В разные временные периоды человечество для выживания интересовала женская фертильность, перманентные признаки которой входили «в моду».
Длинные волосы, длинные ноги, пышные бюст и бедра- все эти показатели фертильности перешли к современному обществу от наших предков. В эпоху Палеолита плодовитость интересовала людей гораздо больше привлекательности лица, в чем можно убедиться, если посмотреть на статуэтки Палеолита. Широкие бедра в период Палеолита гарантировали вынашивание потомства даже в голодный год. Именно поэтому так называемые Палеолитические Венеры изображались с гротескно большой грудью и бедрами и безликими.
Кстати, именно полных женщин сегодня считают каноном красоты в наиболее бедных, голодающих регионах планеты — например, в Индии или в некоторых странах Африки. Запас жира в нижней части фигуры - гарантия того, что женщина сможет выносить и родить ребенка даже в период недостатка пищи.
В период Средневековья, с эпидемиями, войнами, высокой детской смертностью, в том числе и при родах, в моду входит беременность -показатель фертильности. В моде накладные подушечки на живот, создающие впечатление беременности.
Об этом вы можете прочесть тут⬇️
Со времен Средневековья, когда знатные дамы отдают своих отпрысков выкармливать кормилицам, основным показателем фертильности служат бедра, гарантирующие благополучное разрешение от бремени. Кто не мог похвастаться пышными формами, прибегал к обману, добавляя ниже талии валики, преобразовавшиеся впоследствии в то, что мы знаем как вертюгаль, фартингейл, фижмы и другие подъюбочные конструкции.
Грудь при таком раскладе настолько не «в моде», что в Испании придумывают различные приспособления, типа свинцовых пластин, чтобы грудь оставалась плоской и не развивалась.
В эпоху Ренессанса, времен правления Франциска I, тон в моде задает французский двор. Французское платье того периода- микс испанского и итальянского костюма, с преобладающим влиянием Испании.
Именно оттуда французы заимствуют вертюгаль (фр.vertugal)- подъюбочный каркас воронкообразной формы.
Испанское название «вердугос» произошло от названия материала, из которого изготавливали эту деталь одежды («verdugos»- «ветка, розга»).
Курьезно: француженки это слово преобразовали в «vertugadaine» «хранитель добродетели»), от vertu («доблесть», «честь»)
Вертюгаль представлял собой льняную юбку с вшитыми ярусами обручами. Сделанные из лозы обручи в последствии были заменены на металлические: именно этот материал позволял удерживать тяжелую объемную верхнюю юбку и не деформировался под ее весом. В Испании и Франции вертюгаль различался по виду (во Франции самый нижний обруч был больше остальных) и по длине (в Испании длина юбки доходила до самого пола, полностью прикрывая носки туфель).
В Англии начала XVIв, тоже пребывавшей под влиянием испанской моды, придумали свой вариант подъюбочного каркаса.
Первые варианты этого вида одежды представляли собой набитые конским волосом или паклей подушечки, придававшие нужную округлость бедрам в комплекте с несколькими нижними юбками. Юбки шили из нескольких слоев плотной льняной ткани, пропитанной костяным клеем (крахмал тогда еще не использовали) или простеганной, чтобы они выдерживали вес верхнего платья.
*Аналогичные мешочки-накладки использовали мужчины для идеальной формы икр под чулками.
Об этом вы можете прочесть тут⬇️
Вертугаль привезла в Англию испанская принцесса Екатерина Арагонская в 1501г, куда прибыла для бракосочетания.
Некоторое время в Англии в ходу был вертугаль, продержавшийся до конца XVIв, но его сменил местный вариант- цилиндрический фартингейл (анг. farthingale). Сверху фартингейл был плоским, по виду похожий на накрытый скатертью круглый стол и остряки шутили, что под юбками дамы прячут армейский барабан. Фартингейл визуально укорачивал ноги, что делало фигуру непропорциональной, но леди все равно были в восторге: фартингейл носила сама королева ЕлизаветаI!
Фартингейл- переходный этап к поздним вариациям подъюбочных конструкций, с причудливыми формами и силуэтами.
Панье- составляющая модного силуэта эпохи рококо, напоминали перевернутый бокал и представляли собой круглый подъюбочный каркас. «Panier» в переводе с французского означает «корзина». Первоначально для панье действительно, как и для корзин, использовали гибкие ивовые прутья, согнутые в сужающиеся обручи. Обручи между собой скрепляли лентами. Панье прикреплялись к жёсткому корсету пуговицами.
Из-за легкого материала конструкция была подвижной и не громоздкой. Складывающийся каркас крепился к корсету и сверху прикрывался чехлом- «кринолином», хорошо держащим форму.
*Пока это просто жесткая проклеенная ткань, держащая форму. Позже, в XIXв это название получит новый вид подъюбочного каркаса.
Интересна версия, что своим появлением панье обязаны театру: в начале 1710г в одном из спектаклей актрисы появились в широких и курьезных юбках. Поначалу, как любая странная модная новинка, панье вызвали смех и недоумение, но затем фасон перешел в светский гардероб на долгие годы.
Панье игриво покачивались при ходьбе. А модницы выработали походку при которой их лодыжки оказывались на виду!
С каждым годом мода требовала каркас все большего объема, и панье начали делать из более прочного тростника.
Интересно, что в гардеробе каждой модницы были панье нескольких видов: небольшие, «домашние» панье для утреннего выхода, побольше- для прогулки, самые объемные- для балов и торжественных выездов в Версаль.
Следующий этап в развитии подъюбочного каркаса представлял собой половинки плетеных полуокружностей, наподобие корзинок, прикрепленных к талии по бокам. Крепились фижмы к туго зашнурованному корсету.
Их изготавливали из ивовых прутьев, тростника или китового уса, по последнему они получили в России название «фижмы».
*Немецкое название китового уса- Fischbein, от которого получили название «фижмы».
Курьез: хотя мода ориентировалась на Францию, но в России из-за немки ЕкатериныII прижилось именно немецкое название этого варианта подъюбочного каркаса.
Фижмы из китового уса появились когда вес юбок увеличился настолько, что тростник не мог уже выполнять свою функцию. Именно тогда для каркаса начали изготавливать обручи из китового уса.
Лирическое отступление. Фижмы- не то же самое, что кринолин.
Сплющенные спереди и сзади, расширяющиеся по бокам фижмы сменили округлые панье.
Курьез: эта деталь спровоцировала отставку директора Императорских театров. Об этом вы можете прочесть тут⬇️
В XVIIIв в моде юбка, сплющенная спереди и сзади, но расширенная по бокам. Иногда ширина юбки достигала 1,5м, что затрудняло передвижение: дамы с трудом проходили в дверной проем. Естественно, платья с фижмами считались принадлежностью знатных дам. Самые широкие подъюбочные каркасы получили прозвище «фижмы с локтями»- на юбку с такими фижмами действительно можно было поставить локти!
Курьез: при Марии-Антуанетте размер фижм стал настолько грандиозным, что дамы перестали проходить в дверь, кавалеры не могли приблизиться к даме, разве что придержать за локоток. А еще эта мода требовала большого расхода ткани.
Фижмы затрудняли езду в экипаже и появились складные конструкции на шарнирах, которые при надобности складывались и поворачивались.
В Англии изобрели шарнирные фижмы, сжимая локтями которые возможно было регулировать ширину юбки.
К 1780г Мария-Антуанетта начала появляться в панье небольшого размера и уставшие от громоздких фижм дамы последовали ее примеру. Великая французская революция 1789г фижмы объявили вне закона.
В конце 1780-х годов вышедшие из моды панье заменяют фокю́ (фр. faux-cul-«обманка») — маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади, наподобие турнюра. Силуэт женской фигуры с фокю вызывал насмешки, ехидные современники окрестили «кю де Пари» (фр. cul de Paris) — «парижский зад». К концу XVIII—началу XIX вв пышные юбки совершенно утратили актуальность, уступив место платьям с ниспадающим драпировкам стиля ампир.
В эпоху Ампир, с отрицанием всего, что было модно при королевском дворе, парики, фижмы, многослойные юбки, ушли в небытие. Мода изменилась: юбки укоротились, платья начали шить из тонкой, прозрачной ткани, но это уже другая история.
Еще на эту тему вы можете прочесть тут⬇️
Иллюстрации из интернета и специальной литературы. Лайки улучшают вашу Карму.