6 февраля 1969 года Дэвид Лурье пришёл на приём к психиатру из государственной больницы в Хаверфорде и сообщил, что слышит голоса. После подробного опроса, в котором Лурье опросили о его семейной жизни и детях, ему поставили диагноз шизофрения и госпитализировали.
Но вот в чём загвоздка, Дэвид Лурье был полностью здоров.
Дэвид Лурье - это псевдоним психолога Дэвида Розенхана из Стэнфордского университета в Калифорнии, который пришёл к врачу под прикрытием, как и семь других таких же «больных».
Их целью было выяснить, сможет ли персонал больницы отличить здорового человека от безумца.
Эксперимент, который чуть не разрушил веру в психиатрию
Исследование, опубликованное в 1973 году, частично способствовало разрушению веры общества в психиатрию, заложенного в 1975 году в фильме «Полет над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли.
Работа Розенхана оказала влияние на умы людей и усилила убеждения сторонников движение за закрытие крупных учреждений и замену их небольшими экологическими психиатрическими центрами.
В результате эксперимента
...психиатры выглядели ненадежными и устаревшими шарлатанами, неспособными участвовать в исследовательской революции...
- писал психиатр Аллен Фрэнсис, когда-то работавший в Университете Дьюка в Северной Каролине.
Розенхан был не первым человеком, который проник в психиатрическую больницу и раскрыл его ужасы. Журналисты, писатели и даже психиатры делали то же самое и ранее, но никто не был настолько строгим, как с точки зрения статистики, так и с точки зрения данных.
Ход эксперимента
Восемь мужчин и женщин без истории болезней или симптомов, вызванных проблемами с психическим здоровьем, включая самого автора, записались на приём в 8 психиатрических больниц по всей территории Соединенных Штатов, утверждая, что они испытывают галлюцинации.
У всех участников были диагностированы психические заболевания, у семи человек - шизофрения и у одного - биполярное расстройство. После госпитализации они стали вести себя как нормальные (здоровые) люди – насколько это позволяло функционирование в такой больнице.
Однако в каждом из случаев врачи рассматривали их поведение через призму их первоначального состояния. Например, когда кто-то делал исследовательские заметки о деятельности отделения, медсестры сообщали, что «пациент занимается арт терапией» и т. д.
Сколько пациентов могут быть «здоровыми» вне психиатрической больницы и в то же время казаться «сумасшедшими» в её стенах – не потому, что в них есть безумие, а потому, что они реагируют на странные условия?
- написал Розенхан в своей статье.
Во время госпитализации, которая длилась от 7 до 52 дней, участниками эксперимента было принято в общей сложности около 2100 психоактивных препаратов. Все участники, после прохождения терапии были выписаны с диагнозами «в ремиссии».
Эксперимент с самозванцем
Второй подобный эксперимент был проведён в одной известной исследовательской и преподавательской больнице, руководство которой, после прочтения статьи Розенхана утверждало, что всё дело в специалистах и что ничего подобного в их заведении произойти не могло.
Розенхан согласился провести второй эксперимент, в ходе которого, он в течение трехмесячного периода направит в больницу несколько пациентов-симулянтов, цель которых попасть в стационар.
По итогу из 193 обратившихся за помощью людей, 41 были признаны самозванцами и ещё 42 как подозреваемые.
Но как оказалось позднее Розенхан никого не посылал, а все те, кого персонал больницы подозревал в самозванстве, были обычными пациентами.
Вывод:
Любой диагностический процесс, который слишком легко допускает массовые ошибки такого рода, не может быть признан надежным.
Критика
В ходе своих исследований Сюзанна Кахалан получила доступ ко многим оставленным после смерти Розенхана документам - перепискам, которые длились десятилетия, записям в дневниках и даже неопубликованной книге о ходе эксперимента.
Вскоре стало ясно, что в материалах есть несовпадения. А в записях Розенхана есть его медицинские записи из больницы Хеверфорда, на которых изображен совершенно другой портрет его личности, чем тот, который был изображен самим Розенханом. Одним из основных принципов эксперимента было то, что все псевдопациенты озвучивали только один симптом – голоса, которые говорили: «пустота», «стук». Однако Розенхан не следовал своему собственному сценарию.
Психиатр Фрэнк Льюис Бартлетт работавший в то время в больнице писал, что Дэвид Лурье (Дэвид Розенхан) был настолько обеспокоен голосами, что делал накладки из меди на уши, создавая тем самым то, что мы сейчас называем «шапочкой из фольги»
Он чувствовал, что он чувствителен к радиосигналам и слышит то, что думают люди
- писал Бартлетт.
Галлюцинации и нарушения мышления, особенно вера в то, что вы слышите или контролируете мысли других людей, считаются ключевыми симптомами шизофрении и, следовательно, способствовали ошибочному диагнозу.
Обнаружение таких несоответствий побудило Кахалан попытаться отследить других псевдопациентов, которые участвовали в исследовании. Первый кого удалось обнаружить стал человек по имени Андервуд - инженер-программист на пенсии, живущий в Остине, штат Техас, который не смог вспомнить часть якобы предоставленной им ранее информации.
Андервуд привел Кахалан к другому бывшему студенту Розенхана - Гарри Ландо, который работал психологом в психиатрическом учреждении университета Миннесоты. Хотя ошибочный диагноз шизофрении и 19-дневная госпитализация соответствуют информации из эксперимента, по мнению Калахан этого всё ещё недостаточно.
Контакты остальных псевдопациентов найти не удалось.