После революции 1917 года знаменитый певец и актёр Александр Николаевич Вертинский, оставшись без денег и возможности творческой реализации, более двух десятилетий прожил за рубежом. Везде, где он находился – во Франции, в Америке, Польше, Румынии – встречали его очень тепло и гостеприимно. За ним прочно закрепился титул второго по величине русского певца (первенство принадлежало Фёдору Шаляпину). Выступление Вертинского в самом большом концертном зале Нью-Йорка сопровождалось восторженными овациями, с ним стремился познакомиться Бинг Кросби, которого называли королём эстрады. Позже Александр Николаевич переехал жить в Шанхай. Несмотря на то, что в 40-х годах уже шла война на Дальнем Востоке, артист много выступал, преимущественно перед русской аудиторией. На одном из концертов присутствовала 19-летняя Лидия Циргвава, представительница грузинского дворянского рода (проживавшего некоторое время в Сибири, а позже осевшего в Манчьжурии). Девушка с чёрными раскосыми глазами зашла за кулисы, чтобы поздравить маэстро...
В мае 1942 года Александр и Лидия обвенчались в русской церкви в Шанхае, а на следующий год, вместе со своей первой доченькой, вернулись на родину, в Россию.
Родилась Марианна Вертинская 28 июля 1943 года. Имя для неё выбрала мама под впечатлением от зарубежного художественного фильма о Робин Гуде – так звали возлюбленную главного героя. Это оказалось своеобразным пророчеством, ведь вторым мужем актрисы Марианны Вертинской был Борис Хмельницкий, запомнившийся миллионам зрителей, как благородный Робин Гуд отечественного кинематографа.
Вскоре после рождения Марианны семью Вертинских ожидало пополнение – появилась на свет младшая дочь, Анастасия, которая также стала одной из самых знаменитых и многими любимых актрис.
После долгожданного возвращения в Россию семья Вертинских на протяжении трёх лет жила в гостинице «Метрополь». Александр Николаевич выступал на сценах Москвы, Ленинграда и провинциальных городов, где его всегда ожидал огромный успех и признание. Часто устраивал закрытые концерты для советских воинов, вернувшихся с поля боя.
Кроме того, Вертинский много снимался в кино. На экраны выходили киноленты «Заговор обречённых» (где за роль кардинала актёр был удостоен Сталинской премии), «Пламя гнева», «Скандерберг», «Анна на шее»...
Лидия Владимировна, которая ещё во время проживания в Шанхае, прославилась как талантливая художница, поступила в Суриковское училище. Позже она работала на комбинате графики.
После окончания войны, в 1946 году Вертинские получили квартиру на улице Горького, в центре Москвы. С этого времени Лидия начала сниматься в кинолентах. Самыми яркими и запоминающимися её ролями стали испанская герцогиня в приключенческом фильме «Дон Кихот», птица Феникс в «Садко», колдунья из «Новых приключений Кота в сапогах» и коварная злодейка Анидаг из сказки «Королевство кривых зеркал».
Из-за частых гастролей и киносъёмок Александра Вертинского, дочери редко виделись с отцом. Исключение составила поездка в Сочи, куда он отправился вместе с малышкой Марианной и супругой Лидией, которая в то время была беременна второй раз. Значительную часть времени девочки проводили в женском окружении – с мамой, бабушкой и гувернанткой. Однако практически каждый год, в первый день сентября любящий отец лично отводил своих Марианну и Анастасию в школу, где выступал с концертными программами.
Из воспоминаний Марианны Вертинской:
«Это была школа №179, расположенная напротив Театра оперетты на Пушкинской улице. Отец часто давал там благотворительные концерты. За эти деньги детям обеспечивали бесплатные завтраки, школьную форму, учебники и портфели. Школа была большая, и когда папа готовил очередной концерт, вся Москва узнавала об этом мгновенно – и зал всегда был забит до отказа. Помню, однажды нам сказали, что на деньги от его концерта купили хрустальные вазы и очень хороший ковёр в кабинет директора. Папа разгневался невероятно, пришёл в школу, влетел в кабинет директора и кричал, что не для того работает, чтобы директору покупали ковры. Они с перепугу всё продали, а на нас с Настей озлобились ужасно, тем более, что и учились мы не блестяще. Так что учителя к нам относились по-разному, а однажды учитель физкультуры мне сказал, чтобы я вообще заткнулись, потому что я дочь Вертинского, а он продал родину и всё такое... И я дала ему по физиономии! Меня после этого вызвали на педсовет, к директору, едва не выгнали из школы».
После окончания школы Марианна Вертинская поступила в Щукинское театральное училище, одновременно начиная покорять волнующий мир отечественного кино.
В 1961 году кинематографическим дебютом юной одарённой артистки стала роль в кинофильме Анатолия Эфроса по сценарию Веры Пановой «Високосный год». Марианна сыграла Катю Борташевич – дочь аморального чиновника, сотрудничающего с группой жуликов.
После премьеры этой кинокартины Вертинская стала получать приглашения от режиссёров и сценаристов, которые не только обратили внимание на знаменитую фамилию, но и высоко оценили прирождённый талант, искренность и непосредственность молодой актрисы.
Далее последовала роль юной девушки по имени Аня в фильме «Мне двадцать лет», повествующем о молодёжи 60-х годов – поколения, которое с надеждами и сомнениями, ищет своё место в жизни.
В 1965 году на экраны вышла киносказка «Город мастеров», в которой Марианна Вертинская исполнила роль золотошвейки Вероники. Съёмки этого фильма, основанного на событиях Средневековой Европы, проходили в живописных исторических местах Таллина.
А через два года актриса снялась в фантастической комедии «Его звали Роберт». В центре сюжета – приключения сбежавшего из лаборатории робота, которого по своему образу и подобию создал молодой и привлекательный учёный (обе роли исполнил знаменитый актёр Олег Стриженов). Кинолента получила почётный приз «Золотой шар» на Международном кинофестивале, проходившем в Милане.
Первую дочь, Александру, Марианна Вертинская родила в 1969 году, когда была замужем за архитектором Ильёй Былинкиным. Девушка, с ранних лет обладающая художественным талантом, училась в художественной школе при Третьяковской галерее, затем в Суриковском институте и французской Академии художеств. Её мужем стал бизнесмен Емельян Захаров, работающий в сфере компьютерных технологий и являющийся совладельцем галереи «Триумф». В семье Александры и Емельяна родились две дочери, которых назвали Василисой и Лидией.
В 1970-х годах советские зрители имели возможность увидеть Марианну Вертинскую ещё в нескольких выдающихся кинокартинах, где актриса воплощала совершенно разные женские образы.
В кинокомедии «Денискины рассказы», снятой по рассказам Виктора Драгунского, она предстала в роли мамы главного героя, маленького фантазёра и проказника.
В том же, 1970-м году Вертинской досталась роль артистки Татьяны Дроздовой в приключенческой комедийной киноленте «Семь невест ефрейтора Збруева».
В 1975 году был снят приключенческий фантастический кинофильм «Капитан Немо» по мотивам произведений Жюля Верна, где Марианна исполнила роль Жаклин Тюссо – жены профессора Пьера Аронакса.
В первый месяц 1978-го года знаменитая актриса во второй раз стала счастливой мамой. В браке с Борисом Хмельницким появилась на свет дочь Дарья. Следуя примеру своих родителей, девушка окончила Щукинское училище. Во время учёбы на третьем курсе вместе с отцом она снялась в кинофильме «Тёплые ветры булгар». Юной актрисе досталась роль римской императрицы, а Борис Хмельницкий, на этот раз, перевоплотился в славянского князя Святослава.
На протяжении 1980-1990-х годов у Марианны Вертинской было не очень много киноролей. На экраны вышли фильмы с её участием: «Диалог с продолжением», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Гражданский иск» и «Женщина в море».
Актриса также известна театральными ролями. С 1966 по 2005 год её постоянным местом работы являлся Театр имени Евгения Вахтангова, а с 2005-го – «Модернъ».
С приходом третьего тысячелетия Марианна Вертинская вновь возвратилась в российский кинематограф. Буквально из года в год выходили в свет кинофильмы, в которых она исполняла главные роли – «Наследницы» (2001), «Дни ангела» (2003), «Влюблённые-2» (2004), «Наследницы-2» (2005), «Союз без секса» (2006), «Одна любовь души моей» (2007).
Марианна Александровна периодически участвует в кинофестивалях и популярных телевизионных шоу, однако слава и признание никогда не являлись приоритетом актрисы. Свободное время она с удовольствием проводит в компании своих дочерей и внуков. Несмотря на то, что в её жизни, помимо успехов, были трудности и ошибки, знаменитая артистка не изменила бы ни одного прожитого дня.
«Прошло много лет, изменились люди, изменилось время. И сейчас остаётся только с улыбкой вспоминать о том, как мы все участвовали в какой-то погоне за счастьем, которое так страстно хотели найти. Тогда нам казалось, что просто не умеем этого делать. Теперь понятно, что как раз умели: ведь счастье было в самой этой погоне».
Читайте также: