Найти в Дзене
Эхо Победы

Разгром партизан есаула Чернецова

В то время, когда делегация Донревкома прибыла в Новочеркасск, партизанский отряд есаула В.М. Чернецова (около 300 чел.), усиленный двухорудийной батареей трехдюймовок, одолженных ему в Ростове генералом М.В. Алексеевым, выступил в свой карательный рейд на станицу Каменскую. Задачу Чернецов имел прежнюю, которую не выполнил 10-й Донской казачий полк – разогнать Донревком и переловить большевистских агитаторов. Так как Красная гвардия ещё не вошла в Каменскую – советский главком всё ещё выжидал результатов переговоров, то партизанам нужно было спешить. От казаков Чернецов серьёзного сопротивления встретить не рассчитывал. Последовательно захватив станции Зверево и Лихую, 30.01.1918г. утром белые партизаны ворвались и заняли Каменскую. Донревком, подвергшись внезапному нападению, не смог организовать сопротивление и спешно эвакуировался в станицу Глубокую. Войсковой старшина Н.М. Голубов взялся за реорганизацию и создание боеспособного подразделения, способного противостоять белым партиз

В то время, когда делегация Донревкома прибыла в Новочеркасск, партизанский отряд есаула В.М. Чернецова (около 300 чел.), усиленный двухорудийной батареей трехдюймовок, одолженных ему в Ростове генералом М.В. Алексеевым, выступил в свой карательный рейд на станицу Каменскую. Задачу Чернецов имел прежнюю, которую не выполнил 10-й Донской казачий полк – разогнать Донревком и переловить большевистских агитаторов. Так как Красная гвардия ещё не вошла в Каменскую – советский главком всё ещё выжидал результатов переговоров, то партизанам нужно было спешить. От казаков Чернецов серьёзного сопротивления встретить не рассчитывал.

Последовательно захватив станции Зверево и Лихую, 30.01.1918г. утром белые партизаны ворвались и заняли Каменскую. Донревком, подвергшись внезапному нападению, не смог организовать сопротивление и спешно эвакуировался в станицу Глубокую. Войсковой старшина Н.М. Голубов взялся за реорганизацию и создание боеспособного подразделения, способного противостоять белым партизанам. Атаман А.М. Каледин на радостях произвел Чернецова сразу в полковники, «перепрыгнув через звание». Но быстрый рейд, рассчитанный на внезапности, встретил непредвиденные трудности. Контрудар красногвардейского отряда Ю.В. Саблина на станцию Лихую в тыл партизанам, заставил Чернецова отложить наступление на Глубокую и заняться наведением порядка на своих коммуникациях. На борьбу с красногвардейцами Чернецов потратил несколько дней. Роковых дней!

А тем временем в Глубокой. Авторитет среди казаков и хорошие организаторские способности красного командира Голубова, позволили ему буквально в течение нескольких дней на базе 27-го, 44-го Донских казачьих полков и 6-й Донской гвардейской батареи сформировать вполне боеспособную войсковую единицу. Численность красного отряда Голубова вероятно не превышала пяти сотен шашек. Серьёзным подспорьем было наличие артиллерии – батарея в полном составе вошла в состав отряда. Большинство офицеров было изгнано и командные должности в отряде занимали преимущественно урядники. Члены Донревкома – Ф.Г. Подтёлков, М.В. Кривошлыков и другие исполняли обязанности политруков. Антонов-Овсеенко, по просьбе Донревкома, на подмогу в Глубокую направил Воронежский полк. Таким образом, за несколько дней красные привели себя в порядок, самоорганизовались и готовы были дать отпор партизанам Чернецова.

Голубов с казаками. Третий слева. Кадр из х/ф "Тихий Дон", 1957г. Изображение из открытых источников
Голубов с казаками. Третий слева. Кадр из х/ф "Тихий Дон", 1957г. Изображение из открытых источников

В Каменской отряд Чернецова смог лишь незначительно пополниться – была сформирована офицерская дружина полковника Кузнецова, численность которой не превышала несколько десятков человек. Пополнение не покрывало потерь против красногвардейцев Саблина. Тем не менее, предстоял последний удар на Глубокую, и Донревкому конец! Чернецов запланировал на Глубокую с двух направлений – часть отряда ведёт наступление «в лоб» вдоль железнодорожного полотна, а другая часть обходит станцию справа и наносит удар во фланг и тыл большевикам. Одновременный удар с двух направлений должен был поколебать стойкость красных и привести к успеху. План дерзкий и решительный, но было в нем одно допущение. Очень серьёзное допущение, которое свидетельствует либо об авантюризме Чернецова, либо о полном отсутствии информации о противнике. Чернецов планировал производить обходные маневры пехотой! Пехотой против конницы! Маневренность пехоты на порядок уступает кавалерии, и после того как красные конные дозоры обнаружат в степи партизан – они утратят эффект внезапности и будут обречены, так как конницу они догнать не смогут, а она уйти им не позволит. Вероятно, Чернецов рассчитывал, что основным его противником под Глубокой будут «пришлые» из соседних губерний красногвардейцы, а свои казаки будут держать нейтралитет. Хотя о настроениях казаков ему следовало задуматься – в его отряде их было по пальцам пересчитать. Значит, казаки белое дело не поддерживают.

02.02.1918г. Чернецов во главе обходной группы (сотня и офицерский взвод – около 150 чел. при одном орудии) ночью выступил в степь, а другие две сотни со вторым орудием с рассветом должны были атаковать вдоль железной дороги. Но гладко было на бумаге. Ввиду потери ориентировки на местности отряд сбился с пути и скоординированной атаки на Глубокую не получилось. Группа Лазарева, наступавшая утром из Каменской была отбита красногвардейцами и вернулась назад зализывать раны. К вечеру группа Чернецова наконец вышла на намеченный рубеж атаки, а не в полдень, как планировалось. И здесь уже в полной мере раскрылся авантюризм Чернецова – без разведки и взаимодействия с группой в Каменской, в одиночку атаковать большевиков. На что он рассчитывал – непонятно! Большевики по железной дороге за это время могли перекинуть несколько полков.

Ночная атака на Глубокую закончилась тем результатом, которым и должна была закончиться. Провалом! И стоит сказать, что Чернецов приложил к этому максимум усилий – сам прыгнул в капкан. После атаки в строю у Чернецов осталось только 60 партизан. Вместо того, чтобы быстро отступить в степь и скрыться под покровом темноты партизаны заночевали на окраине Глубокой.

03.02.1918г. утром Чернецов приказал починить вышедшее из строя орудие и проверить его по красногвардейцам. Это было фактически самоубийством. Конница Голубова, поднявшись по тревоге, рассыпалась по степи и начала охватывать кольцом, удиравших партизан. И здесь Чернецов понял, что его противник не пришлые красногвардейцы, а родные донские казаки. И если у красногвардейцев боевая подготовка хромала на обе ноги, то у казаков с этим было всё в порядке. Трудно предположить, какие мысли были у Чернецова в голове, но он наверняка осознал, что его рейд потерпел полное банкротство.

Николай Туроверов, один из выживших чернецовского отряда, оставил воспоминания весьма эмоциональные и животрепещущие. Но если отбросить пафосную шелуху, то будет ясно, что казаки-голубовцы переловили в степи белых партизан как слепых котят. Конная батарея красных обстреляла шрапнелью отряд Чернецова, а конница обложила их плотным кольцом. Из воспоминаний партизана Н.Я. Жданова: «…Уже совсем около Гусева конница Голубова стала разворачиваться в лаву, очевидно готовясь к решительной атаке. Партизаны залегли, но вдруг от лавы отделился всадник. Остановившись недалеко от цепи, крикнул: «Не стреляйте, давайте вести переговоры». Чернецов сидел на пахоте, партизаны перестали стрелять… от лавы к партизанам стало отъезжать все больше и больше конных, окруживших партизан со всех сторон.

Голубов предложил Чернецову сложить оружие. Чернецов ответил: «Я отдам приказание сдать оружие, но лишь при одном условии – под ваше честное слово, что меня и моих партизан будут судить казаки, но не красная чернь на ст. Глубокой. Я совершенно не думал, что мне придется воевать с казаками, будучи сам казаком. Я уже имел схватки, но не с казаками, а с пришлыми на Дон людьми, и желающими здесь расположиться. Сегодня мои партизаны открыли огонь по казакам после того, как казаки первые начали стрелять по ним. Партизаны находились в состоянии самозащиты...». (Журнал Родимый край №93 март-апрель 1971г.)

Единственным выходом была сдача в плен, и около сорока чернецовцев сложило оружие. Голубов взял Чернецова «на поруки», надеясь продолжить переговорный процесс с Новочеркасском. Но «заслуги» Чернецова перед Российской революцией были весьма высоки.

Расправа над Чернецовым. Кадр из х/ф "Тихий Дон", 1957г. Изображение из открытых источников
Расправа над Чернецовым. Кадр из х/ф "Тихий Дон", 1957г. Изображение из открытых источников

Есть несколько версий гибели Чернецова и остатков его отряда. Я остановлюсь на шолоховской, что зарубил Подтёлков.

По теме:

Мятеж атамана Каледина. Начало

Мятеж атамана Каледина. Развёртывание Красной гвардии

Мятеж атамана Каледина. Съезд в станице Каменской

Мятеж атамана Каледина. Самоубийство

Красный атаман Голубов в Новочеркасске

Вероломство казаков. Тираспольский отряд

Год 1918. Казачье восстание на Нижнем Дону

Год 1918. Гибель Донской Советской республики

Казачье восстание на Верхнем Дону. Экспедиция Подтёлкова

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал