывала через плечо, комментируя каждый его штрих.
— Так, ну где ты видел траву фиолетового цвета? А это что? Нет, надо по-другому, — говорила она, выхватывая карандаш из рук сына. — Смотри, как надо…
Дима молча наблюдал, как мама исправляет его рисунок. Он хотел было возразить, но передумал.
Вечером, когда мальчик взял с полки книгу почитать, мама снова появилась рядом.
— Что ты там читаешь? Дай посмотреть! — она выхватила книгу из рук сына. — Это не подходит для твоего возраста. Я подберу тебе что-нибудь другое.
Дима молча наблюдал, как заинтересовавшая его книга отправляется обратно на полку.
Однажды, когда мальчик попытался пригласить друзей домой поиграть, мама резко ответила:
— Вову и Стёпу? Да ни за что! Они еле-еле год закончили. Они будут плохо на тебя влиять. Знаешь Колю, который живёт этажом ниже? Можешь пригласить его.
Дима закрылся в своей комнате, чувствуя себя одиноким.
6. Сравнения
Сравнение в воспитании — это метод, при котором родители сопоставляют достижения и поведение своего ребёнка с успехами других детей с целью мотивации или критики.
Мама Ирина заглянула через плечо дочери Маши:
— Опять эти каракули! Ты видела как Ани из параллельного класса пишет — чисто, красиво. А у тебя что?
Маша опустила голову, стараясь сдержать слёзы.
После школы мама часто сравнивала дочь с другими детьми:
— Почему ты не можешь быть такой же организованной, как Света? У неё в портфеле всегда порядок, и в комнате чисто.
— А вот Лена уже играет на пианино третий год, а ты всё никак не можешь запомнить ноты.
Однажды на родительском собрании учительница похвалила Машу за участие в школьном проекте.
— Ну вот, хоть что-то получилось, — сдержанно заметила мама. — Хотя проект Ани был намного интереснее.
Вечером Маша сидела на диване, обнимая своего плюшевого мишку. Она так хотела порадовать маму, но каждое её достижение словно растворялось в бесконечных сравнениях с другими детьми.
В выходные, когда Маша принесла домой грамоту за третье место в школьном конкурсе рисунков, мама на мгновение улыбнулась:
— Неплохо, но первое место всё равно досталось другому.
Во всех этих историях нет ни намёка на физические наказания, на деструктивность и неблагополучие семей. Но все эти дети, став взрослыми, были вынуждены обратиться за помощью к психиатру, имея различные психические расстройства или заболевания.