Ван Дамм стал символом VHS-эпохи и одним из главных лиц золотого века боевиков. Но как он попал в Голливуд? Почему его партнёры по съёмкам терпеть его не могли? Что случилось с Жан‑Клодом Ван Даммом сейчас? И как сложилась его жизнь после VHS‑боевиков 90‑х? Разбираемся.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
От балета и насмешек - к мировой славе
История Жан-Клода Ван Дамма - это смесь упрямства, ярости, зрелищности и странных поступков. Его узнаваемые удары ногой в развороте, идеальная растяжка и обнажённые сцены стали частью иконического образа.
Настоящее имя актёра - Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг. К моменту переезда в США он уже был трёхкратным чемпионом Европы по каратэ и кикбоксингу. Из 55 боёв он проиграл только два. Звучит как начало легенды, но начиналось всё совсем иначе: с балета. Именно отец, устав от того, что худощавого мальчика с очками дразнят в школе, отдал его сначала в танцы, а затем - в секцию боевых искусств. Балет дал растяжку, единоборства - удары, а вместе они стали фирменным стилем, с которым Ван Дамма запомнил весь мир.
Первые шаги в Голливуде - через боль, отказы и скандалы
Ходили слухи, что идею переезда в США подсказала британская актриса Жаклин Биссет. Но, приехав в Лос-Анджелес, Ван Дамм быстро понял: обещания - это не договор. Вместо поддержки ему пришлось выживать - доставлять пиццу, работать водителем и официантом. Всё изменилось, когда он устроился вышибалой в спортивный клуб Чака Норриса. Тот заметил молодого бельгийца, допустил к спаррингам и предложил поработать каскадёром в Без вести пропавших. Пусть роль была незаметной, но это был реальный шанс.
С этого момента Ван Дамм начал настойчиво обходить студии, и в 1984 году получил небольшую роль каратиста в Монако навсегда. До этого, в своём дебюте Женщина между собакой и волком, он играл просто зрителя в кинотеатре. Постепенно двигался вперёд, без протекций, без связей - но с фанатичной решимостью.
Что пошло не так с «Хищником»
Съёмки Хищника в 1987 году стали отдельной историей. Долгое время спорили, был ли он вообще в этом фильме. По одной из версий, Ван Дамм оказался слишком низким, и на фоне Арнольда Шварценеггера инопланетянин выглядел неубедительно.
По другой - он на съёмках перебарщивал с ударами и довёл коллег до белого каления. По третьей, самой логичной, - он терпеть не мог костюм Хищника: жаркий, неудобный, маска закрывала лицо, и будущий секс-символ Голливуда считал это неприемлемым. В результате - конфликт и уход из проекта.
Первый прорыв: от «Некуда бежать» до «Кровавого спорта»
Первая полноценная роль досталась Ван Дамму в Не отступать и не сдаваться (1986), где он сыграл злодея Ивана Красчинского. Сценарий был настолько сырой, что актёрам разрешили импровизировать. Ван Дамм воспринял это как возможность отыграться по-настоящему - и буквально избивал партнёров на съёмках. Питер Каннингем получил десятки лишних ударов, а Тимоти Бейкер позже подал на бельгийца в суд, утверждая, что Ван Дамм продолжал драку, игнорируя указания режиссёра. Уже тогда на актёра подали и другой иск - от Джексона Пинкни, пострадавшего от удара в глаз на съёмках Киборга.
Несмотря на всё это, Не отступать и не сдаваться окупился, и Ван Дамм получил шанс сняться в Кровавом спорте. Он буквально осаждал офис студии Cannon и уговаривал продюсера Менахема Голана пересмотреть сценарий. Студия была на грани отказа - тестовые показы были провальными, бюджет - мизерный. Но Ван Дамм предложил собственный монтаж. В итоге - студия согласилась, и не прогадала. В 1988 году Кровавый спорт вышел сначала в Азии, затем во Франции, а после - в США. Фильм при бюджете в $1 млн собрал $30 млн и открыл актёру дорогу к славе.
Чёрный орёл и неотредактированный гнев
Следующим проектом стал Чёрный орёл, где всё повторилось: Ван Дамм снова избивал партнёров.
Его партнёр по сценам Сё Косуги отвечал тем же, и на съёмках дошло до драки вне кадра. К тому же Ван Дамм возмутился финалом, в котором его герой должен был погибнуть. В результате концовку переписали - злодей умер от удара винтом лодки. Фильм оказался слабым, но на фоне успеха Кровавого спорта это было почти незаметно.
Киборг, суд и настоящий взлёт
Вслед за этим студия поручила ему главную роль в Киборге - проекте, собранном из обломков несостоявшихся фильмов про Человека-паука и Властелинов вселенной. Бюджет - $500 тысяч, съёмки - 23 дня, сценарий, по слухам, написан за выходные под пару кружек пенного. Но снова монтаж Ван Дамма спас проект. При критике и скепсисе зрители приняли фильм, и он принёс студии $10 млн. Правда, на съёмках Ван Дамм серьёзно ранил Джексона Пинкни, и суд обязал актёра выплатить $485 тысяч.
В том же году вышел Кикбоксер, ставший хитом. С бюджетом $2.7 млн он собрал $50 млн по всему миру. Ван Дамм превратился в суперзвезду - с армией фанатов и бесконечными предложениями.
Вершина популярности: голая слава и большие сборы
К началу 90-х Жан-Клод Ван Дамм стал настоящим кумиром публики. Его пластика, техника и специфическое обаяние собирали полные залы. Но вместе с этим росли и его амбиции. Фильм Ордер на смерть (1990), несмотря на слабую кампанию и тяжёлое положение студии Cannon, показал хороший результат. Ирония в том, что фильмы с Ван Даммом окупались, а проекты с Сильвестром Сталлоне - проваливались.
Сам Ван Дамм гордо заявлял, что «отобрал» эту роль у Стивена Сигала, и, возможно, именно из-за этого у них впоследствии случились стычки. Тогда же Cannon обанкротилась, и фильмами Ван Дамма занялась студия Metro-Goldwyn-Mayer. А сам он уже привык, что его роли, даже без рекламы, вытаскивают фильмы из забвения.
Связанный контрактом с Imperial Entertainment, он снялся в Самоволке (1990). Сценарий он писал вместе со сценаристом и режиссёром Шелдоном Леттичем. Некоторые из самых узнаваемых сцен - идея Ван Дамма. Случайно упавшее полотенце - его находка. Килт и белая кошка для одного из персонажей - тоже. Леттич вспоминал: никто не верил, что Ван Дамм способен играть, и он специально дал ему много диалогов, чтобы доказать обратное. И получилось: зрители увидели в нём вовсе не бойца, а благородного защитника женщины и ребёнка.
Фильм стал коммерчески успешным: при бюджете в $6 млн он собрал $24 млн. А вслед за этим Ордер на смерть был повторно показан в кинотеатрах и снова принёс прибыль - свыше $16 млн. Имя на афише работало само по себе.
«Двойной удар» по стереотипам
В 1991 году вышел Двойной удар - самый успешный фильм Леттича и, по мнению самого Ван Дамма, ключевой в его карьере. Он играл двух братьев - противоположных по характеру, стилю и манере поведения. И это стало доказательством: Ван Дамм уже не «машина для ударов», а актёр, способный на большее.
Интересно, что идею о близнецах он ещё в конце 80-х предлагал Альберту Пьюну, но тот отклонил её, посчитав «бредом». Ван Дамм вычеркнул Пьюна из своей жизни и реализовал замысел с Леттичем. Сценарий вдохновлялся Корсиканскими братьями Александра Дюма. Результат - $30 млн в США и $70 млн по миру при бюджете в $15 млн. Это был пик.
Но звезда, засияв, начала обжигать своего владельца. Ван Дамм в буквальном смысле «сорвался с катушек» - веществa, вечеринки, алкоголь. По его словам, только на это он тратил по $10 000 в неделю. Часто его видели в клубах рядом с Микки Рурком. И однажды случилась драка, о которой до сих пор ходят слухи.
Всё произошло в одном из клубов, где Ван Дамм пересёкся со своим бывшим телохранителем Чаком Зито. По словам Зито, актёр вел себя вызывающе, и конфликт закончился настоящей дракой. Зито утверждал, что побил Ван Дамма, хотя сам актёр всё отрицает. Но факт в том, что в этот период скандалы начали заслонять фильмы.
Успех с Универсальным солдатом и провал с «Беглецом»
Несмотря на разрушительный образ жизни, карьера продолжала расти. В 1992 году выходит Универсальный солдат с Дольфом Лундгреном. Бюджет - $23 млн, сборы - $95 млн. Казалось, всё под контролем. Но следующим шагом стал Некуда бежать - проект, который должен был стать серьёзной драмой. Сценарий Джо Эстерхаза задумывался как фильм о свободе и справедливости, а роль планировалась для Мела Гибсона.
Но всё пошло не так. Режиссёр Ричард Маркуанд умер, а после его смерти концепт сменили. Ван Дамм согласился сниматься, пообещав, что сценарий переработают. В итоге - ничего не переписали. Актёр остался с материалом, который ему не нравился изначально. Фильм провалился в США, и только мировые сборы позволили выйти в ноль. Но был один плюс - гонорар в $2.5 млн.
«Патруль времени», «Уличный боец» и сигнал о падении
В 1994 году Ван Дамм снялся в Патруле времени - его самый кассовый фильм: $100 млн при бюджете $27 млн. На волне успеха вышел Уличный боец, где бюджет уже был выше - $35 млн, а сборы - хуже ожидаемого. Зритель пришёл по инерции, но ушёл с разочарованием.
В 1995 году Ван Дамму предложили роль в Внезапной смерти - клон Крепкого орешка. До него предложение поступало Арнольду, Сталлоне, Брюсу Уиллису - все отказались. Ван Дамм согласился. Бюджет - $35 млн, сборы - $64 млн. Хватило, чтобы окупиться, но не больше. Сиквел, который уже находился в планах, отменили.
Интересно, что в 2022 году сайт Collider включил Внезапную смерть в топ лучших фильмов Ван Дамма.
Собственный режиссёрский проект - и начало конца
В 1996 году, обожжённый скандалами и вдохновлённый своими успехами, Ван Дамм решает сам поставить фильм. Так появляется В поисках приключений (The Quest), первый и единственный режиссёрский проект актёра. Студия Universal дала ему зелёный свет в рамках контракта. Съёмки проходили в Нью-Йорке, Таиланде, Китае и Тибете. Сцену за сценой Ван Дамм сам ставил бои и контролировал постановку - казалось бы, всё шло к триумфу. Но, как это часто бывало с ним, на деле всё закончилось иначе.
Несмотря на эффектные драки, фильм оказался шаблонным. Критики прошлись по нему без жалости, зрители тоже остались равнодушны. Бюджет в $30 млн едва окупился - сборы составили $57 млн. Студия расторгла с ним контракт. Актёр, увы, не смог повторить путь Сталлоне, успешно закрепившегося за режиссёрским пультом.
В этот период Warner Bros. предложила Ван Дамму роль злодея в крупном проекте Песчаная буря, где положительного героя должен был сыграть Уэсли Снайпс. Гонорар - $5 млн. Но Ван Дамм отказался. Как говорили тогда - из-за гордыни. Фильм так и не был снят, но именно он мог стать шансом на перезапуск карьеры.
Срыв, упадок, прямые видеорелизы
Тем временем карьера Ван Дамма начала стремительно рушиться. Старый формат боевиков терял популярность, а новые герои предлагали зрителям не только драки, но и харизму, интеллект, сюжет. Сам актёр отказывался меняться. В конце 90-х провалились сразу несколько фильмов подряд: Взрыватель, Легионер, Универсальный солдат 2.
Инферно (1999), где Ван Дамм видел себя в образе уставшего солдата, тоже не спас положение. Фильм сразу вышел на видео. В начале 2000-х его фильмы выходили либо только в Европе, либо сразу на DVD. И почти все - убыточные.
JCVD - неожиданная откровенность
Поворот случился в 2008 году. Ван Дамм снялся в ЖКВД (JCVD) - трагикомедии, где сыграл самого себя: забытого актёра, погрязшего в проблемах.
Это был автопортрет без макияжа - честный и самоироничный. Критики восприняли фильм тепло. Time назвал его игру достойной «не чёрного пояса, а «Оскара».
Возвращение в «Неудержимых» - и эпический сплит
В 2012 году Сильвестр Сталлоне позвал Ван Дамма в Неудержимых 2. В первой части он участвовать отказался, более того - высмеивал саму идею «собирать стариков в одном фильме». Но, видимо, пересмотрел взгляды. В сиквеле он сыграл антагониста. И внезапно: получил премию за «Лучшую роль злодея 2012 года» от французского издания Première. Так о нём снова заговорили.
На волне интереса к актёру вышла реклама грузовиков Volvo, где он исполнил свой знаменитый шпагат... между двумя движущимися фурами. Трюк сняли с первого дубля, а Ван Дамму на тот момент было 53 года. За одну минуту на экране он получил $4 млн. Видео набрало около 100 миллионов просмотров. Зрелищно, эффектно, вирусно.
Последние 10 лет: мультфильмы, B-фильмы и соцсети
Однако дальше - снова тишина. За последние годы Ван Дамм не получил ни одной заметной роли. Он озвучивал персонажей в Миньонах и Кунг-фу Панда, периодически снимался в малобюджетных боевиках, вёл соцсети, появлялся на телешоу. И всё это сопровождалось чувством, что поезд ушёл, а актёр так и не успел в него вернуться.
Что остаётся в итоге?
Ван Дамм - это живое напоминание о том, как стремительно можно взлететь, как больно упасть, и как тяжело признать, что мир больше не ждёт тебя в главной роли. Он стал жертвой своего же образа: слишком агрессивного, слишком гордого, слишком зависимого от прошлого успеха.
Он не захотел меняться, как это сделал, к примеру, Чак Норрис - вовремя переосмыслив себя и свой образ. Вместо переосмысления у Ван Дамма был отказ от предложений, упрямство, суды, ссоры и редкие вспышки гениальности вроде JCVD или рекламы Volvo.
Но одно нельзя у него отнять: в 80-90-х он стал символом целого поколения. Его шпагат и удар с разворота вдохновляли тысячи. Его путь - от мальчика в очках до суперзвезды - был по-настоящему кинематографичен.
===========
На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!