Появившись на советских киноэкранах в роли весёлой и спортивной красавицы-студентки Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», двадцатилетняя Наталья Варлей моментально была признана эталоном женской красоты и самой желанной невестой. А уже на следующий год она предстала в образе очаровательной Панночки, ставшей сущим кошмаром для трусоватых мужчин... В каждой своей новой роли актриса раскрывала и демонстрировала совершенно новые и неожиданные грани своего таланта.
Будущая знаменитость родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца, в семье Владимира и Ариадны Варлей. Отец служил капитаном дальнего плавания, поэтому часто приходилось менять место жительства (Ленинград, Москва, Владивосток, Мурманск...) Предками по отцовской линии являлись состоятельные поволжские немцы Рейнеке, а также конозаводчики из Уэльса – обладатели валлийской фамилии Варлей, которые поселились в Российской империи в 19 столетии. Мать Натальи была внучкой известного горного инженера Евгения Барбота де Марни.
В 1953 году в семье родилась младшая дочь, Ирина.
С самых ранних лет Наталья Варлей увлекалась чтением, рисованием и сочинением стихов. Училась на отлично. Некоторое время посещала музыкальную школу.
Однажды после возвращения в Москву в конце 1950-х годов, Наталья с мамой пошла в Цирк на Цветном бульваре. Происходящее на арене настолько впечатлило девочку, что она решила непременно записаться в детскую цирковую студию.
А уже после школы Наталья осваивала цирковое мастерство на профессиональном уровне, поступив в Государственное училище циркового и эстрадного искусства на отделение акробатики.
Успешно завершив обучение, Варлей выступала под куполом цирка в качестве эквилибристки. Часто ездила на гастроли по Советскому Союзу в компании знаменитых коллег – велофигуриста Яна Польди, акробата Геннадия Горлова, клоуна Леонида Енгибарова и многих других.
Во время выступления на цирковой арене в Одессе прекрасную молодую эквилибристку впервые увидел кинорежиссёр Юрий Юнгвальд-Хилькевич, который был хорошим другом Л. Енгибарова.
«На арену вышло неземное существо! Нежная кожа! Блестящие волосы!.. Глаза!.. Улыбка!.. Неземное существо оторвалось от земли и полетело!..»
Изумлённый режиссёр не упустил шанс и уже на следующий день предложил Наталье роль медсестры в фильме под названием «Формула радуги».
Именно этот факт преподносится, как кинематографический дебют Варлей. Но в действительности дебют актрисы состоялся ещё в 1962 году, когда она исполнила главную роль в короткометражном фильме «Новогодний праздник отца и маленькой дочери». Фильм был снят выпускником ВГИКа Эльером Ишмухамедовым по мотивам рассказа Александра Грина.
Во время съёмок киноленты «Формула радуги» на молодую талантливую актрису обратила внимание Татьяна Семёнова, которая работала ассистентом у знаменитого кинорежиссёра Леонида Гайдая. Она и предложила Наталье поучаствовать в кинопробах для будущей комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
В числе претенденток на роль студентки Нины было несколько знаменитых актрис – Анастасия и Марианна Вертинские, Лариса Голубкина, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская. Но своё предпочтение Гайдай отдал малоизвестной, но невероятно обаятельной и непосредственной Наталье Варлей.
Её партнёром на кинопробах стал мосфильмовский ослик Соловей, которого она подкармливала морковкой для того, чтобы он стоял на месте. Во время дубля Наталье было настолько весело, что она даже не почувствовала, как ослик вслед за морковкой почти зажевал половину её руки. Она играла эту сценку так легко и непринуждённо, абсолютно не испытывая никаких трепетных волнений – несомненно, режиссёру всё очень понравилось. После этого он осторожно поинтересовался, сможет ли актриса раздеться до купальника и сыграть в таком виде.
«Я согласилась, не задумываясь. И заметила, что это вызвало некоторое удивление у съёмочной группы и лично у Гайдая. Мол, как легко девушка согласилась раздеться!.. Но ведь никто из них даже не учёл, что я работаю в цирке, где купальник, по сути, является моей «униформой».»
Все трюки в кинокомедии Наталья Варлей исполняла сама, без участия дублёров – водила автомобиль по серпантинной дороге, ныряла в холодную воду, прыгала из окна. Как цирковой артистке, ей всё давалось легко.
После премьеры «Кавказской пленницы» в кинотеатре «Художественный» в апреле 1967 года Наталья Варлей проснулась знаменитой. За ней прочно закрепился титул «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица...». Вся страна напевала незатейливую «Песенку о медведях». Девушки штурмовали парикмахерские с просьбой сделать им точно такое же каре с чёлкой, как у Нины. А влюблённые парни мечтали исключительно о такой невесте (одним из них был актёр Николай Бурляев, ставший первым мужем Натальи).
Совмещать киносъёмки с цирковыми выступлениями становилось сложнее, поэтому Наталья Варлей ушла из Московского цирка (который ей ещё долго и очень реалистично снился) и поступила в Театральное училище имени Щукина. Во время учёбы на первом курсе актриса снялась в мистическом фильме «Вий», исполнив главную роль очаровательной ведьмы – Панночки. Для съёмок эпизодов с полётами в гробу ей очень пригодился опыт, приобретённый во время работы цирковой воздушной гимнасткой.
Следующим ярким появлением Натальи Варлей на киноэкране стала главная роль в военной драме «Золото» (1969 год) – экранизация одноименной повести Бориса Полевого. События происходят в небольшом приграничном с Латвией городке, перед самым началом войны. Главная героиня Муся Волкова – восемнадцатилетняя машинистка банка, мечтающая об оперной сцене. Перед приходом немцев, в банк поступают огромные объёмы золотых драгоценностей из рижского Ювелирторга. Вместе с пожилым кассиром Митрофаном Корецким Муся решается практически на невозможное – вынести золото из оккупированной территории в Москву. Смелой девушке предстояло пешком преодолеть 600 километром по вражеским тылам до встречи с солдатами Красной Армии.
В 1971 году Наталья Варлей блистала на киноэкранах в образе Елизаветы Калачёвой в комедии Леонида Гайдая «12 стульев».
Далее последовала главная роль в совместной киноленте «Ленфильма» и ГДР-овской киностудии DEFA – «Чёрные сухари», повествующей о событиях 1918 года.
На протяжении 1970-1980-х годов фильмы с участием Натальи Варлей выходили на киноэкраны практически по два раза в год, однако не все роли были главными.
Самой яркой и запоминающейся в 80-х годах стала роль Марты Эрастовны Скрыль – тренера московской спортивной школы в фантастическом телесериале «Гостья из будущего».
В 90-х годах из-за отсутствия интересных и достойных предложений актриса практически перестала сниматься в кино. Этот период она посвятила преимущественно работе в дубляже, озвучивая огромное множество популярных телесериалов и кинофильмов – «Дикая Роза» (роль Вероники Кастро), «Студентка» (роль Софи Марсо), «Дежурная аптека» (все женские роли), «Аляска Кид», «Наблюдатель» и «Свадебный переполох» (все женские роли).
На телеканале ВГТРК Наталья Варлей несколько лет вела программы «Домашний очаг» и «Домашние хлопоты».
В 1994 году актриса, с детства увлекающаяся написанием стихов, окончила факультет поэзии Литературного института. Она выпустила четыре сборника лирических стихотворений, а также записала несколько музыкальных альбомов в жанре авторской песни.
В 2010 году Наталья Варлей стала обладательницей Ордена Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и за многолетнюю плодотворную деятельность.
В настоящее время знаменитая артистка живёт в уютном загородном доме в Подмосковье, с многочисленной кошачьей компанией. Она продолжает сочинять стихи, активно участвует в телевизионных передачах и юбилейных вечерах. Не упускает достойных предложений о киносъёмках, а случайными бездарными сценариями растапливает свой камин.
Читайте также: