— Зачем вам понадобилось двести тысяч? Вы же пенсионер, на что тратить собираетесь?
Рая растерянно посмотрела на свекра, который стоял в узкой прихожей возле старой вешалки с зимними пальто и нервно мял в своих пожилых с пигментными пятнами руках газету с телепрограммой.
На первой полосе красовался портрет какого-то известного человека, а по краям расплывались какие-то жирные пятна.
Борис Петрович всегда был человеком непредсказуемым и склонным к авантюрам, но чтобы настолько потерять голову от жадности...
На кухне негромко работал старенький телевизор. Рая поглядывала на него изредка, в основном слушала фоном пока, готовила.
Шли вечерние новости о курсе доллара и погоде на завтра, а из чайника доносился едва слышный свист.
— Вы серьезно сейчас? — переспросила она.
Рая надеясь, что ослышалась. Поправила соскользнувшую с правого плеча лямку фартука и посмотрела на свекра.
— Зачем вам такая огромная сумма? На что собираетесь тратить?
Свекор торжественно выпрямился, аккуратно отложил помятую газету на узкую полку возле зеркала и принял тот самый важный, почти официальный вид, который неизменно появлялся у него перед очередной сомнительной затеей.
За окном уже садилось солнце, освещая их трехкомнатную квартиру мягким оранжевым светом, а в соседней квартире через тонкую стену играла громкая музыка.
Опять молодые соседи, видимо, отмечали чей-то день рождения или просто веселились без причин.
— Раечка, золотая моя, ты же сама понимаешь, на одну пенсию особо не разгуляешься в наше непростое время, — начал он, многозначительно покачивая седой головой и складывая руки на выпирающем животе.
— Хорошо, если на самые необходимые продукты хватает да на коммунальные платежи, а ведь хочется иногда и внукам что-то подарить, и с Клавдией Ивановной хоть изредка в кафе сходить.
А тут мне Семеныч из нашего подъезда, сосед с первого этажа, рассказал про акции одной очень перспективной компании, которая занимается новыми технологиями.
Золотое дно настоящее, клянется! Вложишь двести тысяч, а через каких-то полгода получишь четыреста, а то и все пятьсот. Представляешь, какие невероятные перспективы перед нами открываются? Можно будет и Олесе помочь, и себе что-то приятное купить, и даже поездку на юг запланировать.
Перспективы, как же... Видала она уже эти заманчивые перспективы и блестящие возможности. Ровно прошлой весной, когда еще лежал снег и капало с крыш, он точно так же загорелся гениальной идеей заработать на красной рыбе, которую якобы по бросовым ценам можно было купить напрямую из Владивостока.
Нашел какого-то подозрительного поставщика через мелкое объявление в бесплатной газете, которую подбросили в почтовый ящик.
Купил по так называемым оптовым ценам целый морозильный ларь деликатесов — семгу, горбушу, икру, — занял денег у соседей по лестничной клетке, даже у своей родной сестры в соседнем районе взял в долг последние накопления.
А когда долгожданный товар наконец пришел в старых картонных коробках, перевязанных веревками, оказалось, что вся партия безнадежно просроченная — с неприятным душком и подозрительного зеленоватого цвета.
Свекровь тогда гоняла его по всей квартире с тяжелой чугунной сковородкой в руках, кричала, что он бездумно промотал все их скромные накопления и теперь им придется экономить на каждой копейке.
— Борис Петрович, — начала Рая максимально осторожно, снимая с газовой плиты закипевший чайник и поворачивая ручку конфорки, чтобы выключить синее пламя, — понимаете, у нас с мужем сейчас нет свободных денег.
Мы и так полгода по копеечке копили на ремонт крыши нашего дачного домика. Она уже кое-где начинает протекать, а если до начала осенних дождей не починим как следует, то совсем беда приключится. Строительные материалы сейчас стали очень дорогие, да и хороших мастеров найти крайне непросто.
Свекор заметно нахмурился, сунул руки глубоко в карманы потертых домашних серых брюк. В его усталых, слегка воспаленных глазах появилось что-то недоброе.
***
Борис Петрович начал нервно ходить по кухне от окна до холодильника с пожелтевшей эмалью, потом резко остановился возле стола и стукнул по нему кулаком так сильно, что подпрыгнули стоявшие на блюдцах чашки.
— Вот так у нас всегда получается! — не сдержался он, начиная размахивать руками и постепенно повышая голос до неприятного визгливого тона. — Я ведь с самого начала, еще двадцать лет назад, был категорически против вашей свадьбы с моим сыном!
Говорил ему тогда, когда он еще совсем молодой и неопытный парень был: женись лучше на Верке из соседнего подъезда, из двадцать третьей квартиры. У этой девочки просто золотой характер, всегда поможет в самую трудную минуту, никогда не откажет родителям мужа в элементарной просьбе.
Вот у нее бы точно деньги на мои инвестиции нашлись, не то что у некоторых особенно экономных невесток! А ты... у тебя вечно одни только отговорки да бесконечные препирательства! То крыша протекает, то еще какие-нибудь срочные расходы обязательно найдутся, то ремонт, то зубы лечить надо!
Рая молча и терпеливо выслушивала этот до боли знакомый обвинительный монолог, который она слышала уже не в первый и даже не в десятый.
Спокойно наливала крутой кипяток в старый заварочный чайник с тонким носиком, куда заранее насыпала ароматный ромашковый чай с мелиссой.
Спорить с разгневанным свекром было абсолютно бесполезной тратой времени и нервов — он все равно неизменно считал себя правым во всех жизненных вопросах без исключения, а любые разумные доводы и возражения воспринимал исключительно как личное оскорбление и неуважение к его преклонным годам.
Гораздо разумнее было просто молча подождать, пока он окончательно выговорится и немного успокоится, а потом без лишнего шума уйдет домой к себе в соседний подъезд к своей Клавдии Ивановне.
— Вот и живите теперь со своими бесконечными ремонтами и жесточайшей экономией на всем подряд, — проворчал Борис Петрович, решительно направляясь к холодильнику.
Он открыл дверцу так резко и неаккуратно, что опасно задребезжали стеклянные бутылки с молоком и кефиром на верхней полке.
Достал оттуда увесистую палку Краковской колбасы, которую они с мужем купили в минувшие выходные на центральном рынке у проверенного мясника, аккуратно сунул ее под мышку и широкими решительными шагами направился к входной двери.
— Всего вам хорошего и до свидания! — бросил он через плечо, даже не удостоив невестку прощальным взглядом.
Рая глубоко вздохнула с неподдельным облегчением, медленно разлила горячий душистый чай по двум фарфоровым чашкам и внимательно прислушалась к приглушенным звукам, которые доносились из кладовки рядом с кухней.
Михаил совершенно точно слышал всю их неприятную беседу от начала до конца — в их старой панельной квартире стены тонкие как бумага, а голос у разозленного свекра громкий и пронзительный, — но благоразумно предпочел не вмешиваться в очередные семейные разборки и выяснение отношений.
Такой уж у нее муж по натуре: добродушный, покладистый, миролюбивый, и с собственным отцом категорически боится связываться.
Хотя ему уже давно перевалило за сорок, на висках благородно серебрится ранняя седина, а за годы размеренной и сытой семейной жизни он заметно располнел и наел себе приличный животик.
Все равно в присутствии своего родного папаши ведет себя робко, словно нашкодивший первоклассник перед строгим учителем.
Вскоре послышались его осторожные шаги. Миша неторопливо вышел из кладовки, неся в руках тяжелую картонную коробку, доверху набитую старыми журналами и газетами.
Аккуратно поставил ее возле входной двери, чтобы завтра вынести на мусорку, и медленно подошел к жене.
С нежностью провел привычным жестом ладонью по ее мягким волосам, которые она каждый вечер после возвращения с работы обязательно распускала и тщательно расчесывала старой деревянной расческой.
— Не расстраивайся из-за него, солнышко мое, — тихо и ласково сказал он, бережно обнимая Раю за плечи и притягивая к себе. — Ты ведь наверняка устала после тяжелого рабочего дня и всех этих разговоров?
Иди лучше отдохни как следует, телевизор посмотри или книжку почитай, а я пока здесь окончательно со всем разберусь. Кстати, завтра у меня долгожданный отпуск начинается — целых две недели полной свободы от работы и всех служебных обязанностей.
Поеду первой же электричкой на нашу дачу, сам основательно займусь этой проклятой протекающей крышей. Строительный материал я уже купил на прошлых выходных, все лежит в гараже и ждет своего часа. Ты только не волнуйся понапрасну из-за этого ремонта.
Рая благодарно улыбнулась, осторожно поставила горячую чашку с чаем на стол и крепко обняла мужа, вдыхая такой родной и знакомый запах его одеколона.
Какой же у нее все-таки удивительно замечательный, надежный и заботливый муж! Пусть он и мягкотелый тихоня по своему характеру, зато невероятно хозяйственный, ответственный, а руки у него просто золотые.
Ей с таким мужчиной действительно крупно повезло в этой жизни.
Так думала наивная Рая...