Недавно моя мама рассказала, как они спасали коллегу, которую обманули мошенники. Бедная женщина была на грани нервного срыва с несколькими кредитами на руках. Естественно, ей запрещали общаться с кем-либо, все время держали в изоляции. Коллеги бросили работу и рванули к ней домой, чудом попали в квартиру (она не открывала) и смогли остановить это безумие.
Важно, что они сразу поняли: происходит что-то плохое. Но не стали злорадствовать и обсуждать, как можно быть таким доверчивым. Они бросились на выручку, чтобы помочь женщине выбраться из этого страшного цикла обмана. Ее поддержали родные, но в интернете она получила свою порцию осуждения. И хорошо, что рядом были люди, которые помогли справиться и с этим тоже.
В этой статье дадим несколько практических рекомендаций, что делать, если ваш знакомый или родной находится в контакте с мошенниками. Но для начала — простое напоминание: в такой ситуации может оказаться любой из нас. Нет особенно умных, которым это точно не грозит. Поэтому давайте будем добрее по отношению друг к другу.
Обычно мошенники стремятся максимально изолировать жертву: предупреждают, что ей нельзя общаться с родными, рассказывать о разговорах и сделках. И многие следуют этим правилам, так как боятся усугубить свою и без того тяжелую ситуацию. Тем не менее, если вы узнали, что именно сейчас ваш знакомый общается с мошенниками, у вас есть шанс помешать их планам. Главное — действовать быстро и не бросать родного человека в беде.
Ранее рассказывали о том, что помогает мошенникам обмануть любого человека:
В интересах мошенников — действовать быстро, но не всегда это получается. В последнее время они разыгрывают многоступенчатые схемы, в которых с жертвой связывается то «курьер», то «представитель Госуслуг», то «генерал ФСБ», то «сотрудник банка». Пока мошенники стараются сильнее запутать жертву, ее родные могут вмешаться.
Самый простой совет — будьте на связи с родными, чтобы их первой мыслью было позвонить вам. Регулярно пишите и звоните бабушкам и дедушкам — они особенно уязвимы перед лицом мошенников. Важно быть настойчивыми: если они не берут трубку (им запретил это «генерал ФСБ»), продолжайте звонить и писать. В конце концов они ответят.
Если вы подозреваете неладное — сразу поезжайте к ним домой, чтобы вмешаться в их разговоры со «следователем». Если приехать невозможно — обратитесь к соседям. На этом этапе важно вывести родного из тумана обмана, посветить ему «фонариком», показать, что он не одинок.
Предупредите человека, что он, скорее всего, общается с мошенником, и нужно как можно скорее это прекратить. Если аферисты уже уговорили его взять кредит, важно вовремя признать ошибку — и не брать второй.
При этом не стоит бояться ошибиться. В таком деле лучше перестраховаться. Даже если вы не уверены, что речь именно о мошенничестве, безопаснее будет прекратить все подозрительные контакты.
Конечно, человек будет сопротивляться. Его обманули, и признать это непросто — особенно если он уже перевел аферистам часть денег. Поэтому важно действовать деликатно: не обвинять и не осуждать, а стараться отвлечь и задавать как можно больше вопросов, чтобы включить критическое мышление.
Например, можно спросить:
- Кем представился собеседник?
- Это мужчина или женщина?
- Где работает?
- Что говорит?
- Что просит сделать?
- Угрожает ли? Или чем-то пугает?
- Что делает?
Отвечая на эти вопросы, жертва проговорит ситуацию и сможет взглянуть на нее как будто со стороны. Это поможет ей осознать, с кем она на самом деле общается.
Напомните, что представители Банка России, прокуратуры и других служб постоянно предупреждают: никому нельзя передавать личные данные. Странно получить звонок от «генерала ФСБ» и продиктовать ему коды из SMS или данные паспорта. Здесь явно что-то не так.
Кроме того, почти в каждом сообщении с PIN-кодом или паролем большими буквами написано: эти данные могут запрашивать только мошенники. Не передавайте их никому. Никогда.
Да, это банальные вещи, и нам самим уже надоело их повторять. Но чтобы спасти родного человека — несложно сказать это еще раз: сотрудники Банка России не звонят обычным гражданам. Генералы ФСБ и налоговая не проводят операции по телефону. Сотрудники банков не пишут в мессенджеры.
Если у вас есть доступ к телефону, на который пишут мошенники, — изучите переписку и укажите на ошибки и логические несостыковки. Или попросите родного человека прислать скриншоты и разберите их вместе.
Вот, письмо якобы от Госуслуг: сообщают о взломе, просят срочно позвонить по указанному номеру. Но адрес отправителя явно неофициальный. Очевидно, что это мошенники. Такое письмо можно смело удалить и отправить в спам.
Ни в коем случае не осуждайте человека, который поверил мошенникам. Его вины в этом нет. Виноваты только мошенники: это они обманывают, крадут деньги, доводят людей до нервного срыва и даже до суицидальных мыслей. Не перекладывайте вину на жертву — это только ухудшит ее состояние.
Даже если родной человек в итоге не пострадал — вы успели вмешаться вовремя — ему все равно нужны ваша поддержка и помощь. Спокойно обсудите ситуацию, при необходимости смените все пароли, заблокируйте карты.
Читайте о том, как самозапрет на кредиты и займы дал пенсионерке время и спас от мошенников:
Как вы считаете, можно ли помочь человеку, который уже общается с мошенниками? Удавалось ли вам помешать обману и спасти близкого?
--