Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Искусство Амарны – самое «человечное» искусство Древнего Египта

Фараон XVIII династии Аменхотеп IV полностью перевернул привычную жизнь древних египтян. Он внес значительные изменения во все сферы жизни царства пирамид. До его правления вся религия была направлена на поклонение в первую очередь Амону. В связи с этим жрецы фиванских храмов, поклоняющиеся Богу Солнца, получили очень большое влияние как в политических, так и в экономических кругах. Как только Аменхотеп IV пришел к власти, он объявил всех Богов ложными, а единственно истинным – Атона, олицетворяющего солнечный диск. Фараон сменил имя на Эхнатон, что означает «Угодный Атону». Кроме того, чтобы полностью совершить переворот в привычной жизни египтян Эхнатон пошел еще дальше и приказал перенести столицу из Фив в новый строящийся город, который был назван Ахетатон («Горизонт Атона»). Сегодня местность называется Амарна, именно отсюда происходит название времени правления Аменхотепа IV – Амарнский период. Изменение религии Эхнатоном сильно повлияло на искусство Древнего Египта, которое пр
Оглавление

Фараон XVIII династии Аменхотеп IV полностью перевернул привычную жизнь древних египтян. Он внес значительные изменения во все сферы жизни царства пирамид. До его правления вся религия была направлена на поклонение в первую очередь Амону. В связи с этим жрецы фиванских храмов, поклоняющиеся Богу Солнца, получили очень большое влияние как в политических, так и в экономических кругах.

Реформы Эхнатона, повлиявшие на искусство

Как только Аменхотеп IV пришел к власти, он объявил всех Богов ложными, а единственно истинным – Атона, олицетворяющего солнечный диск. Фараон сменил имя на Эхнатон, что означает «Угодный Атону».

Эхнатон
Эхнатон

Кроме того, чтобы полностью совершить переворот в привычной жизни египтян Эхнатон пошел еще дальше и приказал перенести столицу из Фив в новый строящийся город, который был назван Ахетатон («Горизонт Атона»). Сегодня местность называется Амарна, именно отсюда происходит название времени правления Аменхотепа IV – Амарнский период.

Изменение религии Эхнатоном сильно повлияло на искусство Древнего Египта, которое приобрело совершенно другой вид и стало самым «человечным» по сравнению с предыдущими эпохами.

Фараон Эхнатон настолько старался уйти от традиций, что искусство Амарны начало сознательно отходить от идеализации изображений. Если ранее фараон был представлен подобно образу богов, то теперь, когда Аменхотеп IV решил окончательно порвать с традициями прошлого, меняется и изображение.

Фараон почитался наравне с Атоном, так как он считал себя его сыном. Эхнатон установил в храме свои огромные статуи-колоссы, в то время как Атон изображается только в виде солнечного диска.

Скульптура-колосс Эхнатон
Скульптура-колосс Эхнатон

Такие статуи и раньше устанавливались в храмах, однако теперь их образ меняется. В этих статуях видны отличительные индивидуальные черты лица фараона, особенности строения его тела. Узкая талия, выпяченный живот, широкие бедра и тонкие руки демонстрируют некоторую болезненность в теле фараона. Если обратиться к чертам его лица, то кажется, что они несколько утрированы: большие губы, крупный нос, высокие четкие скулы и миндалевидные вытянутые глаза. Образ, которые предстает в скульптуре фараона не кажется привлекательным, а скорее гротескным. Но тем не менее, в дальнейшем подобное представление царя закрепилось и в других произведениях искусства, таких как рельефы и росписи.

Нововведения коснулись непосредственно самого содержания росписей. Впервые фараон был показан в быту. Ранее изображения царя носили величественный подтекст: фараон представлялся карающим своих врагов, общающимся с Богами, приносивший жертву. Теперь же появились изображения фараона в повседневной жизни: на прогулке на колесницах, на носилках на прогулке, за обедом с семьей. Именно тут впервые на изображениях возникают чувства и эмоции, так как подчеркивается связь фараона со своими близкими.

Эхнатон c женой и детьми

Эхнатон, Нефертити и три дочери под лучами Атона
Эхнатон, Нефертити и три дочери под лучами Атона

Известен рельеф, на котором Эхнатон изображен со своей женой Нефертити и их тремя дочерями. Ранее египетские росписи исполнялись более прямыми и строгими линиями, но здесь плавные и округлые очертания тел позволили изобразить фараона и членов его семьи в легких и свободных позах. Муж и жена ласкают своих детей – семья изображена в момент счастья и покоя. А покровительствует семье Эхнатона – Атон, изображенный в виде солнечного диска с лучами-руками, протянутыми к царской семье.

Эхнатон и Нефертити

Статуэтка Эхнатона и Нефертити
Статуэтка Эхнатона и Нефертити

Особенно ярко проявления эмоциональности и близости выражались в изображении Эхнатона и Нефертити. На многих произведениях искусства они представлены держащимися за руки или касающимися друг друга. И в этих прикосновениях чувствуется нежность и тепло, чего ранее не было в древнеегипетских изображениях.

Бюст царицы Нефертити

Но самым известным произведением искусства Амарнского периода является бюст царицы Нефертити. Скульптурное изображение, сделанное из известняка, кажется «живым» за счет мастерски смоделированным чертам лица: изящные уголки губ приподняты в легкой улыбке, тонкий точеный нос, длинная шея.

Бюст Нефертити
Бюст Нефертити

Внимание привлекают глаза Нефертити. На портрете закончен лишь один глаз. Есть мнение, что изображение делалось при жизни царицы. Так как только после смерти заказчика, во время церемонии «открытия глаз», художник имел право закончить раскраску глаза. Считалось, что если он полностью закончит работу до смерти, то сможет получить «ка» («жизненная сила, черты характера или судьба человека») от изображенного человека. С другой стороны считается, что глаз просто не сохранился до наших дней.

Амарнский период в истории Древнего Египта продлился всего около 20 лет. Столько, сколько правил фараон Эхнатон. После его смерти был низведен культ Атона, а искусство вернулось к старым канонам. Но тем не менее, искусство Амарны принесло много нового, и поэтому полностью вернуться к традиционным изображениям было уже невозможно. Последующие династии переняли традиции и эстетику искусства времен Аменхотепа IV.

Читайте также: