Самый несчастный персонаж фильма «Карнавал» и самый нелепый: Жозефина Викторовна. Задерганная несуществующими проблемами, выдумывающая их себе, чтобы было обо что пострадать.
Я не очень верю, что все проблемы от психосоматики, но глядя на Жозефину Викторовну, легко верится: и гипертония, и ущемление нерва – все оттуда, из головы. И имя у нее максимально нелепое, просто кричащее.
В начале фильма семья живет в коммуналке. И это неудобно. Неприятные соседи, общая кухня и ванная. Но разве это трагедия? Многие жили в коммуналках и, кстати, ждали бесплатные квартиры.
Зарабатывает Михаил Иосифович очень хорошо; он интеллигентный, культурный, мягкий человек, хоть и скрытный. На семейную трагедию брак Жозефины не похож…
Первое столкновение зрителя с Жозефиной – это прибытие Нины. Но мы до этого уже видели, что с наличием Нины не все так гладко: это типичный случай советского ханжества без религиозной основы, о котором я уже писала.
То самое невидимое отцовство при живом отце, которое есть также в фильме и повести «Сладкая женщина»: там Ларик жил в одном доме со своими родителями и своим сыном от Ани, но было принято, что он ребенка как бы не замечает. Родители Ларика любили внука и заботились о нем, а родной отец жил тут же, как будто он посторонний! И это никого не удивляло: так было принято, потому что люди сильно стыдились внебрачный детей. Стыдились сильнее, чем этого нелепого положения.
У Нины Соломатиной так же. Она живет с мамой в маленьком городке, рядом живет мать ее отца, баба Зинаида. Нина знает свою бабушку, общается с ней, ходит помогать, бабушка к ней вполне по-родственному относится и считает ее внучкой. А отец все эти годы словно невидимка! Хотя приезжал ведь он к бабе Зине? Не каждый год, но приезжал, и платил маме Нины алименты. Видимо, приезжал тайно, трусливо, к родной матери, чтобы не пересечься с родной дочерью.
Казалось бы, довольно обеспеченный и образованный человек. Никто же его не заставлял воспитывать Нину, почему нельзя было просто быть хоть изредка приезжающим отцом? Но нет, Нина впервые знакомится с ним в 18 лет.
Вот как людям намертво было вбито, что ВОТ ЭТО ВСЕ, от чего бывают дети, это грех, даже если самого понятия грех не было.
С Жозефиной Викторовной не легче. Уже на момент приезда Нины эта женщина вся издерганная, зажатая, нервная, погасшая. Хотя красивая и далеко не старая. Почему так? Да потому… Не коммуналка тут виновата.
Кстати, мама Нины, которая старше Жозефины, и далеко не здорова, и живет беднее, и то не производит такое впечатление. Нормальная она: позволяет себе человеческие эмоции, и не пребывает всегда в тоскливо-злобном настроении.
Внебрачная дочь ее мужа для Жозефины это сущий кошмар. Хотя со взрослой дочерью не надо нянчиться. А насчет помощи деньгами – так Михаил Иосифович не только хорошо зарабатывает, но и очень скрытен: судя по всему, у него свой бюджет, он не отчитывается перед женой. То есть ей что с Ниной, что без Нины – по ее благосостоянию это никак не ударит.
Про измену тоже ничего не известно: общий сын Соломатиных, Дима, намного младше Нины – скорее всего, поженились они намного позже, чем Нина родилась.
Бесится Жозефина от самого ужасающего факта: муж, оказывается, до нее был с какой-то женщиной.
Интересно, кстати, многие замужние женщины живут в иллюзиях, что они у мужа первые? Мне кажется, если выйти замуж не за 18-летнего, то такое почти невозможно…
Единственный момент в фильме, где несчастная женщина в хорошем настроении – это новоселье. В финале, даже перед приходом гостей, наряжается, а все равно угрюмо-злобная, как будто ей весь мир задолжал.
А как она на Димку за столом кричит? И даже дает подзатыльник. Не из-за того, что он сидит неправильно. Конечно же! В чудесных советских фильмах ничего не было просто так. Она срывает на мальчике зло, давнее накопившееся зло. Нине дать подзатыльник нельзя, мужу тоже, но можно Димке.
Отчего люди в фильмах (не только в этом, много примеров) так болезненно реагировали на детей? Как будто это монстры какие-то. Не в бедности дело, не в нехватке еды и других ресурсов, в «Карнавале» это очевидно.
Ханжество, запрет на все телесное, и неумение прямо говорить, называть вещи своими именами. Отсюда и «невидимые» отцы.
А вот еще маленький пример. Фильм «Мимино», сцена в суде, когда жена Нукзара узнает, что у него есть внебрачный сын. Казалось бы, взрослая тетка, вышла за грузина не первой молодости – что ее так удивило? Она думала, что плешивый и жуликоватый сотрудник базы до нее был девственником? Наверное.
Уж ее обеспеченную жизнь с «Волгой» и венецианской люстрой точно ничего не потревожит. Вряд ли Нукзар помогал мальчику деньгами, а если бы и хотел помочь, дядя Валико бы не позволил.
А лицо-то, лицо какое у Тоси. Мне кажется, если бы ей объявили, что у нее мужа смертельный диагноз, лицо было бы и то попроще.
Есть множество разборов, почему отец Нины и его жена обошлись с ней так некрасиво. Но можно подумать, что Жозефина сама с собой красиво обходится. Разве что-то выгадала она для себя от того, что Нину отвадили от дома?
Или даже так: а до появления Нины ей разве нормально было?
Почитать еще: