Придворное платье «от Людовика XIV». Из разнообразных фасонов женской одежды верхнюю ступень занимало платье «гран аби» (фр.Grand habit)- придворное платье, утвержденное ещё при Людовике XIV в 1670г. Оно имело жесткий лиф, низкий круглый вырез, короткие рукава с оборками. Концы разреза верхней юбки распахивались, открывая нижнюю юбку. Изначально шилось из тканей темного цвета, следуя испанской традиции, в период рококо – из более светлого шелка.
«Роб а-ля..»- модные фасоны платьев. Фасон «Роб а-ля франсэз»- «французское платье», как его называли в Европе, мог варьироваться, но в то же время сохранил некоторые элементы до 1770 г.: богатый декор, жесткий стомак, и панье, расширяющие нижнюю юбку для «защиты благочестия дам».
Второй по значимости в мире моды Франции фасон Мантуа( мантуя) - распашное платье, прототипом которого, вероятно, являлся дорожный костюм, возможная отсылка к амазонке. Состоял из бескаркасной шерстяной юбки и верха, напоминающего мужской баньян или халат: имел застежку от горла до талии, ниже талии- распашной. Длинные полы, закрепленные сзади, драпировались на поясе крупными складками. Этот вид наряда можно было надеть самостоятельно, без помощи служанки.
Ранним вариантом мантуа можно считать «роб-а- л'англэз»- английское платье, у которого складки на спине были подшиты к лифу. В1710 г этот вид одежды превращается в придворное платье. Стомак украшался вышивкой, или бантами, юбка стала отрезной, фалды эволюционировали в шлейф, рукава укоротили до локтя. В некоторых случаях стомак пришивался к полочкам, имел разрез по центру и расстёгивался как жилет. Отличительной особенностью придворного варианта мантуа был квадратный вырез горловины.
Во второй половине XVIII века распространение получил фасон, названий «Сак», то есть «мешок» Это тип цельнокройного платья, с заложенными на спине объёмными складками- «складки Ватто»,- идущими до самого низа наподобие плаща.
В 1720 г. получил распространение возрождённый «роб баттант», изобретенный маркизой де Монтеспан в XVIIв., чтобы скрывать беременности. Это разновидность сака, его ещё называли карако, казакин-«пальто»- халат, раскроенный «солнцем», благодаря чему фигура была удачно скрыта.
В конце 70-х в моду входит «rob a la polonaise» ( «польское платье»). Отличительные особенности: глубокое декольте, укороченная до лодыжек юбка и особый крой верхней юбки. Благодаря вшитым с боков петлям, юбку можно было приподнимать почти до талии. При этом создавался дополнительный объем из трех пышных воланов.
В эпоху рококо появляется дезабилье (фр. dеshabille - раздетый). Эта разновидность домашнего наряда отличалась отсутствием корсета, подъюбочного каркаса и мягкостью форм. Декорированный кружевом и вышивкой, сшитый из дорогих тканей наряд являлся парадным вариантом нижней одежды.
Явление белья. В качестве нижнего белья впервые появились специально сшитые ночные сорочки. Раньше для этих целей и дамы, и кавалеры использовали нижнюю рубашку. Говоря о нижнем белье нельзя не упомянуть чулки, которые носили представители обоего пола.
Но об этом я напишу позже. Продолжение следует..
P.S. Фижмы просуществовали недолго. Великая Французская Революция 1789г вытеснила из гардероба все неудобные элементы, включая и фижмы. Но хочу упомянуть еще один курьёз, связанный с ними. В России эта деталь женского платья спровоцировала отставку директора императорских театров. Он потребовал, чтобы известная балерина Кшесинская танцевала в фижмах. Балерина ответила отказом, а директор лишился места.
По вашим "лайкам" я пойму насколько интересна тема.
Фотографии взяты из интернета.