К удивлению для себя заметил, что, рассказав об огромном количестве странных и сомнительных с этической точки зрения, экспериментов, я почему-то упустил из виду самый известный и пугающий: Стэнфордский тюремный эксперимент.
С чисто научной точки зрения эксперимент провалился, но дал некоторые результаты, проливающие свет на психологию человека и социальное поведение.
⚠️ Этические аспекты этого исследования до сих пор обсуждаются на курсах психологии в колледжах и университетах по всему миру.
Эксперимент стал настолько известен, что в 2015 году по нему был снят голливудский фильм.
Идея
В 1971 году психолог Филип Зимбардо попытался показать, что тюремные охранники и заключённые склонны вживаться в предопределённые роли, ведя себя так, как они считают нужным, вместо того, чтобы руководствоваться правилами и моральными принципами.
Он хотел показать дегуманизацию и ослабление социальных и моральных ценностей, которые могут произойти с охранниками, оказавшимися в такой ситуации.
Ход эксперимента
Для проведения Стэнфордского тюремного эксперимента Зимбардо построил имитацию исправительного учреждения в подвале Стэнфордского университета.
В местных газетах были размещены объявления с предложением 15 долларов в день для участников эксперимента. Из 75 откликнувшихся были отобраны 24 мужчины, которые были признаны наиболее психически и эмоционально устойчивыми. В основном это были представители среднего класса. Случайным образом их разделили на две группы: 12 заключённых и 12 охранников.
Группа, отобранная для охраны, была одета в устрашающую форму «военного образца». Им также были предоставлены деревянные дубинки и отражающие очки, позволяющие избегать зрительного контакта и делать охранников менее похожими на людей.
На инструктаже Зимбардо, исполнявший роль надзирателя на протяжении всего эксперимента, сообщил охранникам, что единственным правилом является запрет на физические наказания. В остальном охранники должны управлять тюрьмой по своему усмотрению, работая посменно и в соответствии с установленным графиком.
Заключённые же, напротив, были одеты в простую робу и не имели права носить нижнее бельё, а на лодыжке у каждого заключённого была надета небольшая цепочка, напоминающая о том, что они находятся в исправительном учреждении. Условия содержания были тяжёлыми: самые простые матрасы и еда.
Полиция Пало-Альто согласилась помочь в проведении эксперимента. Заключённых, как настоящих подозреваемых, задержали и зачитали им права, сделали фотографии и сняли отпечатки пальцев. После того, как их раздели, обыскали и обработали от вшей, их отвели в камеры, которые стали их домом на следующие две недели.
Результаты
Стэнфордский тюремный эксперимент очень быстро деградировал, и тёмная и бесчеловечная сторона человеческой природы очень быстро взяла верх.
Заключенные стали подвергаться различным унижениям и наказаниям со стороны охранников, и у многих из них начали проявляться признаки психического и эмоционального расстройства.
На второй день эксперимента заключённые организовали массовый бунт и беспорядки в знак протеста против условий содержания. Охранники работали сверхурочно и разработали стратегию подавления бунта с использованием огнетушителей.
Зимбардо не давал никаких указаний на эти действия; охранники сами проявили инициативу, разработав план.
Стандартные переклички превратились для заключённых в суровое испытание и ритуальное унижение, принудительные физические упражнения и наказания стали всё более распространёнными. У заключённых отобрали матрасы, и им пришлось спать на холодном, жёстком полу.
Туалет превратился из основного права человека в привилегию: доступ к ванной комнате часто был ограничен; заключённым часто приходилось чистить туалет голыми руками.
Эксперимент показал, что у трети охранников проявилась крайняя, глубоко укоренившаяся склонность к садизму. Двоих заключённых пришлось удалить досрочно, поскольку они проявляли явные признаки эмоционального стресса.
Примечательно, что ни один из заключённых не хотел прекращать эксперимент досрочно, даже когда ему сообщили, что откажут в выплате за участие.
На замену прислали другого заключённого, которому было приказано объявить голодовку в знак протеста против плохого обращения и в попытке добиться досрочного освобождения. Удивительно, но сокамерники восприняли его как нарушителя спокойствия, а не как жертву, пытающуюся им помочь.
Стэнфордский тюремный эксперимент продолжался шесть дней, пока для опроса охранников и заключенных не пригласили постороннего человека — Кристину Маслах, аспирантку, которая позже стала женой Зимбардо. Она была шокирована увиденными ею сценами.
Зимбардо прекратил эксперимент досрочно, отметив, что из более чем 50 внешних посетителей Кристина была единственной, кто выразил обеспокоенность по поводу происходящего.
Выводы
Зимбардо считал, что эксперимент показал, как индивидуальные личности людей могут подавляться, когда им дают руководящие должности.
Результаты эксперимента на протяжении многих лет использовались во многих громких судебных делах, чтобы попытаться показать, что тюрьма должна иметь чёткие инструкции и указания от вышестоящих органов власти, в противном случае могут иметь место случаи жестокого обращения с заключёнными.
Зимбардо также умолчал о том, что не все охранники проявляли садистские наклонности, а некоторые стремились активно помогать заключенным и проявлять к ним сочувствие.
Критика
Этичность стэнфордского тюремного эксперимента уже давно ставится под сомнение, и, конечно же, без более строгого контроля этот эксперимент сегодня не был бы проведён, так как может представлять реальную опасность для людей, склонных к психическим и эмоциональным расстройствам
Другие критические замечания касаются обоснованности результатов. Это был полевой, а не научный эксперимент, поэтому представлены только результаты наблюдений, а не научная оценка.
Выбор испытуемых также был подвергнут серьезным сомнениям, поскольку в объявлении говорилось: «Требуются добровольцы для тюремного эксперимента». Это могло побудить людей с большей предрасположенностью к насилию подать заявку.
После исследования многие охранники и заключенные отметили, что они просто играли роли, которые, по их мнению, от них ожидались, поэтому нет единого мнения о том, действительно ли исследование отображало человеческую природу или нет.
Другой вопрос, связан ли Стэнфордский тюремный эксперимент с реальными тюрьмами. Хотя жестокое обращение с заключёнными, несомненно, имеет место во всём мире, в большинстве учреждений охранники проходят тщательную проверку и длительный и обширный процесс подготовки.
У них также есть строгие протоколы, которых они должны придерживаться. Кроме того, в исследовании участвовали только мужчины, а в большинстве западных тюрем среди охранников есть представители обоих полов.
Напоследок:
Более поздние исследования пришли к выводу, что насилие в тюрьмах часто исходит сверху вниз, и что отдаваемые приказы могут влиять на результаты. Если бы Зимбардо дал охранникам более строгие указания с самого начала, то, возможно, у охранников, отобранных для Стэнфордского тюремного эксперимента, было бы меньше садистских наклонностей.