Автор — Ангелина Вовк
Свободный выбор в Монтессори-методе зачастую приравнивается к полному отсутствию правил и потаканию всему, что делает ребенок. Но что на самом деле стоит за этим принципом? Как он воплощается в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и каковы его результаты? Давайте разбираться вместе.
Свободный выбор и возраст ребёнка
Среди взрослых людей есть достаточно внушительное количество тех, которые не знают, чего хотят. Они умеют принимать лишь сиюминутные решения, чтобы решить что-то здесь и сейчас, но не могут найти ответ на самые главные вопросы – "Чего я хочу достичь в жизни?", "Чем я хочу заниматься: какое направление выбрать?", "Хочу ли я быть с этим партнером или с другим?".
Всё дело в том, что у людей нет опыта опираться на себя, нет опыта выбора. В большинстве ситуаций за них решали с самого детства, предоставляя выбор лишь в виде "да" или "нет".
В системе Монтессори предоставляемый выбор напрямую зависит от возраста ребёнка: чем он старше, тем свобода выбора становится более глубокой и глобальной.
Свободный выбор в рамках дозволенного
Когда у человека происходит столкновение имеющихся ограничений и собственных желаний, он начинает всё взвешивать.
В этом проявляется специфика Монтессори-метода: дети учатся всегда взвешивать то, что они хотят, то, что они могут, и то, какими ресурсами они обладают.
Подобный анализ учит ребенка действовать наилучшим образом для себя и для другого, исходя из ситуации.
Свободный выбор в Монтессори не полностью свободный, есть определенные границы.
В садике у ребенка есть выбор в следующих вопросах: "Сколько я могу заниматься с этим материалом?", "Где я хочу работать – на коврике или на столе?", "С кем я хочу работать – с другом, с группой детей, один?".
И всё. Это весь выбор.
Далее вступают в силу ограничения: "Я не могу заниматься тогда, когда все дети спят" – есть режимные моменты. "Я не могу выбрать место, которое уже занято другим".
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, ведущая курсов
Свободный выбор и коммуникация
Выбор, предоставляемый в Монтессори-классе, имитирует выбор, предоставляемый нам в реальной жизни, и учит детей взаимодействию: развивает коммуникацию, умение слышать себя и другого.
Как результат, ребенок учится принимать решения в рамках дозволенного. Всё это – отражение реальной жизни, просто с предоставлением тех выборов, которые посильны детям дошкольного возраста.
Когда у нас есть выбор без социума? Представим, что у нас в классе три ребенка и абсолютный персональный подход. Фактически, ребенок может делать то, что хочет.
А когда есть большой класс, где ребенок ограничен имеющимися правилами и ресурсами, ему предстоит каждый день искать собственные ресурсы, чтобы воплотить собственную мечту и совершать собственные открытия.
Этому учит методика Монтессори.
Ребенок анализирует: он сканирует весь класс, чтобы найти свободное место – "у окна занято, в центре не хочу, а, вот, есть свободное место у аквариума, пойду туда".
Это для нас всё выглядит просто. А для ребенка каждую минуту происходит такой выбор. Маленький, но выбор. Наилучший для себя и для другого.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, ведущая курсов
Свободный выбор и ответственность взрослого
До 18 лет ответственность за ребенка и его решения лежит на родителях. Собственной ответственности ребенок учится постепенно, принимая те решения, которые посильны ему в конкретном возрасте.
Например, ребенок запланировал на сегодня сделать определенное задание – это значит, что он берет на себя ответственность выполнить поставленную задачу в срок. Если по каким-то причинам ребенок не успевает, его ответственность преобразуется и звучит уже следующим образом: "либо я откажусь от чего-то, чтобы успеть, либо перенесу на следующий день". Но всё это – уровень ответственности ребенка.
Ответственность отдается детям плавно.
Очень частая проблема родителей – домашние животные.
"Я же ему собаку купила, вот он и несет за нее ответственность! Потому что он так ее просил! А в итоге мы все семьей мучаемся!"
Ребенок не несет полностью эту ответственность, он еще не способен на это. За ответственность и волю отвечает лобная часть коры головного мозга, которая заканчивает свое формирование к 24 годам.
И получается, что эта бедная собака принадлежит ребенку, но ухаживают за ней родители.
Родители, пожалуйста, когда вы берете собаку, имейте в виду, что именно вы будете нести за нее ответственность. Ребенок может ее любить, кормить и выгуливать, но если вдруг он забудет, ваша ответственность – напомнить ему, помочь ему и поговорить с ним.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, ведущая курсов
Свободный выбор и будущее
Внедряя с раннего возраста принцип свободного выбора с необходимыми ограничениями, мы позволяем детям научиться ощущать себя и свои желания, принимать во внимание желания других, взаимодействовать и искать компромиссы.
Все эти навыки позволят во взрослом возрасте успешно взвешивать плюсы и минусы, определять, куда двигаться и к чему стремиться, осознавая, от чего придется отказаться для достижения поставленной цели.
Мне очень нравится высказывание Шалвы Амонашвили, который говорит, что взрослый – это берега, а ребенок – это река. И чтобы река пришла к той цели, к которой она течет, – к морю, к океану, надо выстраивать берега, но давать незыблемую свободу.
И если мы посмотрим на реку, которая втекает в большую воду, она начинается с тонкого ручейка, а затем уже растекается дельтой.
Это и есть выбор, который на выходе получает ребенок: у него есть накопившейся опыт, и он научился выбирать.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, ведущая курсов
Школа Великих Открытий