Несмотря на недолгое существование, группа под названием «СССР», основанная певцом Александром Соловьёвым и гитаристом Ростиславом Григорьевым, оставила яркий и незабываемый след в истории отечественной рок-музыки.
Свой творческий музыкальный путь Александр Соловьёв начал в родном Череповце в конце 1970-х годов. Его первая группа, носившая название «КОРД» стремительно завоевала признание и любовь рок-меломанов. Летом 1984 года этот коллектив, подающий огромные надежды, запомнился ярким выступлением на фестивале «Рок в борьбе за мир», проходившем в пригороде Череповца, Городище. Ну а Соловьёв, отчётливо понимая, что на местном уровне достиг максимальной вершины, отправился покорять столицу.
В Москве в те времена одарённого и харизматичного рок-певца ожидали не самые привлекательные перспективы – выступать на эстрадной сцене или в заведениях общественного питания... Однако Александра неожиданно пригласили в очень популярную, но на тот момент находящуюся в опале, группу «Примус», основателем которой был Ярослав Ангелюк. В составе этого подмосковного музыкального коллектива Соловьёв записал несколько песен, одной из самых известных и популярных стала «Знакомство в метро» («Московский парнишка»).
Часть композиций в его исполнении вошла в альбом «Резиновый рок», который был выпущен под авторством «Группы Ярослава Миронова». Вскоре «Примус» был вынужден скрыться с музыкального горизонта и Александр с данным коллективом распрощался.
«Они ведь не гастролировали. Собрались, записались и разбежались. А мне нужно было деньги зарабатывать, у меня уже семья была. Нужно было ногами по земле ходить. В столицу, конечно, стремился... Причём, мне не важен был пафос, просто было понимание того, что всё важное происходит в Москве, особенно в музыке. Кстати, в это время я познакомился с Алексеем Беловым, будущим гитаристом «Парка Горького», и Сергеем Мазаевым, он тогда был саксофонистом. И мы успели с ними поиграть в ресторанах Москвы».
Вскоре Александра Соловьёва ожидало приглашение в знаменитую Синтез-группу Игоря Гранова («ИГРА», ранее известную как «Голубые гитары»), звукорежиссёром которой являлся гитарист «Примуса» Александр Боднарь.
«По прошествии некоторого времени мне передали, что известный композитор и продюсер Игорь Гранов очень хочет иметь в своём коллективе такого певца, как я, и даже прописку московскую сделает... Я приехал – сразу меня устроили, сняли мне квартиру в Марьино. То время, когда я работал у Гранова, оставило очень приятные впечатления и тёплые воспоминания».
В составе Синтез-группы Игоря Гранова Александр Соловьёв исполнил две композиции – «Балтика» и «Скоморох».
Весной 1988 года талантливый певец познакомился с гитаристом Ростиславом Григорьевым, который в то время играл в ростовской рок-группе «ДИВО» (прежде музыкант участвовал в сибирском музыкальном коллективе «Рок-спринт» и выступал вместе с группой «Карнавал» на фестивале «Рок-Панорама»). Они быстро нашли общий язык и Александр охотно принял предложение стать новым солистом группы «ДИВО», сменив Игоря Фауста. Парни приступили к работе над материалом, но коллектив распался осенью того же года.
Александр Соловьёв:
«Олежка Газманов был у нас администратором. К тому времени мы были уже знакомы, познакомились в Калининграде ещё в 1976 году. И вот через какое-то время мы снова пересекаемся, уже как старые знакомые. И в итоге мы уехали с ним в филармонию в Ростове-на-Дону. Олег писал нам песни, а сам не пел. Я как-то говорю ему: «Ты выйди давай, спой...» А он: «Да нет, я стесняюсь».
Соловьёв и Григорьев продолжали совместную музыкальную деятельность, создав свою собственную рок-группу.
Новый коллектив назвали «СЭР», а расшифровывалась эта аббревиатура предельно просто – «Саша энд Ростислав». Для записи барабанных партий пригласили Олега Ховрина из «Красной Пантеры», с которым ещё совсем недавно вместе работали в группе «ДИВО».
Ребята нацелились на фирму «Мелодия», пытаясь заинтересовать её своими новыми композициями. И вот, к началу 1989 года были полностью готовы материалы для дебютного альбома, который получил романтическое название «Верю в мечту». Представители «Мелодии» высоко оценили песни и качество записи, однако дальше дело не пошло. Альбом, записанный на магнитофонной ленте, так и не был издан официально...
Но не теряя надежды и оптимизма, Саша и Ростислав попытались набрать концертный состав группы, пригласив бывшего барабанщика группы «Галактика» Игоря Дроздова, а также участников распущенного на тот момент «Карнавала». Коллектив надеялся устроиться в филармонию, но эти попытки не увенчались успехом и группа «СЭР» на некоторое время приостановила своё существование. Однако, до этого момента музыканты успели снять несколько клипов, которые транслировались на центральном телевидении.
В апреле 1989 года к Александру Соловьёву обратился крымский композитор, пианист и клавишник Виктор Годин с предложением поучаствовать в записи альбома своей группы «ВОЗНЕСЕНИЕ» – на тот момент у него уже был готов целый цикл композиций на стихи популярного поэта-песенника Леонида Дербенёва. По содержанию этот материал носил духовный (а порой, и религиозный характер), исполненный в модном в то время жанре синти-поп. Эта перспектива показалась Александру заманчивой, поэтому он с лёгкостью приступил к записи вокальных партий для альбома, получившего название «Предисловие к судьбе». Этот материал был включён в тематический план «Мелодия», его запись осуществлялась на протяжении 1989 года в киевском отделении фирмы.
Концертное исполнение композиций не предполагалось, поэтому Александр Соловьёв, ещё до официального выхода альбома, возвратился к своему основному музыкальному направлению – хард-року.
«Помню Фестиваль Мира в Москве в 1989 году, когда приезжали Бон Джови, «Скорпионс», Оззи Осборн, «Мотли Крю», «Синдерелла». Мне и Гарику Сукачёву повезло: нас к ним пустили за кулисы. Мы с Бон Джови были тогда очень похожи: у меня тоже были длинные волосы и мелирование. Он увидел меня — сразу: «Ты мой бразер!» «Йес!» — говорю. Он кепку мне подарил и куртку! Белая куртка такая, с бахромой. Я только вышел, а мне сразу 700 долларов за куртку предложили. Я сказал: «Не-е-е, вы чё?»
Нацелившись на европейский музыкальный рынок, Александр и Ростислав переименовали свою группу «СЭР» в «СССР» и вновь принялись собирать концертный состав. На этот раз, попытка оказалась более успешной.
Клавишником стал Виктор Годин (из группы «ВОЗНЕСЕНИЕ»), бас-гитаристом Евгений Мельников, а барабанщиком Игорь Кармазинов.
В 1990 году был записан одноимённый альбом «СССР» в духе энергичного тяжёлого рок-н-ролла (который не был официально издан). Но, всё же, удалось привлечь внимание европейских промоутеров и группа отправилась в турне по Западной Германии, а также записала пару композиций на мюнхенской студии вместе с немецкими музыкантами. Спустя некоторое время песня «Каждый выбирает для себя» (текст Юрия Левитанского, музыка Олега Газманова), открывающая дебютный альбом группы «СССР», заняла призовое место в хит-параде на французском радио.
В октябре 1990 года коллектив выступил на праздничном концерте в честь 50-летия Джона Леннона, проходившем в Череповце. На этом мероприятии также был представлен новый состав «КОРДА» – группы, с которой начался творческий путь Александра Соловьёва.
На следующий год наша огромная многонациональная страна СССР исчезла с карты мира... Постепенно распалась и рок-группа, названная в её честь.
Некоторое время Александр Соловьёв сотрудничал со Стасом Наминым, однако дело не заладилось.
«Стас Намин испортил со всеми отношения, что, естественно, аукнулось и нам. Нас перестали везде приглашать: «Чьи? Намина!.. Свободны...» Не любили его... телевизионщики не любили. И мы потихоньку-потихоньку пришли в упадок. И надоело мне всё. И поехал я домой. Занялся бизнесом.»
Вернувшись в родной Череповец, Александр Соловьёв открыл первый в городе музыкальный магазин и ночной клуб. А затем обратился к местной власти с предложением «реанимировать» старый заброшенный кинотеатр, находившийся в плачевном состоянии. Вслед за «Рояль-Вио» в Череповце, появился «Рояль-Синема» в Вологде, построенный вместе с компаньонами. Со временем Александр создал компанию, специализирующуюся на строительстве кинотеатров под ключ на территории России и ближнего зарубежья, а также создал сайт для консультирования всех, кто желает построить кинотеатр.
Не оставил он и музыку. В свободное время вместе с друзьями с удовольствием поёт в одном из ресторанов родного города. Как утверждают его добрые приятели: «Александр поёт Стинга так, как сам Стинг себя не поёт».
Обладатель яркого и неординарного вокального таланта, Александр Соловьёв не гонится за славой, а просто делает всё, что доставляет радость ему, его близким людям и друзьям. Много времени проводит с любимой семьёй и наслаждается размеренной загородной жизнью, чувствуя себя абсолютно счастливым человеком.
P.S. В 2013 году Александр Соловьёв и Ростислав Григорьев вновь объединились и записали сингл «Рай мне не снится». А тремя годами ранее вышел в свет сольный альбом гитариста Ростислава Григорьева – «Слова любви».
Быть может, ожидается продолжение истории замечательной рок-группы «СССР»?..
Читайте также: