Сейчас часто вспоминают о том, как именно формировалась коллекция Британского музея, наверное одного из самых имперских по духу музеев на свете. Большинство как минимум иронизирует над тем, как англичане присвоили себе чужие сокровища, но как к этому относились сами британцы в XIX веке? Эпиграмма Байрона «На лорда Элгина» помогает разобраться!
Кто привез Парфенон в Англию
В 1816 году британское правительство выкупило у Томаса Брюса, Седьмого графа Элгина, так называемые «мраморы Элгина»: коллекцию барельефов и статуй Парфенона, античных монет, камней и бронзы. Статуи лорд Элгин вывозил из Греции на протяжении 1801–1811 годов, уверяя, что так спасает эти памятники, пострадавшие в период седьмой турецко-венецианской войны (1684–1689).
Байрон про безносых болванов
Демонтаж скульптур и элементов знаменитого Парфенона привел к сильным повреждениям и воспринимался многими современниками-англичанами как истинный акт вандализма. Лорд Байрон также был возмущен тем, творили в Греции по указке Элглина, так что не стеснялся в выражениях:
Безносый сам, он тащит домой безносых болванов
Чтобы продемонстрировать разрушительную силу и времени, и сифилиса
Античные статуи Байрон называет безносыми не случайно: многие скульптуры были сильно повреждены, и самое частое повреждение – отсутствие носа.
Супруга лорда Элгина упоминала «деформацию лица» своего мужа, из-за чего охладела к нему. Тогда в обществе стремительно распространились слухи о том, что Томас Брюс болен сифилисом, что Байрон в эпиграмме называет как неоспоримый факт.
Критика Элгина в «Чайльд-Гарольде»
Однако на одной эпиграмме Байрон не остановился: критика графа есть и в «Чайльд-Гарольде»:
Но кто же, кто к святилищу Афины
Последним руку жадную простер?
Кто расхищал бесценные руины,
Кто самый злой и самый низкий вор?
Пусть Англия, стыдясь, опустит взор!