Я уже рассказал Читателю, как мы прибыли в Шую и даже успели посетить один из интереснейших музеев. Но в моей задаче значилось другое музейное погружение, собрание Шуйского историко-художественного и мемориального музея имени М.В. Фрунзе влекло меня не один год, и вот, почему.
Все дело в том, что конкретно здесь собрана и представлена в постоянной экспозиции самая большая, в России, коллекция сосудов с секретом. Что такое сосуд с секретом? Это тема для отдельного разговора.
Несколько лет назад мне посчастливилось приобрести две старинные стеклянные бутылки. И не было бы ничего в этом удивительного, если б в них не находились… сложные конструкции религиозной тематики, которые можно было бы упрощенно так и назвать: «кресты в бутылках».
Впервые с композициями, помещенными в бутылки я познакомился еще раньше, увидев в сувенирной лавке заморской страны сосуды, в которых какой-то умелец смонтировал миниатюрные парусные корабли, думаю, подобные штуковины видели многие из моих Читателей. Тогда я подивился, невольно подумав о том, что есть же за границей мастера, способные на такие фокусы, то ли дело наши «Иваны», не умеют они подобное сработать и... ошибся! Оказывается, очень давно, еще в XIX веке во многих местах Российской империи зародились промыслы и талантливые соотечественники-кустари помещали в стеклянные сосуды (а точнее – в бутылки) композиции такой сложности, что современным заморским мастерам с их корабликами было бы просто стыдно, увидь они эти произведения, особенно стыдно в том ракурсе, что делались эти произведения полтора столетия назад самыми примитивными инструментами и вообще, при тотальном дефиците средств и возможностей.
В России искусство помещать композиции в бутылки было тесно связано с паломничеством (а точнее – с богомольем, ибо богомольем называлось посещение верующими Святых Мест на территории империи, а паломничество - это путешествие в Святую Землю Палестины), мастера трудились при монастырях (в населенных пунктах поблизости от обителей), либо это были сами монахи, которые таким образом зарабатывали деньги для обители. Среди наиболее известных монастырей, где богомолец в XIX веке или в начале XX века мог приобрести религиозный сувенир на память о своем посещении Святого Места значатся – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, но наиболее развитым промысел стал в Сергиевой Лавре, ведь именно здесь селились кустари, работавшие в русле создания миниатюрной религиозной резьбы по дереву, об этом я уже рассказывал, и не раз.
Увы, и это связано с самой оболочкой, в которую заключались конструкции, на сегодняшний день сохранилось крайне мало подобных предметов: разбивалась бутылка и затем, как правило, утрачивалось и содержимое. Кроме того, малой известности таких произведений способствовало и то обстоятельство, что в советском прошлом композиции в бутылках не имели интереса у музейщиков, которые терялись в определении этих предметов, не зная, к чему их отнести в своем собрании: к стеклянным сосудам? К иконам? К резьбе по дереву?
Только недавно религиозные композиции в стеклянных сосудах получили свой официальный музейный статус и тут выяснилось, что тема эта абсолютно не избита и не изучена, нет в музеях крупных собраний, нет исследований по данной теме, одним словом, это классическое «белое пятно» на карте истории искусства нашей Родины!
Однако в Шуе нашлись два человека, увлеченные темой, которые не только создали коллекцию «сосудов с секретом», являющуюся ныне украшением музея имени М.В. Фрунзе, но и написали уникальную книгу-исследование, посвященную этому редкому, и вместе с тем, яркому явлению:
С одним из авторов, Владимиром Владимировичем Возиловым мне удалось заочно познакомиться пару лет назад и даже получить от него книгу с автографом, ведь, как оказалось, в издании опубликована и одна из моих бутылок! Кстати, автор помог мне понять, что мое первоначальное мнение о ней ошибочно, эта композиция в бутылке, по всей видимости, создавалась не русским мастером, а, например, пленным немцем, попавшим в Россию во время Первой Мировой войны. Вторая же моя реликвия – это, однозначно, произведение мастеров Сергиева Посада, о чем я уже знал.
Я могу много рассказывать про евлогии в сосудах, это интереснейшая тема, но формат статьи не позволяет мне увлечься и слишком злоупотреблять Вашим терпением, поэтому я настоятельно советую, во-первых, побывать в самой Шуе и в музее, а во-вторых, приобрести книгу «Евлогии в сосудах», открыв для себя совершенно новое знание о российских мастерах-миниатюристах прошлого.
Мы же с вами заходим в здание и следуем в зал, где в стеклянных витринах расставлены самые разные старинные бутылки, внутри которых заключены разнообразные по сюжету, материалам и сложности, религиозные композиции.
Размеры и форма бутылок были совершенно разными, ведь в XIX столетии еще не имелось достаточного количества унифицированной тары, дефицитной на тот момент, и мастер работал с тем, что имел, а точнее - что мог раздобыть. С развитием стеклодувных производств, поставивших изготовление бутылок на поток, ситуация поменялась и кустари смогли делать унифицированные наборы деталей, из которых затем и создавались сложные композиции в бутылках.
Я лично искренне удивляюсь тому, как это все делалось. Представьте, изначально мастер обязан был каким-то образом измерить линейные размеры сосуда, внутренние размеры, только после этого он приступал к изготовлению деталей. Композиция сначала собиралась на столе, отрабатывалась технология сборки, причем каждая деталь обязана была проходить в узкое горлышко бутылки и затем могла быть установлена в нужное место. При помощи «хитрых» крючков, палочек, веревок и других приспособлений, изготавливаемых по своему разумению мастером, конструкция переносилась внутрь сосуда и собиралась на «шипах» и при помощи клея. Собранная деревянная конструкция могла быть украшена декором из природных материалов - мхом, веточками, колосками и бумажными элементами. Работа чрезвычайно кропотливая и я бы сказал, инженерная, потому что мастер обязан был продумать все нюансы в конструктиве и в последовательности сборки.
С удовольствием я ходил от витрины к витрине, фотографируя старинные евлогии в сосудах, это собрание дает максимальное понимание того, насколько был развит удивительный промысел в имперской России.
Но в постоянной экспозиции есть не только старинные сосуды с секретами, но и продукция советского времени и даже современные изделия, поскольку и сегодня некоторые мастера работают в том же направлении, правда, выбирают иные идеи, материалы и технологии.
Самым простым «сосудом с секретом» из времен СССР можно назвать… школьную чернильницу-непроливашку, которой дети массово пользовались на протяжении десятилетий, мои родители, например, отлично ее помнили, я же уже не застал, попав в эпоху шариковых ручек.
Есть тут и чашки «попробуй, напейся», имеющие множество отверстий и сосуды, внутрь которых помещены фигурки, одним словом, фантазия у наших мастеров работает.
Покидали мы музей с теплым чувством, одна из моих мечт исполнилась в полном объеме, супруга тоже была впечатлена и бесконечно снимала старинные бутылки на камеру. Ну а дальше… а вот куда мы направили свои стопы дальше – расскажу позже, нельзя мешать все в кучу, согласитесь!
Путешествие в Шую: