Что получится, если дать французскому режиссёру, с юности грезящему безумными научно-фантастическими историями, огромный бюджет и полную свободу от голливудских правил? Вы получите "Пятый элемент".
Сумасшедший коктейль из космооперы, высокой моды, пришельцев, летающих такси и Криса Такера. Для зрителей любого времени это нечто - яркие цвета, вымышленные языки, запредельный экшен и визуальные решения, которые взрывают мозг.
Одни называли его шедевром научной фантастики, другие - полным хаосом. Но вот в чём дело: хаос или нет, фильм собрал в мировом прокате более 260 миллионов долларов. Это был хит. Так почему же нет продолжения? Чтобы это понять, нужно вернуться к истокам. В воображение одного французского подростка.
Мечта, рождённая из комиксов
Люку Бессону было всего 16 лет, когда он придумал вселенную "Пятого элемента". Он был парижским подростком, с головой ушедшим в мир французских научно-фантастических комиксов. И нужно чётко отделять: это не те комиксы, что продавались в США. Журналы вроде "Métal Hurlant" и графические романы, как "Валериан и Лорелин" (да-да, в то же время родилась и мечта экранизировать эту историю), открывали красочные, смелые и невероятно стильные видения будущего.
Французская фантастика не была стерильной и строгой, как американская. В ней ценились непредсказуемость и стиль. Бессон впитывал это как губка. Идеи ярких персонажей, живущих в многоуровневых городах, были его стихией. Философский подтекст этих комиксов позже сыграл огромную роль в создании мира "Пятого элемента". В основе всего лежал 400-страничный сценарий. Амбициозный, смелый и, откровенно говоря, почти неэкранизируемый.
В этой истории было всё, что можно вообразить. Межпланетные войны? Есть. Коррумпированные корпорации? На месте. Божественные энергетические сущности? Еще бы. А герой? Пусть им станет обычный таксист, которому каким-то образом удалось спасти мир с помощью совершенного существа, созданного из света и обрывков ДНК.
Сам Бессон признавал, что для 1970-х эта история была слишком масштабной. Он отложил её и занялся карьерой, снимая более приземлённые фильмы, такие как "Подземка", "Её звали Никита" и "Леон". Эти успехи принесли ему авторитет и финансовую поддержку. Наконец, пришло время воплотить проект мечты.
Команда создателей нового будущего
Бессон видел, что научная фантастика в Америке того времени была мрачной. "Бегущий по лезвию" или "Терминатор" явно тяготели к нуару и хоррору. Конечно, выходили и развлекательные фильмы вроде "Дня независимости", но Бессон хотел совсем другого. Он хотел, чтобы "Пятый элемент" был смешным, странным, стильным, с нотками духовности - по сути, авторским кино в космосе.
Для этого он обратился к первоисточнику своего вдохновения: Жан-Клоду Мезьеру, одному из создателей "Валериана и Лорелин". Мезьер к тому времени уже был разочарован Голливудом. Он видел элементы своих комиксов в "Чужом" и "Звёздных войнах", но никакого признания, разумеется, не получил. Поэтому, когда Бессон предложил ему работу над "Пятым элементом", он ухватился за этот шанс.
Мезьер создал городские пейзажи Нью-Йорка 23-го века. Транспортные потоки двигались вертикально между небоскрёбами, а в грязных переулках скрывались тайны. Он сумел сбалансировать хаос и ясность: в каждом кадре что-то происходило на фоне, но картинка не выглядела перегруженной. Своей работой Мезьер бросил вызов идее, что будущее обязательно должно быть серым и унылым.
Затем Бессон нанял Жан-Поля Готье для создания костюмов. Готье, известный своими авангардными дизайнами, увидел в этом уникальную возможность. Он начал создавать личность персонажей через их одежду. Каждый костюм в фильме рассказывает свою историю. Механический скафандр мондошаванов похож на церемониальную броню, а светящиеся одежды Дивы Плавалагуны кричат об элегантности и потустороннем происхождении. Готье разработал 900 костюмов, и каждый отражал культуру мира. Некоторые были настолько сложными, что требовали многочасовых примерок.
Вспомните знаменитый наряд Лилу из полос. Готье создал его из медицинских материалов и специальных креплений, а нарочитая незавершённость символизировала, что Лилу - это только начало чего-то нового, ещё формирующегося.
От философии к блокбастеру
Итак, Бессон формировал историю, Мезьер - мир, а Готье этот мир одевал. Но оставалась проблема языка. Оригинальный сценарий был написан на французском, с обилием диалогов и философии. Такой сценарий, каким бы дорогим он ни был сердцу Бессона, не подошёл бы для мировой аудитории. Чтобы сделать фильм привлекательным для массового зрителя и соединить европейский артхаус с международным блокбастером, Бессон привлёк Роберта Марка Кэмена, с которым уже работал над "Леоном". Кэмен переработал сценарий: убрал лишнее, отточил диалоги и изменил тон, сохранив эксцентричность фильма, но адаптировав его для международной публики.
Центральная тема фильма - любовь. Не романтическая, а трансцендентная. Пятый элемент - это не технология, а божественная сила, связывающая вселенную, нечто за пределами логики, оружия и зла. И хотя на бумаге это звучало банально, на экране это эмоциональное ядро стало стержнем, который удерживал на себе всю абсурдность происходящего.
Конечно, создание такого мира требовало огромных затрат. К 1995 году Бессону удалось заручиться поддержкой студий Gaumont и Columbia Pictures. Ключевым моментом стало то, что он убедил Брюса Уиллиса - одну из главных экшен-звёзд того времени - подписаться на главную роль. С именем Уиллиса в проекте деньги потекли рекой. Почти в одночасье Бессон получил бюджет в 90 миллионов долларов. По нынешним меркам сумма не кажется запредельной, но для европейского фильма тогда это были колоссальные деньги.
Галерея странных героев и безумный сюжет
На поверхности сюжет "Пятого элемента" выглядит как стандартная космоопера. Но то, как эта история подана - со всем её стилем и странностями - делает фильм совершенно особенным. История начинается в 1914 году в Египте. Древние инопланетяне, мондошаваны, забирают с Земли четыре камня стихий и саркофаг с Пятым элементом. Вместе они создают оружие против космического зла, пробуждающегося каждые 5000 лет. Золотистые, похожие на пингвинов пришельцы обещают вернуться, когда зло появится снова.
Переносимся в 23 век. Земля хаотична и перенаселена. Военно-промышленный комплекс правит бал, а корпорации контролируют информацию. В этом причудливом будущем появляется апокалиптическая угроза: гигантский шар враждебной энергии, готовый поглотить всё на своем пути. Единственное, что может его остановить - Пятый элемент, Лилу, совершенное существо, клонированное из фрагмента инопланетной ДНК. Она приземляется в такси Корбена Далласа, запуская историю, которую можно описать как приключенческий боевик с элементами романтики и спорами о том, заслуживает ли человечество спасения.
Актёрский состав был таким же необычным, как и весь проект. Брюс Уиллис мог бы сыграть Корбена как очередного сурового ветерана, но вместо этого наделил его обаянием, сарказмом и усталостью. Он стал "парнем из народа", который просто вертится как может и пытается пережить очередной плохой день. Милла Йовович, обошедшая 3000 других актрис, была на тот момент почти неизвестна. Но она полностью погрузилась в роль, выучив вымышленный "божественный язык" из 400 слов и разработав уникальную пластику для Лилу. Гэри Олдмен, сыгравший злодея Зорга, по его собственному признанию, делал это в качестве одолжения Бессону и вообще понятия не имел, о чём фильм. Но именно эта растерянность сделала его персонажа ещё более органичным в этом безумном мире.
Но самым необычным точно оказался Крис Такер в роли Руби Рода. Изначально Бессон хотел видеть в этой роли Принса, но тот отказался. Появление Такера стало настоящим взрывом энергии. Он визжал, кружился и импровизировал, превратившись в одного из самых запоминающихся персонажей в кино. Одни критики сочли его раздражающим, другие - гениальной сатирой. Но равнодушным он не оставил никого.
Хаос на съёмочной площадке
Съёмки проходили в основном на британской студии Pinewood. Но даже для площадки, где создавались фильмы о Джеймсе Бонде и "Звёздные войны", этот проект стал испытанием. Бессон привёз свою французскую команду, которая работала вместе с британскими и американскими специалистами. Языковые барьеры, культурные различия и разные стили работы создавали на площадке хаос, почти как в самом фильме.
За визуальные эффекты отвечала студия Digital Domain, сооснователем которой был Джеймс Кэмерон. Для 1990-х годов уровень работы был революционным. Команда создала более 200 шотов с визуальными эффектами, включая растущую от выстрелов сферу зла, космические битвы и сцену реконструкции Лилу. Практические эффекты - миниатюры и модели - смешивались с компьютерной графикой, что делало мир живым и правдоподобным.
Один из самых ярких моментов фильма - сцена, где синекожая Дива Плавалагуна исполняет арию, пока Лилу расправляется с наёмниками. Это стильный и сюрреалистичный экшен-эпизод. Интересный факт: ария настолько сложна, что исполнить её человеку невозможно. Голос сопрано был обработан цифровым способом, чтобы достичь невероятного диапазона.
В 1997 году "Пятый элемент" был готов. Бессон повёз его на Каннский кинофестиваль - нетипичное место для такого блокбастера. И риск оправдался. Критики были озадачены. Одни хвалили визуал, но ругали бессвязный сюжет, другие увидели в фильме новую волну европейской фантастики. Фильм получил смешанные отзывы, но собрал внушительную кассу по всему миру, став самым кассовым французским фильмом своего времени. Финансовый успех заставил скептиков замолчать.
Так почему же не случилось продолжения?
И вот мы подходим к главному вопросу. Фильм успешен, любим фанатами, получил международное признание. Почему Голливуд не ухватился за возможность заработать на сиквелах?
Ответ прост: Бессон был истощён. Он вложил в "Пятый элемент" годы жизни и творческой энергии. Опыт масштабного международного производства с эксцентричным актёрским составом и неоднозначной реакцией критиков отбил у него желание рисковать снова. В отличие от Джорджа Лукаса, у Бессона не было долгосрочного плана по развитию франшизы. "Пятый элемент" - это самодостаточная история.
Сыграло свою роль и время. Хотя фильм был успешен в мире, в США его сборы были умеренными. Американские студии не были уверены, что продолжение выстрелит. В 90-е годы авторская странность продавалась хуже, чем сейчас. Актёры тоже двинулись дальше: Брюс Уиллис переключился на другие блокбастеры, Милла Йовович нашла себя во франшизе "Обитель зла", а Крис Такер стал звездой серии "Час пик". Развод Бессона и Йовович также поставил точку в возможном возвращении Лилу.
Сам режиссёр сосредоточился на другой мечте - экранизации "Валериана". "Валериан и город тысячи планет" вышел в 2017 году, но в этот раз даже несмотря на потрясающий визуал, провалился в прокате. Это показало, что аппетит к оригинальной, нишевой фантастике всё ещё был слишком рискован.
Наследие, которое не требует сиквела
Даже без продолжения "Пятый элемент" не канул в лету. Его репутация с годами только крепла. Этот фильм можно найти и в списках "Лучших научно-фантастических фильмов всех времён", и в "Самых спорных картин в истории". Его долголетие объясняется дизайном. Создатели не пытались предсказать будущее - они создали новую эстетику, которая выглядит свежо даже сегодня.
Фильм стал частью интернет-культуры и предметом бесконечных обсуждений: от гендерной политики до критики общества потребления. Но главное, "Пятый элемент" - на удивление обнадёживающее кино. Под слоем лазеров, хаоса и ярких красок скрывается мысль, что в конечном счёте нас спасёт любовь и человеческая связь.
Он показал, что научная фантастика может быть смешной, странной и яркой. Люк Бессон не раз говорил, что всё ещё любит этот мир, но не хочет к нему возвращаться. Не каждому классическому фильму нужен сиквел. Иногда шедевр должен оставаться единственным в своём роде.
В конце концов, у этого фильма и так есть всё, что нужно. Мультипаспорт?
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!