Найти в Дзене

Монтессори для детей и взрослых: Философия, которая учит уважать личность и менять мир с самого детства — рассказ эксперта

Каждого родителя мучает тревога: «Как не навредить ребенку?» Кто-то боится вседозволенности, кто-то — строгих правил. Первые шаги в Монтессори для многих — это трепет, растерянность и, конечно, сомнения. Мы поговорили с Натальей Зароченцевой, педагогом Школы Великих Открытий, которая уже 18 лет работает с детьми и взрослыми по методике Монтессори. Она прошла путь от мамы, делающей первые шаги в воспитании, до эксперта, и сегодня рассказывает, что действительно важно в воспитании — не только для детей, но и для взрослых. Я была молодой мамой. Первый ребёнок. Всё неведомо. Никто ничего не готовил к материнству. Видимо, интуитивно я стала искать не классические формы детских садов. Хотела чего-то необычного, неординарного, не такого, как у всех. Наталья Зароченцева
Именно так Наталья оказалась среди тех, кто выбирает не стереотипы, а возможность расти рядом с ребёнком, уважая его уникальность. В среде Монтессори она обнаружила, что взрослым не обязательно всё решать за детей — достаточн
Оглавление

Каждого родителя мучает тревога: «Как не навредить ребенку?» Кто-то боится вседозволенности, кто-то — строгих правил. Первые шаги в Монтессори для многих — это трепет, растерянность и, конечно, сомнения.

Мы поговорили с Натальей Зароченцевой, педагогом Школы Великих Открытий, которая уже 18 лет работает с детьми и взрослыми по методике Монтессори. Она прошла путь от мамы, делающей первые шаги в воспитании, до эксперта, и сегодня рассказывает, что действительно важно в воспитании — не только для детей, но и для взрослых.

Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог Школы Великих Открытий
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог Школы Великих Открытий

Как всё начиналось: поиск и первые открытия

Я была молодой мамой. Первый ребёнок. Всё неведомо. Никто ничего не готовил к материнству. Видимо, интуитивно я стала искать не классические формы детских садов. Хотела чего-то необычного, неординарного, не такого, как у всех.
Наталья Зароченцева


Именно так Наталья оказалась среди тех, кто выбирает
не стереотипы, а возможность расти рядом с ребёнком, уважая его уникальность. В среде Монтессори она обнаружила, что взрослым не обязательно всё решать за детей — достаточно увидеть в ребёнке личность, которой доверяют и радуются её успехам. Даже в самых скромных условиях, когда материалов и возможностей было немного, атмосфера уважения и свободы меняла всё: здесь не было давления, шаблонов и требований «делать, как все»:

Меня очень сильно удивило отношение к детям. Детей уважают за их потребности. В группе — всё малюсенькое, на уровне ребёнка: полочки, материалы… Это творчество без шаблонов: много разных техник и свобода выбора, а не «делай только так».
Наталья Зароченцева

-2

От родителя к педагогу: смена ролей и стереотипы

Наталья пришла в Монтессори из профессиональной сферы, далёкой от педагогики — она была дизайнером верхней одежды. С появлением ребёнка в её жизни начался новый этап, наполненный открытиями и изменившимися ценностями:

Рождение ребёнка меняет ценностное поле, меняется представление о том, чего ты действительно хочешь. Поэтому я решила глубже погрузиться в психологию и педагогику.
Наталья Зароченцева


По мере знакомства с методикой Наталья сталкивалась со
стереотипами, особенно среди родителей:

У многих родителей в голове существует шаблон, что в Монтессори — это вседозволенность. Как будто ребёнок в группе может делать всё, что захочет: брать любые материалы, общаться с кем угодно, сидеть где угодно, лежать, стоять...
На самом деле, границы есть, но они не задаются взрослым, а формируются самой средой и правилами жизни группы.
Наталья Зароченцева
-3

Ошибки и открытия: важные уроки на пути к Монтессори


Ошибка №1. Думать, что свобода — это полная вседозволенность.

Многие думают, что Монтессори — это когда «детям всё можно». На самом деле, свобода — это возможность выбирать в рамках разумных границ, которые дети принимают как естественные. Например, если материал один, его берут по очереди, возвращают на место, чтобы следующий тоже мог им воспользоваться.

Ошибка №2. Ждать, что ребёнок будет делать «как все».

В традиционной школе часто ждут единого результата от всех детей. В Монтессори у каждого — своя траектория. Например, если ребёнок не интересуется чтением, но увлечён самолётами — можно подобрать материалы по языку на эту тему. Такой индивидуальный подход помогает сохранить интерес и мотивацию к учебе.

У меня был один мальчишка в классе, который вообще отказывался читать… Я делала материалы по языку на основе самолётов: выводила через его интерес на изучение языка.
Наталья Зароченцева


Ошибка №3. Считать, что среда должна быть статичной.

Часто педагоги и родители думают, что достаточно купить «правильные» материалы — и всё заработает. Но среда — это живой организм, который надо постоянно обновлять, подстраивая под интересы и потребности детей.

Дети не могут находиться в одной и той же среде, им будет неинтересно, если она не будет меняться. Мы ротируем что-то по сезону, вносим новое под интересы детей.
Наталья Зароченцева
-4

Монтессори — это не только методика, но и философия жизни

Сегодня Наталья работает эйчаром в школе, и для неё принципы Монтессори актуальны и для взрослых:

Я применяю все концепции метода Монтессори на взрослых. Всё абсолютно так же работает, как на детях. Это философия жизни.
Наталья Зароченцева


Главное — уважение к личности!

Самое ценное — понимание того, что ты работаешь не с ребёнком, а с будущим взрослым. Ты не знаешь, кем он будет, но обязан проявить уважение к этой личности. Каждая душа ребёнка — это загадка, и ты каждый раз её отгадываешь.
Наталья Зароченцева
-5

Лайфхаки для родителей и педагогов


Наблюдайте за ребёнком.
Самые ценные изменения происходят после внимательного наблюдения за тем, что действительно интересно и важно для каждого ребёнка.

Не бойтесь менять и добавлять. Если видите, что что-то не работает — убирайте, если чего-то не хватает — вносите. Даже такие, казалось бы, бытовые моменты, как сервировка стола, можно превратить в обучающий материал.

Ловите точку интереса. Любой ребёнок — загадка, и если вы поймали его интерес, он будет с удовольствием учиться и развиваться.

Помните про возрастные особенности. В разном возрасте у детей разные «сензитивные» периоды — моменты, когда дети особенно восприимчивы к определённым видам деятельности.


Уважайте личность.
Даже если перед вами маленький ребёнок — это будущий взрослый, и отношение к нему должно быть с уважением и пониманием.

-6

Монтессори-педагогика — это не про «делать как все» и не про «разрешать всё». Это про внимание, уважение, свободу в рамках правил и индивидуальный подход. И, как показывает опыт Натальи, эти принципы работают не только с детьми, но и со взрослыми.

Школа Великих Открытий