В первой половине XIXв, после окончательного поражения наполеоновской Франции, внезапно моду стали диктовать Австрия и Пруссия. Именно там зародился стиль с немецким названием «Бидермайер».
«Бидермайер» - провинциальный, мещанский, сентиментальный - мода широких кругов. Это ответвление романтизма, этакая смесь последнего с ампиром. Сосуществовал параллельно со стилем романтизм. В нем отразились стремления бюргерской среды: погружение в семью, поиск романтики, уход от реальности. Бидермайер воплотил в себе умеренность, комфорт, функциональность и простоту.
Наряд дамы должен был производить впечатление легкости, безмятежности и воздушности. Но на самом деле такой наряд весил немало. Бидермайер потеснил стиль ампир, отличающийся платьями с сильно завышенной талией, что не всегда украшало женщин. В первую очередь платьям постепенно вернули талию на место. Лиф при этом был приталенным, юбку чуть укоротили, показав лодыжки - непростительная вольность!
Платья стиля бидермайер отличаются всегда прилегающим силуэтом и широкой юбкой: бескаркасной, но со множеством нижних. Юбка могла быть одна с вшитыми в подол плотными валиками - именно они позволяли сохранять объем бальных платьев, под которые не надевали много нижних юбок как в повседневном варианте.
Для визуального уменьшения талии потребовалось увеличить рукава и вернуть в обиход фижмы. Для той же цели служил корсет. Его затягивали на спине при помощи шнуровки до такой степени, что даме было сложно дышать. Корсет формировал безупречную линию спины и живота. До бедер корсет не доходил- их полнота подчеркивалась, а не скрывалась, -для визуального эффекта тонкой талии. К корсету крепились подрукавники и жесткая стеганая юбка- кринолин.
Само слово crinoline означало сорт ткани, используемой для пошива, из конского волоса с добавлением льна или хлопка. Она замечательно держала форму, но была неимоверно тяжелой. Чтобы не натереть кожу, поддевалась бельевая юбка из тонкого батиста. А сверху кринолина, чтобы верхнее платье не цеплялось за конский волос, надевалась юбка из гладкой ткани. В итоге набиралось от четырех до восьми различных по назначению юбок.
Под платье надевались короткие панталоны(длинные носили только девочки и совсем юные девушки), корсет, подрукавники, несколько нижних юбок и чулки.
«Жиго», «бараний окорок»- это не перечисление блюд, а название рукавов, расширяющихся от плеча к локтю и от локтя к запястью. Опытные портнихи могли им придать любую форму: вытянуть вверх, расширить или приплюснуть. В некоторых случаях это достигалось не за счет набивки, а при помощи каркаса из проволоки или китового уса. В гардеробе у модниц имелось несколько пар нарукавников, которые не вшивались в платье, а привязывались к корсету с помощью лент и тесемок, аналогично средневековым рукавам.
В повседневных платьях рукава были односоставные. В бальной версии, у платьев были 2-х составные рукава-фонарики. Короткие рукава подбивались пухом или ватой. Внешние рукава бального платья шились из кружев или полупрозрачных тканей. Они могли быть длинными или короткими. К бальным платьям с короткими рукавами-фонариком в обязательном порядке надевались длинные белые перчатки. С повседневными нарядами - короткие перчатки различного цвета, подходящего под цвет ансамбля. На публике кисти рук обнажали только для еды и игры на музыкальных инструментах. Все аксессуары, даже маленькие ручные зеркала подбирались в тон.
Для тепла по моде того времени, которую ввела Жозефина Бонапарт, носили длинные кашемировые шали. Красная шаль считалась «классикой», потому что отлично смотрелась с белым бальным платьем. Наряду с однотонными с орнаментом по краю особо популярными стали шали в клетку- дань Шотландии. С повседневными платьями носили кружевную косынку-фишю, популярную в XVIIIв и задержавшуюся в эпоху бидермайера.
Ткань в эпоху бидермайера поражала воображение: она отличалась насыщенными цветами, оригинальными фактурами и узорами, которые могли быть как геометрическими, так и цветочными. Самым популярным стали полоска, клетка, следом шли цветочные узоры. Романтические настроения передают названия цвета тканей: «горлышко голубя», «цвет утренней зари», «цвет мечтательной блохи», «цвет влюбленной жабы».
В женской моде муар, кашемир, репс, тафта, ситцы, бархат, парча. Гладкая тафта использовалась для бальных нарядов, а плотный хлопок, шотландка, сатин- для повседневных. Разноцветные ткани, кружева, ленты, шали, шелковые шарфики прежде всего свидетельствовали о достатке хозяйки гардероба, вкус и чувство меры отходили на второй план.
Платья для девушек шились из тканей светлых расцветок. Цветовая символика по-прежнему соблюдалась строго. Юным девушкам предписывалось носить белый, кремовый, нежно голубые и розовые оттенки. Замужним дамам- зеленый, бежевый, коричневые оттенки. Пожилым- сиреневый, лиловый, серый.
Блуза - новый модный элемент. Сначала эта деталь одежды носила название «жилетик со шнуровкой» и походила на лиф, настолько сильно приталенными их шили. Слово blouse пришло во французский язык из латыни, где звучало как pelusia- «одежда жителя Пелузы».
Особенно популярны были блузы из тканей с цветочным рисунком, украшенных рюшами и оборками. Отличительной особенностью блузы были рукава на пуговках у запястья. Модная новинка-костюм, состоящий из блузы и юбки, сшитых из разных тканей.
Обувь. При укороченной юбке обувь оказалась на виду. Даже на прогулку дамы частенько надевали обувь с верхом из шелка. Менее изнеженные особы на променады предпочитали надевать более практичную обувь: ботинки по щиколотку с тупыми носами и шнуровкой на плоской подошве. Бальный вариант туфель изготавливался с вышивкой или аппликацией. Плоская подошва, небольшой каблук и вытянутый носок выгодно подчеркивали узкие ступни и тонкие щиколотки. Женская обувь могла быть любого цвета, лишь бы подходила под платье. Популярным вариантом являлись туфли с лентами, перехватывающими лодыжки крест- накрест.
Внедрение стиля Бидермайер позволило дамам проявить себя в таких рискованных затеях как полет на воздушном шаре, вести более активный образ жизни.
Про мужской костюм эпохи Бидермайер можно прочесть тут⬇️
Иллюстрации взяты из интернета. Лайки и комментарии приветствуются.