Сразу обозначу свою позицию: будущее у штурмовой авиации отсутствует. Это заявление призвано избавить от споров тех, кто не согласен. Далее мы детально рассмотрим, что представляет собой штурмовик и почему он больше не найдет своего места в небе.
Для начала дадим определение.
Штурмовик – это пилотируемый летательный аппарат, относящийся к классу штурмовой авиации. Его задача – непосредственная поддержка сухопутных и военно-морских сил в бою, а также высокоточное поражение наземных и морских целей. Это, как правило, самолет, хотя возможен и вертолет. Важно – это пилотируемое воздушное судно, а не беспилотник.
Таково современное понимание штурмовика. Чтобы объективно оценить это явление, необходимо обратиться к истории.
Штурмовик, как класс авиации, берет свое начало в России. Исторический факт. «Лебедь-XII» с бомбодержателями систем Шкульника или Колпакова-Мирошниченко, несущий до 50 кг мелких осколочных бомб и оснащенный 7,62-мм пулеметом «Кольт» для защиты задней полусферы, был признан первым штурмовиком в мире.
После революции и Гражданской войны идея самолетов, поддерживающих пехоту и наносящих удары по ближним тылам противника, получила развитие. Эстафету принял штурмовик Р-5Ш, созданный на базе поликарповского Р-5. От стандартного истребителя Р-5Ш отличался четырьмя пулеметами ШКАС на нижних крыльях и выливными авиационными приборами (ВАП) под ними.
В 20-30-е годы химическое оружие считалось одним из основных для штурмовиков. Предполагалось применение ВАП против пехоты, кавалерии, артиллерии и обозов. Обозы и артиллерия считались наиболее уязвимыми из-за малого количества людей и большого количества лошадей, на которых сложно быстро надеть противогазы. К тому же, ПВО у них было слабым.
Один Р-5 нес 160 кг иприта или люизита. При полете на высоте около 50 м он создавал ядовитое облако длиной до 200 метров и шириной 10-12 метров.
Ко Второй Мировой войне концепция штурмовика претерпела значительные изменения, в основном из-за развития средств ПВО. Появилась броня, а затем конструкторы Германии и СССР пришли к идее бронекорпуса, которую реализовали с переменным успехом.
Советский Ил-2, универсальный ударный самолет, прошел всю войну и пользовался заслуженным уважением на земле, в то время как Hs-129, задумывавшийся как противотанковый самолет, имел лишь эпизодические успехи.
Во время Второй Мировой войны также практиковалось переоборудование устаревших истребителей в штурмовики, что не приносило большой эффективности и вело к значительным потерям.
В течение войны в СССР и США было рассмотрено более 20 проектов таких самолетов в каждой стране.
После войны работа над проектами бронированных штурмовиков продолжилась в КБ Ильюшина (Ил-20, Ил-28Ш, Ил-40), Яковлева (Як-36 и Як-38) и Микояна (МиГ-15бис и СН (МиГ-17Ш). Из всех проектов 50-70-х годов на вооружение был принят только Як-38, который с большой натяжкой можно было назвать штурмовиком.
Як-38 попал в штурмовики из-за невозможности вести воздушный бой в конце 20 века из-за отсутствия РЛС. Его вооружение, в основном неуправляемое, больше подходило для штурмовика или легкого бомбардировщика. Отсутствие брони делало Як-38 слабым штурмовиком, на уровне переделок времен Великой Отечественной войны из устаревших истребителей.
Последняя страница штурмовой авиации была написана в конце 60-х годов, когда в конкурсе сошлись Ил-102 и Су-25 (тогда Т-8). Су-25 одержал победу и уже почти 55 лет представляет собой штурмовую авиацию в ВКС РФ.
Сегодня, в 2025 году, говоря о перспективах развития пилотируемой штурмовой авиации в лице Су-25, можно с уверенностью сказать, что перспектив нет. Никаких.
45 лет – это очень большой срок. Су-25 – устоявшаяся платформа, которую практически невозможно модернизировать.
Основная проблема Су-25 – это самолет, предназначенный для работы по оптически видимым целям. Фактически он не сильно ушел от Ил-2. Конечно, на нем есть современные прицелы, в отличие от штурмовика Ильюшина, но отсутствие бортовой РЛС ограничивает этот самолет как в выборе высот для работы, так и в выборе применяемого вооружения.
По сути, арсенал остался тем же, что и почти век назад: неуправляемые бомбы, ракеты и артиллерийское вооружение. В перечне вооружений Су-25 можно увидеть раздел «высокоточное оружие», за которым скрываются ракеты Х-25 и Х-29. Эти ракеты старше самого самолета и назвать их точными можно лишь с большой долей условности. Использование лазерной системы наведения в современных условиях выглядит архаично, так как пилот должен подсвечивать цель, одновременно управляя самолетом и маневрируя, что крайне затруднительно на малых высотах под огнем противника. Таким образом, «высокоточность» этого оружия весьма сомнительна.
Су-25 все еще способен атаковать, и даже эффективно, но только против слабовооруженных формирований, например, террористов с легким стрелковым оружием. В столкновениях с регулярной армией, оснащенной современным вооружением, у Су-25 практически нет шансов на выживание.
Системы защиты штурмовика устарели. Титановая броня, способная выдержать пули калибров от 7,62 мм до 14,5 мм, и даже отдельные попадания 23-мм снарядов, уже не обеспечивает должной защиты. За прошедшие десятилетия широкое распространение получили скорострельные 30-мм пушки, против которых броня Су-25 бессильна.
Бортовой комплекс обороны, модернизированный с помощью белорусских систем «Талисман»/»Витебск», стал более эффективным, но не обеспечивает стопроцентной защиты. Для современных истребителей Су-25 – легкая цель. Ракеты «воздух-воздух» Р-60, предназначенные для обороны от самолетов и вертолетов, устарели и заменяются на Р-73. Однако, летчик Су-25 вряд ли сможет эффективно использовать эти ракеты малой дальности, так как не сможет обнаружить цель, в то время как истребитель противника обнаружит Су-25 с большого расстояния с помощью своей РЛС и наведет ракеты.
По понятным причинам, мы не можем предоставить данные о потерях Су-25 ВКС РФ, но можем привести статистику потерь украинских штурмовиков, начиная с 24 февраля 2022 года, предоставленную британскими источниками, которые, как правило, занижают потери ВСУ.
2022 год.
24.02: Су-25 «Синий 19», пилотируемый подполковником Александром Жыбровым, сбит российским истребителем в районе Чаплинки. Пилот погиб.
25.02: Су-25 «Синий 39», пилотируемый Геннадием Матуляком, сбит российским истребителем возле Вышгорода, Киевская область. Пилот погиб.
26.02: Су-25 «Синий 30» сбит российским истребителем недалеко от Николаева. Пилот Александр Щербаков погиб.
26.02: Су-25М1 «Синий 31» сбит ракетой ЗРК в районе Фёдоровки. Капитан Андрей Антихович погиб.
27.02: Су-25 «Синий 49» сбит ракетой ЗРК в Херсонской области. Пилот Андрей Максимов ранен, взят в плен.
2.03: Су-25 «Синий-29», пилотируемый Александром Корпаном, сбит над Староконстантиновом, Хмельницкая область. Пилот погиб.
3.03: Су-25 «Синий 40», пилотируемый капитаном Вадимом Морозом, потерян над Николаевом.
22.03: Су-25 «Синий 34» сбит российским истребителем под Мелитополем. Пилот майор Ростислав Лазаренко катапультировался.
15.04: Су-25 сбит российским истребителем под Изюмом. Пилот капитан Егор Середюк погиб.
14.05: Су-25 сбит ракетой ЗРК в Гуляйполе, Запорожская область. Пилот капитан Сергей Пархоменко погиб.
26.06: Начальник разведки 299-й бригады тактической авиации Александр Кукурба погиб при выполнении боевого задания на Су-25 «Синий 16» под Днепром.
15.08: Су-25 полковника Юрия Похорого потерян в ходе боевых действий с российскими войсками.
7.09: Су-25 «Синий 28» сбит российскими войсками при выполнении боевого задания. Пилот 299-й бригады тактической авиации Вадим Благовистный погиб.
19.09: Су-25 сбит ЗРК «Оса» в Донецкой области, в районе села Егоровка. Летчик катапультировался и был эвакуирован.
2023 год:
06.01: Су-25 сбит из ПЗРК над Бахмутом. Летчик катапультировался и был подобран своими.
27.01: Су-25 «Синий 37» сбит российским истребителем в районе Краматорска. Пилот 299-й бригады тактической авиации Данило Мурашко погиб.
10.10: Су-25 уничтожен ударом беспилотника ZALA «Ланцет 3» на взлетно-посадочной полосе авиабазы Долгинцево под Кривым Рогом.
2024 год:
7.02: Су-25 из 299-й бригады тактической авиации сбит российским Су-35 во время боевого вылета в Херсонской области. Пилот Владислав Рыков погиб.
6.06: Беспилотник «Ланцет» повредил Су-25 на авиабазе в Кривом Роге, что сделало его не подлежащим восстановлению.
11.06: Су-25 уничтожен БПЛА «Ланцет» на авиабазе в Кривом Роге.
29.07: Су-25 уничтожен БПЛА «Ланцет» на авиабазе в Кривом Роге.
14.12: Су-25 «Синий 27» из 299-й бригады тактической авиации сбит российским ЗРК С-400 в районе Херсонской области. Пилот Владислав Игоревич Солоп погиб.
Этот список потерь Су-25 ВВС ВСУ не является полным, так как исключены самолеты, уничтоженные ракетными ударами на аэродромах. Однако, даже представленной информации достаточно, чтобы проиллюстрировать две вещи: у Су-25 очень много угроз, и шансы выжить у пилота штурмовика крайне малы. В 13 из 22 случаев сбитые Су-25 приводили к гибели пилотов. Если исключить 4 случая уничтожения самолетов на аэродромах, статистика становится еще более печальной: 13 погибших пилотов из 18 потерянных самолетов.
Общая картина выглядит удручающе, и целесообразность использования штурмовика в современном конфликте вызывает серьезные сомнения. В то время как против террористов в сирийской пустыне он может быть эффективным, против армии с современными средствами ПВО и авиацией его шансы на успех крайне малы.
Самое печальное для Су-25 то, что у него появилась замена, более эффективная.
Речь идет о БПЛА-камикадзе.
Современные беспилотники наносят гораздо больший ущерб, чем вся авиация вместе взятая. Сравнивая дрон и штурмовик, можно выделить следующие преимущества беспилотника:
- Пилот находится в безопасности на земле, на удалении от цели.
- БПЛА обладает большей точностью, превосходя как неуправляемое, так и «высокоточное» вооружение Су-25. Даже 10 кг взрывчатки, доставленные дроном, могут быть эффективнее, чем 500 кг в ФАБ-500, так как дрон поражает цель точно в заданном месте.
- БПЛА дешевле. Стоимость одного сбитого Су-25 (с учетом амортизации и устарелости – не менее 10 миллионов долларов) позволяет нанести значительный ущерб переднему краю противника с помощью беспилотников.
4. Ну и повторюсь, но это главное: в случае, если БПЛА будет сбит, его оператор чертыхнется, возьмет другой дрон и полетит к цели. Летчик это вряд ли сможет сделать по вышеприведенным причинам.
Итого: Су-25 – это устаревший морально и физически самолет, абсолютно беззащитный перед современными средствами поражения и с устаревшим вооружением.
Даже нашумевшая и от души разрекламированная в эпоху эффективного менеджмента МО РФ модернизация Су-25СМ3 не может отвечать современным требованиям. Хорошо, добавили систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая может позволить летать при «нулевой» видимости. Полезно. Прицельный комплекс ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), который «позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия» — ну это так себе вообще, впрочем, кто хочет верить – пусть верит.
Штурмовик без РЛС, использующий неуправляемые средства поражения – это сегодня реально позавчерашний день. Управляемый дрон-камикадзе – это высокоточное оружие, которое на несколько порядков превышает все возможности штурмовика.
В целом не просто так велением Верховного Главнокомандующего и президента России форум «Армия-2025» отменен в угоду форуму «Беспилотные системы: технологии будущего», который пройдет в Сколково с 7 по 17 августа 2025 года.
Приоритеты расставлены.
Впрочем, они расставлены давно. Тогда, когда появились разработки по темам перспективных истребителя и бомбардировщика, и даже перехватчика. Но вот штурмового направления, ПАК ША, мы не увидели.
Немудрено и логично? Да, вполне.
И здесь все просто: надо уметь прощаться. Нет ничего вечного, и более современные системы вооружений рано или поздно сменяют старые, хоть и привычные. Мушкет и аркебуз сменили в свое время лук и арбалет, автомат сменил трехлинейку, а реактивный самолет занял место поршневого.
Так и штурмовой авиации пришла пора уходить в историю. По крайней мере, после Су-25 (над этим тоже стоит задуматься) ни одна страна в мире не разрабатывала самолетов этого класса. И не будет уже разрабатывать. Су-25 – последний представитель.
Конечно, «Грачей» еще много летает, особенно в странах победнее, но уже сняты и отправлены на покой китайские Q-5, немецкие «Торнадо», да и в США уже не первый год решают, что им делать с их А-10. Хотя как раз США, любителям навести порядок в странах третьего и четвертого мира, шайтан-леталка «Бородавочник» может и пригодится.
В нашем же случае Су-25 будут летать еще какое-то количество времени, до окончательного израсходования ресурса оставшихся самолетов, после чего штурмовая авиация России окончательно уйдет в историю. Самолеты, которые с дистанции прямой видимости могли утюжить передний край обороны противника прекратят свою работу, поскольку в той же СВО и переднего края, как такового, нет. И рассредоточенность войск очень высокая, РСЗО и тактические ракеты воспитали уже личный состав по обе стороны.
Да и зачем все это, лихие штурмовые атаки, если оператор способен положить дрон туда, куда посчитает нужным с абсолютно безопасного для себя расстояния? Как на аэродроме Кривого Рога наши операторы спокойно жгли украинские Су-25. А если действительно надо будет нанести удар чем-то потяжелее, чем 5-10 кг взрывчатки у дрона, так Су-30 преспокойно и главное – более точно, чем у Су-25 положит ракету. И самолет будет находиться на безопасном расстоянии, и вести и корректировать ракету будет оператор, не отвлекая летчика. Ну а если надо будет положить что-то совсем крупное, для этого есть Су-34, оператор которого тоже доведет фугасную бомбу с УМПК до закономерного финала.
Вот такая перспектива для штурмовиков. Финал окончательный и бесповоротный, и кто бы что не говорил, какие бы прожекты не строили в интернете, надо уметь признавать: эпоха слепых и глухих самолетов с неуправляемым вооружением прошла окончательно и бесповоротно. Наверное, приятный момент, что последний «чистый» штурмовик мира – наш Су-25, прошедший не один десяток войн и конфликтов, но будущее за более экономичными во всех отношениях БПЛА и современными истребителями-бомбардировщиками.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/perspektivy-razvitiya-shturmovoj-aviaczii-vks-rossii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉