Московский метрополитен — это не только городской транспорт, но и комплекс продуманных художественных пространств. Практически каждая станция — индивидуальный проект. В отличие от многих других метрополитенов мира, где станции строятся по типовым проектам, московские оформлялись как отдельные произведения искусства. Это отмечали авторитетные издания вроде National Geographic, Reuters CNN, Lonely Planet и других.
В 2025 году Московский метрополитен отпраздновал 90-летие. Отличный повод, чтобы прокатиться по станциям и не торопясь рассмотреть их оформление — например, мозаичные панно. Из всех видов монументального изобразительного искусства для подземного пространства мозаика подходит больше всего: она долговечнее, чем фреска, не требует естественного или электрического света, как витраж, и эффектно смотрится даже спустя десятилетия. В этом путеводителе расскажу, через какие станции стоит построить маршрут.
«Новокузнецкая»
Создатель всех мозаик на станции — Владимир Фролов — известный потомственный мозаичист. Его отец и брат в конце XIX века открыли первую в России частную Мастерскую декоративной мозаики. Среди главных работ семьи (кроме метро) — картины для Исаакиевского собора и интерьер храма Спаса на Крови.
Мозаик на станции несколько. Первая на потолке эскалаторного зала — «Парад физкультурников». В зале — серия «Сутки Страны Советов». Особенность мозаик в том, что пассажиры, глядя наверх, как будто видят то, что происходит на поверхности, из разверзшейся земли. Похожий приём используется на станции «Маяковская», но там вид с поверхности земли, а здесь — из-под неё.
В сюжетах восьмиконечных панно — машиностроение, авиация, парад физкультурников, индустриализация. Мозаики установлены в геометрическом своде, которые советские архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев.
«Чеховская»
На станции используется техника «флорентийская мозаика»: каждое изображение состоит из разных по форме каменных пластинок, плотно подогнанных друг к другу. Границы между ними почти не видны и различаются только по цвету. Панно состоят из синего, фиолетового и голубого лазурита, бордово-красного с чёрными прожилками родонита, сиренево-фиолетового флюорита, светло-жёлтого мраморного оникса, ярко-зелёного жадеита и нефрита, бирюзово-зелёного амазонита, разных сортов яшмы — всего здесь более 17 видов цветных камней.
Мозаики расположены вдоль путей. Почти все они иллюстрируют биографию и произведения Чехова: «Степь», «Мужики», «Дама с собачкой», «Вишнёвый сад», «Дом с мезонином», «Чайка» и другие.
Галерея мозаик начнётся с провинциального российского городка с церковью, следом будет человек в плаще, вишнёвое дерево в цвету, дама у садовой беседки, ночное небо и поле, жница с серпом на берегу реки, дом с мезонином и чайка. На левой стене часть сюжетов повторяется.
«Маяковская»
Архитектор станции Алексей Душкин стремился к тому, чтобы пассажиры забыли, что над ними толща земли. Так он пришёл к решению создать иллюзию, что в потолке находятся окна, сквозь которые видно небо. В итоге получилось 35 мозаик, встроенных в потолочные кессоны. Они посвящены советской авиации и небу.
Мозаичные панно на станции создал Владимир Фролов по эскизам художника Александра Дейнеки. Художник изобразил не только достижения советской авиации, но и спортсменов в полёте, архитектурные сооружения и скульптуру на фоне неба, а также флоральные мотивы. На панно можно увидеть яблоню со спелыми фруктами, апельсиновое дерево и подсолнухи, а на другом — известный скульптурный мотив в советском искусстве: изображение девушки с веслом.
Дмитрий Аксёнов, начальник Музея метро
Все мозаики объединяет общая тема «Сутки Страны Советов». Они расположены так: утро — 7 панно, день — 8 панно, ночь — 5 и снова утро — 15. По задумке архитектора, входящих и выходящих пассажиров «приветствовали» утренние сюжеты. Почти на всех изображены самолёты, аэропланы, парашюты и птицы, на остальных — жизнь обычных граждан молодой советской страны. Правда, сегодня можно увидеть только 34 из них — одна мозаика оказалась закрыта при установке гермозатвора.
Под ногами пассажиров станции — отсылка к Маяковскому и футуризму: мраморные квадраты Малевича.
«Белорусская» Кольцевая
Мозаики на этой станции выполнены в флорентийском стиле, они посвящены разным сферам жизни белорусского народа. Всего на своде центрального зала находится 12 работ, которые начинаются и заканчиваются гербом.
Интересно, что одно из панно — „Вышивальщицы“ — после развенчания культа личности переделали: раньше белорусские женщины вышивали портрет Сталина, а само оно называлось „Подарок вождю“. Есть панно с партизанами, „Встреча воинов-освободителей“, „Строительство“, „Вахта мира“, панно „Танец (народное творчество)“ — есть второе название „Пляска“, „Урожай“, „Животноводство“, „Образование“, „Физкультура“.
Дмитрий Аксёнов, начальник Музея метро
В Восточном вестибюле, если выходить в сторону улицы Лесной, находится майоликовое панно португальской художницы Грасы Мораиш. Эта мозаика — подарок мэрии Лиссабона в год 850-летия Москвы. Оно выполнено в традиционной португальской технике азулежу.
«Новослободская»
Это последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Душкиным.
«Новослободскую» называют женской станцией, потому что здесь впервые в мировом метростроении работами руководила женщина — инженер Татьяна Фёдорова. Она также была в числе первых строителей московского метро.
Одно из главных украшений станции — мозаика Павла Корина, смальтовое панно «Мир во всём мире» на торцевой стене.
Панно в своё время стало скандальным. Оно изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю. По слухам, Корин взял за прообраз жену архитектора Душкина. Изначально вместо этого голубя был медальон с изображением Сталина. В первоначальном варианте женщина была без обуви: художник считал, что матерей нужно изображать босыми, как Мадонну. Это вызвало негативную реакцию у Хрущёва, который сказал: „Что, у нас в стране людям обуви не хватает?“ Мозаику хотели демонтировать, но сотрудники и художник её сохранили, поставив перед ней стену, облицованную гранитом. Таким образом мать с младенцем на руках пребывала в „замурованном“ состоянии несколько лет.
Дмитрий Аксёнов, начальник Музея метро
«Комсомольская» Кольцевая
На станции восемь основных сюжетных мозаик Корина в плафонах и несколько декоративных панно. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Суворова, Кутузова, а также советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Ещё два панно — «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени» — изображали Сталина, но в 1963 году их заменили на выступление Ленина перед красногвардейцами и на фигуру Родины-матери на фоне Спасской башни Кремля.
В мозаичных панно на станции Павел Корин, потомственный иконописец, изобразил несколько скрытых образов Христа. Он разместил их на знаменах и стягах Невского, Донского, Минина и Пожарского.
Интересный факт: станция «Комсомольская» Кольцевой — одна из самых высоких и широких в метро Москвы. Над ней находится целых три железнодорожных вокзала, поэтому она рассчитана на большое количество пассажиров.
«Нагатинский Затон»
Самая современная станция в путеводителе. Здесь 12 мозаичных панно из смальты и натурального камня. Все работы изображают обитателей рек Московского региона: леща, карася, бычка, ротана, голавля, щуку, уклейку, налима, окуня, судака, плотву и даже головастика.
Эти панно необычны для московского метро: они сочетают римскую и флорентийскую техники, то есть вблизи фактура максимально разнообразна, а издалека мозаики приобретают объёмность и реалистичность.
В мозаиках автор, художник-монументалист Максим Козлов, спрятал «пасхалки»: броши, пуговицы, ракушки, комсомольский значок и даже бутылку «Егермейстера».
Советы туристам
- На «Чеховской» попробуйте найти на одном из панно автограф Чехова. Он находится в южной части станции, над эскалаторным туннелем.
- На «Маяковской» — «шепчущие» колонны: попробуйте с кем-нибудь встать у противоположных колонн станции по разным сторонам от центрального нефа и поговорите, отвернувшись лицом к колонне, — собеседник прекрасно всё расслышит. Такой же опыт можно проделать с монеткой: если с достаточной силой пустить вверх по желобку стальной полосы 5-рублёвую монету, она опишет по потолку полукруг и спустится по противоположному столбу.
- На «Белорусской» можно отдельно подняться в Восточный вестибюль в сторону улицы Лесной — он украшен майоликовым панно португальской художницы Грасы Мораиш.
- Приезжайте на станцию «Нагатинский Затон» в солнечную погоду и поднимайтесь наверх к входному павильону. Потолок здесь сделан в виде чешуи: у него волнистая форма из 26 000 пластинок, имитирующих рыбью чешую золотистого оттенка. В солнечную погоду она красиво сияет.
Расскажите в комментариях, какие станции московского метро считаете самыми красивыми!
Полезные ссылки
«Семь сестёр Сталина»: гид по сталинским высоткам в Москве
Почти двадцать тысяч под водой: 13 глубочайших станций метро в мире
Искусство под землей: 10 самых красивых станций московского метро
Текст: Игорь Хворостянов для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!