Есть мнение, что братьев по разуму в космосе проще всего обнаружить по радиосигналам. И насколько серьёзно к этому мнению относится наука, можно понять потому, что на всей территории Соединённых Штатов в 1924 году на 36 часов был введён режим радиомолчания. Астрономы всё это время «слушали» Марс. И были весьма разочарованы, признаков активности в радиодиапазоне на этой планете не обнаружив.
...И тут уместно напомнить, что до 70-х годов прошлого века, существование каналов на Марсе считалось без малого фактом. Максимум, «не доказанным» оставалось лишь искусственное происхождение сети по всем признакам ирригационной. Это захватывающая история, но в данном контексте достаточно сказать, что если бы марсиане пользовались радиосвязью, аппаратура 20-х годов позволила бы это заметить.
Вообще же, история радиоастрономии в современном понимании начинается в 1932 году, когда впервые было зарегистрировано излучение Солнца в радиодиапазоне. К концу 30-х появляются уже радиотелескопы с параболическими зеркалами и начинается систематическое изучение космоса новыми средствами. Удивительным открытием тогда стало обнаружение мощного источника радиоизлучения в невидимом за тучами пыли ядре Млечного Пути… теперь мы знаем, что там «гудит».
Радиоастрономия занимает своё место наряду с тепловой, оптической, ультрафиолетовой, рентгеновской и гамма-астрономией. Каждая работает в своей области длин волн электромагнитного излучения, пользуясь своими инструментами и возможностями, иногда уникальными. В частности, радиоастрономия может быть «активной», что подразумевает изучение ближайших тел с помощью радиолокаторов. То есть, облучение с последующим анализом отражённого сигнала, что особенно хорошо в случае Венеры работает. Ведь её атмосферу только радиоволны и пробивают… Но не суть.
Суть, как ясно из заглавия статьи в «братьях». Другими цивилизациями интересовались и читатели. Да и вообще, ни кто бы в Штатах радиомолчание вводить бы не стал, если бы на кону не стояли именно «разумные марсиане».
Что же касается «братьев», то в пределах системы мы их услышали бы… В середине же прошлого века речь зашла уже о поисках внеземного разума в пределах спирального рукава. Дело представлялось верным, ибо на некоторых участках спектра в радиодиапазоне Земля даже десятилетия назад «светила» ярче Солнца. И за каких-то десять миллиардов долларов астрономы брались «братьев» выследить даже в тысячах световых лет.
Здесь уже может возникнуть вопрос, за что такие деньги, если в радиодиапазоне технологическая цивилизация является ярким по меркам галактики источником?.. Тут всё непросто. Действительно яркие источники, это ядра галактик, пульсары, черные дыры, некоторые белые карлики. Цивилизация же сравнима лишь с обычно звездой, а значит в абсолютных величинах светит очень тускло. Ибо энергия, которую Земля рассеивает в форме радиоволн, ничтожно мала даже сравнительно с отражённым и переизлучённым в тепловом диапазоне солнечным светом. То есть, для регистрации «радиосвечения» планеты требовалась аппаратура очень чувствительная… И такую, в принципе, вполне можно было бы создать ещё в прошлом столетии.
Проблема заключалась в другом. На карте небесной сферы в радиодиапазоне видны были бы миллионы ярких источников и сотни миллионов тусклых. И которые из последних – планеты? Каждый источник в радиодиапазоне требовалось соотнести с источником оптического излучения, – со звездой. Потому, сделать поправки на расстояние до объекта. То есть, вычислить абсолютную яркость. Более высокая, чем у прочих, абсолютная яркость на используемых для связи длинах волн указывала бы на вероятную обитаемость системы звезды… Без этого же сканирование небесной сферы с радиодиапазоне ни о чём не говорило.
Стоит также напомнить, что до конца прошлого века об обнаружении собственно планет у других звёзд речи не было. Аппаратура позволяющая экзопланеты находить появилась относительно недавно. Радиотелескоп же, сравнительно с обычным, представляет собой устройство неточное. И с самостоятельным определением дистанций до космически удалённых объектов у радиоастрономии также наличествуют некоторые не характерные для других видов астрономии затруднения… Хотя с вычислением расстояний везде непросто.
Если же короче, то задача в вышеописанной постановке была в прошлом веке признана технически неразрешимой. И сохраняет такой статус до сих пор. Так или иначе, радиоизлучение исходит отовсюду, и доказательство техногенной природы источника требует кропотливых исследований, – слишком кропотливых, чтобы искать братьев «по площади». Если звезда чем-то привлекает внимание, вполне реально проверить, не «светит» ли она ярче положенного на частотах, означающих открытие обитателями одной из планет телевидения. Однако, обратное – не верно. Само по себе излучение на такой частоте ни о чем не говорит, а присматриваться ко всем звёздам (или даже ко всем жёлтым звёздам) подряд – никакого бюджета не хватит.
...Подчеркнуть также следует то обстоятельство, что нет речи о «перехвате передач». Это, разве что, с Марса. Современная дальнобойная астрономия работает, буквально, с отдельными квантами, передача же – модуляция потока квантов… А «потока-то» нет. Телескоп зарегистрирует лишь отдельные кванты из от разных передатчиков, если их на планете множество. «Расшифровать» перехват иначе, нежели «белый шум» никак нельзя…
Чем и был предопределён дальнейший ход рассуждений. Просто так мы «братьев» в радиотелескопы не увидим. Ибо потока – нет. Мы это понимаем, следовательно, и они понимают. Следовательно, нужно искать путём прослушивания именно направленные передачи. Цивилизацию можно будет найти, если она направит мощный передатчик на Землю, и умышленно подаст простенький, но упорядоченный сигнал.
Зачем братьям нам сигналить – это второй вопрос. Над ним ломали голову лучшие умы человечества. Как и над тем, почему лучшие умы у братьев пришли к другим выводам, и «космос молчит».
...То есть, обнаружение цивилизации по радиоисточникам вполне реалистично. Но только в пределах радиуса «оптического» обнаружения экзопланет. Сначала мы находим предположительно пригодную для жизни планету, потом только направляем на систему радиотелескоп, и убеждаемся что 300, – или на каком она там расстоянии в световых годах, – лет назад на этой планете радио ещё не изобрели.
Однако, в обозримой части спирального рукава пока не найдено планет кажущихся «перспективными» с точки зрения обитаемости. Как и радиоисточников сколько-то подозрительной природы. И данный результат представляется не «разочаровывающим», а ожидаемым. Согласно теоретическим расчётам (в основе которых лежат допущения в достаточной мере вольные, чтобы не воспринимать эти расчёты серьёзно), в радиусе 300 световых лет Земли может находиться от до тысячи, если иметь ввиду предельно оптимистическую оценку, «кислородных» планет. Однако… радио у нас есть чуть более 100 лет, а кислородная атмосфера 2500 миллионов лет… Даже на тысячу землеподобных планет (пока не увидели ни одной) наличие технической цивилизации представляется совершенно невероятным.