Сравниваете ли вы себя с кем-то не в свою пользу? Ругаете ли вы себя за свои ошибки и промахи? Ломаете ли вы голову часами над тем, почему же что-то у вас не получилось? Зацикливаетесь ли вы на своих неудачах?
Считаете ли вы, что у вас снова ничего не выйдет, и что все равно все ваши попытки обязательно закончатся неудачей? Замечаете ли вы, что именно так все и происходит? Чувствуете ли вы при этом вину?
Обесцениваете ли вы свои собственные достижения? Приписываете ли вы чему-то хорошему в вашей жизни простому везению? Мол, это не я, это просто так повезло, это случайность.
Доверяете ли вы положительным оценкам ваших действий со стороны других людей? Испытываете ли вы стыд, смятение, желание спрятаться в ответ на похвалу или комплименты в вашу сторону?
Если все это про вас, то скорей всего у вас присутствует синдром выученной беспомощности. В схематерапии рассматривают это состояние через конкретные схемы: Схема Обреченности на неудачу, Схема Дефективности и некоторых других, часто работающих с ними совместно.
Здесь всегда есть проблемы с самооценкой. Она патологически слита с другими людьми, без здоровых границ, с искажением реальности. Эти процессы в подавляющем большинстве случаев вытеснены в бессознательное, на поверхности остаются только когнитивные искажения – ошибочные мысли.
На самом деле элементы этого состояния хоть иногда, но присутствуют практически у каждого человека. Когда мы говорим уже о том, что существует проблема? Когда это состояние серьезно мешает жить. Вот тогда стоит уже бить в колокола и начинать что-то менять.
Часть №1.10 признаков выученной беспомощности
Чтобы понимать, что именно нужно поменять в себе, стоит сперва научиться распознавать, а какие же внутренние процессы и состояния присутствуют при выученной беспомощности: вытащить нечто из бессознательного, вытесненного – в сознание. Осознать – значит, получить шанс на изменение.
Это только полдела, это не все, это всего лишь шансы. Ведь теперь остается самое главное – взять и изменить.
По каким признакам можно определить, что работают схемы, влияющие на появление синдрома выученной беспомощности?
Например по этим:
- человек имеет избирательный фильтр восприятия: он сосредотачивается исключительно на своих неудачах, проблемах и препятствиях, забывая о своих успехах и умении самостоятельно находить какие-то решения;
- присутствует инфантильное отношение к жизни и к себе: я один, я маленький и слабый в этом страшном и опасном внешнем мире, населенном агрессивными чудовищами, действия которых мне непонятны;
- отсутствует ответственность за свои действия: кто-то виноват в том, что у меня все так плохо, кому-то несправедливо повезло больше, кто-то должен мне помочь, его только надо бы побыстрее отыскать, где-то бегает моя половинка, которая решит все мои проблемы;
- отсутствует ясное представление о будущем: нет мечты или целей, которые вдохновляли бы двигаться вперед, нет понимания, куда именно двигаться и зачем, в крайних позициях вообще нет смысла жизни;
- присутствует стабильно негативное эмоциональное состояние: наблюдается недостаток мотивации, сопровождаемый апатией, усталостью, безразличием и потерей интереса к жизни;
- отсутствует собственное мнение или четкая позиция: взгляды и ценности меняются легко и быстро под влиянием окружающих людей или внешних событий;
- отсутствует способность самостоятельно строить свою жизнь: недоверие к себе и к результатам своих поступков мешает принимать решения и действовать спокойно и уверенно;
- присутствует зависимое поведение и поиск некой сильной, спасающей фигуры: состояние подавленности и безразличия может привести к зависимости от мнений и решений других людей;
- смещается и искажается возможность верного выражения своих же эмоций: часто присутствует подавленная агрессия, которая ищет выход в импульсивных действиях или в уходе в фантазии или зависимости (пищевые, алкогольные, игровые, эмоциональные);
- возникают проблемы с телом: вытесненный и подавленный гнев формирует постоянную фоновую личностную тревожность и может вызывать панические атаки, психосоматические заболевания или любые другие сбои в функционировании тела: гормональные, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, опорно-двигательные и так далее.
Дополнительно можно сказать, что все вышеперечисленное является перекосами в динамическом балансе в разных его состояниях – нарушением определенных и конкретных границ.
Моим постоянным читателям предлагаю сейчас поискать самостоятельно, где именно в каждом из перечисленных выше пунктов произошел перекос, где и с чем нарушены границы, как заменить ошибочную установку на здоровую установку в границах.
Это будет хорошая тренировка самостоятельной корректировки границ, и пригодится этот навык вам затем в самых разных областях вашей жизни.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
В нашем Премиум-клубе «Управление Хаосом» вышла статья о том, как верно, оставаясь в границах, переформулировать все эти заученные и привычные ошибки мышления в здоровые мысли:
Следите за обновлениями, если эта тема для вас актуальна.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
Часть №2. Причины происходящего
Этот синдром развивается у человека в ранние годы жизни (как и любая другая ранняя дезадаптивная схема) и может остаться с ним навсегда, мешая жить счастливой и полноценной жизнью. При этом человек не понимает ни причин происходящего с ним, ни путей выхода.
Формируется подобный синдром у ребенка в контакте со значимыми взрослыми: родителями, учителями, тренерами.
Каким образом? Например, вот так:
- - ребенка часто сравнивают с другими детьми не в его пользу: «посмотри, вон у других все дети как дети, а ты не понять в кого пошел такой»;
- - его мало хвалят или поощряют: «все, иди отсюда, сделал и слава богу, не мешай мне, не до тебя тут»;
- - отсутствует поддержка в сложных для ребенка ситуациях, вместо этого есть непосильные требования: «давай иди делай заново (делай сам), хватит ныть уже, никакого с тебя толку, я всегда сам все делал, а ты чего?»;
- - ребенка слишком яростно опекают и постоянно «подрезают ему крылья»: «не трогай! я сама сделаю, а то все сломаешь, не дай бог»;
- - ребенку постоянно транслируют словами и своими действиями, что то, что есть – это неизбежно, ничего изменить невозможно: «терпи, дочка, терпи, ничего не поделаешь»;
- - победы и достижения ребенка высмеивают, обесценивают и принижают: «мог бы и быстрее/больше/лучше/красивее сделать, все у тебя не так».
В таких условиях маленький человечек вместо того, чтобы развиваться, останавливается в развитии – а зачем что-то делать, если все равно не получится. Зона достижений и исполнения своих же желаний для него закрывается. Степень этого закрытия бывает, конечно же, разная, от легкой, до глубокой и очень устойчивой.
Бывает так, что взрослый родитель входит в конкуренцию с собственным ребенком (часто это родители одного пола с ребенком). В этой неравной борьбе ребенок всегда будет проигрывать более опытному и сильному взрослому человеку, это подчеркивается и на этом ставится акцент.
Бывает так, что ребенку словно транслируют всеми возможными способами: «Оставайся маленьким!» Беспомощным, слабым, зависимым от меня неумехой.
Коронные фразы: «Ты без меня ни на что не способна», «Что бы ты без меня делал!». Если вы их слышали постоянно, то знайте – вас приучали быть беспомощным. А вы взяли, да и приучились. Зачем-то.
Бывает так, что у ребенка формируют направление на некий идеальный и заведомо недостижимый образ совершенства – вот таким надо быть. Только таким.
В дальнейшем стремление разума не совпадает со стремлением сердца, человек всегда будет видеть, что он не дотягивает до этого совершенного образа, что он никогда не будет таким, как его мамочка, или как его папочка, или как космонавт Юрий Гагарин, или как балерина Майя Плисецкая, или как соседский парень-отличник, или как… поставьте здесь свое.
Ведь они все знают, как достичь таких успехов, а я – нет…
Истинные, глубинные причины подобного поведения у взрослого, формирующего синдром выученной беспомощности у собственного ребенка – его личные нерешенные внутренние проблемы: собственная беспомощность, страх, неуверенность в своих силах, тревога за будущее, зависимость от чужого мнения (а что люди скажут), сверхтребования к себе, перекос внутренних настроек эго в безуспешных попытках как-то выбраться из этого всего и так далее.
Если ваш родитель клещами пытался сформировать из вас идеального победителя, не учитывая ваш возраст – у него есть свои собственные проблемы. Они – не ваши, они отдельно от вас.
Если ваш родитель пытался доказать вам, что без него вам не обойтись – у него есть свои собственные проблемы. Они – не ваши, они отдельно от вас.
- Суметь внутри себя распознать, обозначить, ваши и не ваши проблемы, а затем отделить их друг от друга – первый шаг к выходу. Оставляем чужие проблемы их хозяевам. Работаем только со своими.
Мы умеем великолепно передавать из поколения в поколение – проблемы.
Именно поэтому терапию должны проходить не дети, а родители. Детям не терапия нужна, а адекватные условия для развития. С родителями, прошедшими свою терапию.
Начинать всегда надо с себя. Но ведь проще спихнуть свое неразумное дитя, не отвечающее нашим чаяниям, на руки специалистов, да и всего делов-то. Пусть там из него что-то другое переделают.
И это и будет – внешний локус контроля: кто-то должен исправляться, кто-то другой, а не я.
Что тогда здесь будет внутренним локусом контроля, кто может сказать?
И в ситуации, если вы родитель, и в ситуации, если вы – тот самый выросший ребенок? Есть над чем поразмышлять, верно?
Нарушением границ здесь будет – неуважение к личности своего ребенка. Он как предмет, как испорченная заводная игрушка, у него полностью отсутствует личная свобода воли. А откуда ей взяться-то тогда, если ее не замечают? Она и не формируется.
Таким образом создаются проблемы в отдаленном будущем, когда ребенок вырастет. В кого? В несчастного человека с синдромом выученной беспомощности. С соответствующими конфликтами с теми же родителями.
И не только с ними.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
Вы можете подписаться на «Личность и Мир» в нашем Телеграм-канале.
Всю информацию о том, как найти этот канал, как связаться со мной, можно найти на главной странице блога и в закрепленной там же теме:
Внимание! Статья ознакомительная. Все ваши интерпретации после прочтения, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно.
Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные совместно с профессиональным психологом.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
©Татьяна Леднева