Найти тему
Максим Бурмистров

Антикварная редкость: роговые паломнические реликвии Святой Земли.

В XIX веке, и особенно – после освобождения людей от крепостного рабства, тысячи верующих устремились в благоговейном порыве к местным и зарубежным Святыням. В своем искреннем порыве прикоснуться к стенам храмов и монастырей, поклониться могилам праведников и святым их мощам, приложиться с молитвой к чудотворным иконам, русские богомольцы преодолевали огромные расстояния и терпели стойко любые путевые неудобства.
Главной же их целью закономерно становилась Святая Палестина, место рождения и гибели Спасителя, жизни Пресвятой Богородицы, апостолов и учеников Христа. Туда, где каждая травинка, каждый камешек и пылинка на дороге, каждый дом и даже сам воздух напоминали о Библейской истории, устремлялись пилигримы, не щадя своих сил и скромных сбережений.
Путешествие занимало много времени, но это не являлось препятствием для паломников, принимавших все испытания с решимостью и благодарностью, как будто постоянно напоминая себе самим слова поговорки «Господь терпел – и нам велел»!
Пребывая в Иерусалиме, путешествуя по окрестностям, они не только хотели увидеть и запечатлеть в своей памяти удивительную атмосферу Святой Земли, но и желали непременно увезти с собой памятные сувениры, связанные с посещением конкретных паломнических объектов.
Для русского паломника все годилось, он не был капризным и зачастую довольствовался сувенирами, имевшими естественное природное происхождение. Камешек с берегов Иордана, тростник (оттуда же), камни с Горы Фавор или с Горы Голгофы, пальмовая ветвь (в память о Входе Господнем в Иерусалим), от которой, собственно, и происходит само слово "паломник", или желудь от Мамврийского Дуба, косточка древних олив из Гефсимани, все шло в ход и все в глазах богомольца являло собой священный сосуд, напоенный божественной энергией самого Святого Места, откуда он происходил.
Но постепенно, с усилением паломнического движения, местные кустари, подметившие нарастающий спрос, устремили свои навыки на удовлетворение потребностей приезжающих из России паломников, предлагая им приобрести самые различные изделия, сделанные вручную, имеющие четко направленную религиозную направленность.
Во многих государственных музеях имеются сохраненные до нашего времени паломнические реликвии, или, как их еще называют, евлогии. Евлогия – благословение, предмет личного благочестия, привезенный из Святого Места, изобразительно, духовно и физически связанный с объектом поклонения верующих.
Среди евлогий Святой Земли, изготовлявшихся в Палестине в XIX столетии, значительную часть составляют изделия из перламутра (раковины жемчужницы, моллюска, добываемого тут же, в Красном море) – иконы, образки, крестики, четки, реже – крупные многодетальные композиции, созданные из дерева, инкрустированного перламутром.

Образок Воскресение Христово. Иерусалим, XIX век. 
Перламутр, бронза, резьба, монтировка.
Москва, частное собрание.
Образок Воскресение Христово. Иерусалим, XIX век. Перламутр, бронза, резьба, монтировка. Москва, частное собрание.

Вторые многочисленные изделия местных кустарей – это резные деревянные иконы. Как и изделия из перламутра, эти сувениры создавались ремесленниками арабами-христианами, не имевшими достаточного художественного мастерства, отчего работы их отличаются довольно грубоватым исполнением.

Резная икона «Крещение Господне». Иерусалим, XIX век. 
Дерево, резьба.
Москва, частное собрание.
Резная икона «Крещение Господне». Иерусалим, XIX век. Дерево, резьба. Москва, частное собрание.

Несмотря на примитивность резьбы, деревянные резные иконы имели большой успех у русских непритязательных паломников, скупавших массово продукцию местных кустарей, причем покупали они ее не только для себя, но и для родственников и соседей, везя обратно множество предметов.
Особенно ценились резные иконы, сделанные на спиле оливы. По свидетельству исследователей старины, раз или два в год в Гефсиманский Сад пускали кустарей, позволяя им спилить и забрать несколько засохших ветвей древних олив, под которыми молился Господь перед казнью. Такие сувениры, имевшие в себе частицы значимых природных или рукотворных объектов, являвшихся прямыми свидетелями Библейских событий, наиболее редко встречаются среди сохранившихся евлогий.

Резная икона на спиле оливы из Гефсиманского Сада «Рождество Христово». Иерусалим, XIX век.
Спил оливы, резьба.
Москва, частное собрание.
Резная икона на спиле оливы из Гефсиманского Сада «Рождество Христово». Иерусалим, XIX век. Спил оливы, резьба. Москва, частное собрание.

Интересно, что подобные иконы, сделанные из оливы, делятся на два типа. Первые целиком вырезаны из единого фрагмента дерева, вторые – составные. Рельефное изображение на таких иконах изготавливалось отдельно и затем прикреплялось к спилу, украшенному незамысловатым орнаментом, набитым канфарником.
Ассортимент изделий из дерева также обладал завидным разнообразием, кроме икон изготавливались крестики (нательные, небольшого размера, наперсные (более крупные) и киотные, самые большие), а также образки, чётки, бусы, веера, шкатулки, миниатюрные модели храмов и так далее…
Местные иконописцы создавали и живописные иконы, которые несли на себе сюжеты, связанные с событиями двухтысячелетней истории. Редко, но встречаются писаные иконы, в основе которых древесина Мамврийского Дуба, камешки из Иордана, а еще реже – исполненные на черепе рыб.
Интересно, но в Палестине можно было купить или получить в подарок и… паломнические сувениры из России! Русские монастыри и Русская Духовная Миссия в Иерусалиме заказывали, например, печатные иконы на небезызвестной фабрике Фесенко (располагавшейся в Одессе). «Раздаточными» иконами одаривали отбывающих на Родину, паломников, благодаря их за труд, который им пришлось приложить во время проживания на территории русских подворий, где богомольцы исполняли самые различные обязанности и просто в память о пребывании на Святой Земле. Представлю вашему вниманию образ «Успение Пресвятой Богородицы» с редкой печатью-благословением от игумена Иеронима, который публикуется впервые и таким образом, вводится в зрительский и научный оборот:

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» с печатью на оборотной стороне. 
Содержание оттиска: «Благословение от Святой Гробницы Богоматери в Гефсимании за усердие от Гефсиманского игумена Иеронима».
Фабрика Фесенко в Одессе, рубеж XIX-XX веков. 
Дерево (кипарис), бумага, цветная хромолитографическая печать.
Москва, частное собрание.
Икона публикуется впервые.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы» с печатью на оборотной стороне. Содержание оттиска: «Благословение от Святой Гробницы Богоматери в Гефсимании за усердие от Гефсиманского игумена Иеронима». Фабрика Фесенко в Одессе, рубеж XIX-XX веков. Дерево (кипарис), бумага, цветная хромолитографическая печать. Москва, частное собрание. Икона публикуется впервые.

Среди другой печатной продукции – открытки с видами Святых Мест Палестины и с Библейскими сюжетами, некоторые из них предлагались паломникам в комплекте с «волшебным фонарем», ящиком, в верхнюю крышку которого вделывалось большая линза.
Еще один необычный сувенир – альбомы с травами Палестины, своеобразные гербарии, где на страничках бережно укреплялись засушенные стебли растений, произрастающих на Святой Земле. Каждый экземпляр снабжался надписью. Ничтожное количество таких сувениров дошло до современного времени, увидеть их можно, пожалуй, в каталогах музейных выставок или в частных собраниях.
Выполняли резчики иконы и на камне, чаще всего это был сюжет Крещения Господня, а логичным материалом для изображений служила обычная речная галька, взятая, естественно, с берега Иордана – так в паломнических евлогиях сливались воедино естественное, природное и рукотворное происхождение реликвии, усиливая его привлекательность для паломника.
Все перечисленные материалы (дерево, камень и перламутр) активно использовались кустарями, и хотя за прошедший век множество изделий по закономерным причинам, исчезло, было уничтожено по различным причинам, все же небольшое их количество попало в музеи и может быть обнаружено там любопытным читателем.
Так, например, в музее Ипатьевского монастыря имеется емкое собрание изделий из перламутра.

Небольшая, но вполне иллюстративная коллекция перламутровых евлогий XIX века собрана в музее Ипатьевского монастыря в Костроме.
Небольшая, но вполне иллюстративная коллекция перламутровых евлогий XIX века собрана в музее Ипатьевского монастыря в Костроме.

Но оказывается, существовали и другие сувениры, сделанные из необычного материала, чрезвычайно редкие и, как оказалось, неизвестные многим опытным любителям старины, антикварам со стажем, а также абсолютно выпавшие из внимания музейных работников.
Небольшая коллекция таких предметов имеется в ГИМе, реликвии эти выставлялись, насколько я знаю, всего единожды, на прошедшей в 2010 году в Москве выставке «Тысяча лет русского паломничества», и в литературе эти редчайшие памятники старины публиковались тоже однажды – в каталоге все той же выставки. Многократно посещая самые разные музеи, имеющие в своих постоянных экспозициях паломнические реликвии, мне не удалось увидеть ни одного подобного творения.
Что же это за произведения, которые остались за границей знаний о них всех тех, кто интересуется темой изучения и собирательства предметов религиозной тематики, связанных с русским паломническим движением? Это - изделия из рога, из роговых пластин, вырабатываемых из рогов домашних животных и даже… из рога носорога!
Для дилетанта предмет из рога – настоящая загадка, настолько он необычно выглядит, не походит на привычные изделия, столь удивителен сам материал, вызывающий самые противоречивые соображения о его происхождении и самой природе.
Мне неоднократно приходилось быть свидетелем того, как опытные антиквары также приходили в замешательство при виде, например, крестика или образка, сделанного из рога. Не зная истории предмета и явления, как такового, они относили его чаще всего к недавнему прошлому, не подозревая даже, что у них в руках находится евлогия, сделанная более ста лет назад. Про материал же они и вовсе не догадывались, выдвигая ошибочные версии о его природе, называя изделия «янтарными», «канифольными», сделанными из «смолы» и даже… из пластмассы!
Действительно, большинство евлогий из Палестины, выработанных из рога, имеют красивую медово-янтарную окраску и полупрозрачную структуру с хорошо заметными волокнами. Встречаются также изделия темного оттенка, не прозрачные.

Образок «Икона Иерусамской Божией Матери / святитель Николай Чудотворец». Палестина, середина XIX века.
Темный рог, тиснение, сверление, вырубка.
Москва, частное собрание.
Образок «Икона Иерусамской Божией Матери / святитель Николай Чудотворец». Палестина, середина XIX века. Темный рог, тиснение, сверление, вырубка. Москва, частное собрание.

В своем большинстве изделия, дошедшие до нашего времени - это образки, то есть иконы небольшого размера, имеющие в верхней части ушко (навершие) с отверстием для ношения на гайтане (шнуре). Вторая разновидность – кресты, среди которых, также, как и среди деревянных резных, существует градация по размеру и предназначению. Мелкие крестики – это тельники, обычные нательные атрибуты христианина. Крупнее по размеру наперсные кресты (то есть носимые на персях, на груди).

Крест наперсный «Распятие Христово / Крещение Господне».
Палестина, середина XIX века. 
Темный рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание.
Москва, частное собрание.
Крест наперсный «Распятие Христово / Крещение Господне». Палестина, середина XIX века. Темный рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание. Москва, частное собрание.

Некоторые такие изделия имели в себе специальные ниши, закрываемые откидными крышечками, предназначавшиеся для хранения реликвий – это кресты реликварии, или даже кресты мощевики.
Еще одна разновидность роговых евлогий – кресты параманные, предназначенные для монахов, у таких изделий на нижнем луче имелось еще одно ушко, через которое пропускался шнур особого крепления креста на теле монаха – парамана.

Параманный крест «Распятие Христово / Избранные святые». 
Палестина, середина XIX века. 
Темный рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание.
Москва, частное собрание.
Параманный крест «Распятие Христово / Избранные святые». Палестина, середина XIX века. Темный рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание. Москва, частное собрание.

И, наконец, самыми большими по размеру были киотные (аналойные, богослужебные) кресты, предназначавшиеся для размещения в домашней божнице, в Красном углу, или даже в храме и применявшиеся в ходе церковных служб, или хранимые там в качестве ценных реликвий и выставленные на поклонение прихожанам.

Крест киотный (аналойный) «Распятие Христово с избранными сюжетами и образами святых». 
Палестина, середина XIX века. 
Светлый рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание.
Москва, частное собрание.
Крест киотный (аналойный) «Распятие Христово с избранными сюжетами и образами святых». Палестина, середина XIX века. Светлый рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание. Москва, частное собрание.

Во многих случаях ошибочным было и понимание ценителями старины технологии изготовления роговых евлогий. Одни называли их «резными», другие, что естественно следовало из их ошибки в определении самого материала, именовали реликвии «литыми».
На самом деле, точного описания технологии изготовления рельефных изображений на роговых паломнических сувенирах не существует, однако в своей статье, вышедшей в 2017 году в журнале «Деньга» (№1/18 2017), я, вместе с исследователем Алексеем Смирновым, делаю предположение о том, как происходил процесс выделки роговых пластин палестинским ремесленником в XIX веке.
Если быть кратким, то технология представляла собой следующий процесс. Изначально рог (коровы, например) вымачивался в горячей воде, размягчался, а затем распускался вдоль и выпрямлялся под прессом, получалась роговая пластина. Затем пластина нарезалась на заготовки, каждая из которых помещалась между двумя матрицами с контррельефным рисунком и зажималась вновь в тисках – так получался оттиск изображения на двух сторонах будущего изделия. После высыхания заготовки она извлекалась из тисков, начинался финальный этап, в ходе которого мастер обрабатывал края изделия ножом и напильником, высверливал отверстие в ушке и полировал евлогию при помощи, например, войлока или ткани.
Производство это достаточно простое, но трудоемкое, слишком много времени нужно для изготовления всего одной единицы изделия. Возможно, именно по этой причине сегодня столь редко можно встретить роговые сувениры на прилавках антикварок и в музеях страны?
Для меня же интересным остается другой вопрос. Кто, как и из чего создавал сами матрицы, служившие затем для создания оттиска на роговых пластинах?
Все дело в том, что очень мало среди выявленных памятников из рога встречается повторяющихся один в один по сюжету и размеру. Производство это, по всей видимости, не было массовым. Этому способствовала, возможно, не только протяженность производственного цикла, но и другие причины. Например то обстоятельство, что матрицы не «размножали», а почему?
Вопрос этот остается без ответа, и что представляли собой пуансоны – тоже загадка. Были ли они металлическими, деревянными, а может быть, и каменными? Кто создавал рельефы на матрицах – тоже вопрос крайне для меня интересный, но пока абсолютно не разгаданный. Все дело в том, что в отличие от тех же изделий из перламутра и дерева, где резчики зачастую проявляли себя, как достаточно непрофессиональные работники, обладающие откровенно слабыми художественными навыками, рельефные оттиски на роговых изделиях и миниатюрны и крайне подробны, мастерски выполнены, так что часто разглядывать такие изображения лучше всего при помощи увеличительного стекла.

Рельефные изображения на изделиях из рога выполнены миниатюрно и мастерски, великолепно проработаны лики, фигуры, фон и декор.
Рельефные изображения на изделиях из рога выполнены миниатюрно и мастерски, великолепно проработаны лики, фигуры, фон и декор.

Имея возможность исследовать отдельные произведения роговой пластики, я также выявил различные приемы по их созданию. Некоторая часть из изделий, например, делалась из одной пластины, такие предметы были однослойными, другие состояли из нескольких слоев роговых пластин, скрепленных между собой, по-видимому, при помощи клея животного происхождения. При этом такие изделия имели, как правило, три слоя, располагавшихся друг относительно друга так, чтобы волокна сопряженных слоев имели перпендикулярное направление. Замысел кустаря здесь вполне объясним: такую же точно технологию при склеивании слоев применяют сегодня при изготовлении фанеры. Этим достигается прочность и жесткость конечного изделия, исключается «склонность» роговой пластины к «запоминанию» первоначальной скрученной формы, присущей изначально тому же коровьему рогу.
За мою многолетнюю антикварную практику мне удалось воочию увидеть не более двух десятков подобных предметов, и каждый из них производил на меня большое впечатление.
Наиболее запоминающимися стали, безусловно, крупные киотные распятия, отличающиеся наиболее сложным рельефным рисунком, состоящим из Библейских сюжетов и изображений избранных святых, помещенных в ажурных медальонах на тонко исполненный фон и обрамленных сложным барочным декором.

Святой апостол Марк. Фрагмент рельефного изображения на киотном кресте. Тонкая работа, рассмотреть которую лучше всего при помощи увеличительного стекла.
Святой апостол Марк. Фрагмент рельефного изображения на киотном кресте. Тонкая работа, рассмотреть которую лучше всего при помощи увеличительного стекла.

Интересно также, что практически на всех изделиях имеются надписи, выполненные кириллицей, что означает, что изделия изготавливались для русской паломнической аудитории, в то время как на изделиях из перламутра можно гораздо чаще встретить надписи на латинском языке.
Сама технология изготовления изделий из рога отнюдь не нова, с древних времен люди выделывали необходимые предметы, в том числе гребни, заколки, украшения, пуговицы. Тем не менее, мне не известны более примеры производства из роговых пластин религиозных предметов, хотя их, например, могли перенять и у нас.
Говоря о сюжетах, воспроизводимых на палестинских святыньках, то они, в большинстве своем, связаны с местными событиями, однако встречаются и исключения.
Например, на таких изделиях можно встретить образы святителя Николая, а также, что еще более удивительно, изображения святых, прославившихся в земле русской. Так, например, стоит упомянуть об образке, на котором изображаются святые Дмитрий Ростовский и Митрофан Воронежский, изображение которого опубликовано все в том же каталоге выставки «Тысячелетие русского паломничества» (стр.303).
Не будет лишним продемонстрировать и нательную иконку с образом Богородицы Споручница Грешных, обретенном в 1843 году в Орловской губернии, в Николо-Одринском монастыре. Объяснить такое внимание к святым сюжетам, происходящим исторически из России можно тем, что сами паломники подсказали их предприимчивым ремесленникам Палестины, а те воспользовались их востребованностью в среде русских богомольцев.

Образок «Воскресение Христово / икона Богородицы Споручница Грешных». Палестина, середина XIX века. 
Светлый рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание.
Москва, частное собрание.
Образок «Воскресение Христово / икона Богородицы Споручница Грешных». Палестина, середина XIX века. Светлый рог, тиснение, сверление, вырубка, вырезание. Москва, частное собрание.

Палестинские реликвии из рога удивительно притягательны, приятно держать их в руке, рассматривая тонкий рельефный рисунок. Особенно красиво смотрятся изображения при боковом освещении, выделяющим все детали рисунка и если обеспечить заднюю подсветку, когда само изделие наполняется волшебным янтарным светом, а святые на иконах и крестах буквально оживают.

Если подсветить образок из рога сзади, материал преображается и изображение становится "движущимся", как будто живым!
Если подсветить образок из рога сзади, материал преображается и изображение становится "движущимся", как будто живым!

Увы, многие памятники дошли до нас с различной степенью повреждений. Рог – материал хоть и долговечный, но требующий определенных условий для хранения. При нахождении во влажной среде он портится, разрушаются волокна, изображение может исчезнуть полностью или частично. У многих образков и крестов ломаются и утрачиваются навершия.
Тем не менее, благодаря музейным работникам и неравнодушным искателям паломнических редкостей, небольшое количество уникальных предметов удалось выявить, собрать и сохранить.
И хотя роговые евлогии Святой Земли редко попадают в поле зрения, я надеюсь, что процесс обнаружения новых памятников, уцелевших и дошедших до нашего времени, продолжится.

Автор благодарит собирателей, предоставивших предметы для исследования и публикации.
Все права на текст и фотографии принадлежат автору и не подлежат распространению, перепечатыванию и копированию без согласия автора, при упоминании материалов статьи прямая ссылка на публикацию обязательна!


Литература и материалы для любопытного читателя, в которых он сможет почерпнуть более развернутые сведения по теме русского паломнического движения и которые были использованы автором при создании настоящей статьи:

1. Каталог выставки «Тысяча лет русского паломничества», М., 2009, 332с., ил.

2. Альманах для коллекционеров и кладоискателей «Деньга», №1 (18)/2017, стр. 10, Бурмистров М., Смирнов А., «Редкость редкостная: старинные роговые евлогии Святой Земли».

3. Бурмистров М. «Старинные кресты и иконы из Иерусалима – как же красива резьба по перламутру!».
http://kupistarinu.ru/articles/191

4. Бурмистров М. «Деревянная пластика, старинная резьба, паломнические иконы – ищем вдохновение и удивляемся старинной красоте!»
http://kupistarinu.ru/articles/130

5. «Паломничество в Святую Землю», автор-составитель Е.В. Денисова, ГМИР, СПБ, 2006.

6. «Благословенно древо». Мир православной пластики XVI -начала XXI века. Каталог собрания Коллекционного дома Абрамовых / Авт.-сост. Е.В. Давыдова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Коллекционный Дом Абрамовых, 2014. 384 с., ил.

7. Предметы из личных коллекций собирателей старины.